Жизнеспособность «оранжевой» коалиции, созданной вчера в парламенте Украины, находится под вопросом. В нее вошли 228 депутатов Рады, притом, что большинство в Верховной Раде составляет 226 человек. Таким образом, эта коалиция сильно зависит от внешних факторов — от лояльности всего двух-трех человек.
К тому же существует фактор сопротивления со стороны президента Виктора Ющенко, который не хочет видеть Тимошенко на посту премьер-министра. Поэтому очень многое будет зависеть от того, удастся ли Юлии Тимошенко удержать это, на настоящий момент незначительное, большинство.
Сейчас основная борьба развернется вокруг назначения премьер-министра и формирования правительства.
Этот процесс в рамках украинского законодательства чрезвычайно запутан. Сначала в Верховной Раде создается правящая коалиция, затем эта коалиция выдвигает кандидатуру премьер-министра на рассмотрение президента. Президент эту кандидатуру вносит в Верховную Раду, которая избирает премьер-министра, а дальше по его предложению избирает министров. (Правда, есть еще два министра, которые избираются по предложению президента — министр иностранных дел и министр обороны). Вот такой довольно сложный механизм.
Как видим, большинство в Раде требуется на всех его этапах. То есть, нужно, чтобы большинством был избран премьер, и чтобы большинством были избраны министры. И если на любом этапе два-три-четыре депутата откажутся голосовать в поддержку правящей коалиции, то правительство не будет сформировано, или будет сформировано очень криво. В этом заключается основная проблема этой неустойчивой коалиции.
Если коалиция все же не рассыплется, то не стоит ожидать от Юлии Тимошенко какой-то безумной внешней политики. Она очень разумный, рациональный политик, но очень резкий. Традиционно внутри страны она вела популистскую политику — и, скорей всего, будет продолжать ее, работать на набор очков блоком своего имени. Что же касается политики внешней, отношений с Россией, то Тимошенко всегда демонстрировала способность договариваться с российскими властями — предыдущий срок на посту премьер-министра она так делала. И нет никаких оснований считать, что политика кабинета министров под руководством Тимошенко, если он будет сформирован, будет заметно более антироссийским, нежели политика предшествующих составов правительства.
Политическая обстановка на Украине в целом стабильная. Хаос бушует в стенах парламента, но, как показывает практика, например, Италии 60-70-х годов, хаос в правительстве ничуть не мешает стране продуктивно и быстро развиваться. Главное, чтобы Тимошенко не остановила экономический рост, возобновившийся при Еханурове и Януковиче.
Естественно, следующие два года будут политически сложными: большую роль будет играть, в числе прочего, фактор подготовки к президентским выборам — Юлия Тимошенко будет на них, скорее всего, выдвигать свою кандидатуру, а значит, Виктору Ющенко придется прилагать серьезные усилия, чтобы защитить свою нынешнюю президентскую позицию, если он намерен баллотироваться на новый срок.
Плюс к тому — «оранжевое» правительство, если оно все же будет создано (а это еще не факт, несмотря на то, что коалицию удалось сформировать), будет нестабильным, вполне возможно и его отставка, и смена коалиции, и даже роспуск Верховной Рады. Учитывая феерические украинские политические традиции, когда все «дружат против всех», когда существует культура политических измен, перехода политиков из группировки в группировку, — для Украины это нормальное дело.
Поэтому нельзя говорить, что «оранжевая» коалиция окончательно утвердилась на Украине на грядущие два года, скорее всего, будет большое количество сюрпризов. И то, что сама эта коалиция формировалась с очень большими трудностями — на это указывает и то, что еще не сформировано правительство, — говорит о том, что борьба продолжится.