Что надо ОБСЕ от казахской Конституции?

Осталось каких-то тройка месяцев до мадридской встречи министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ, где будет, в том числе, рассмотрен вопрос о председательствовании в организации, в 2009-ом. Пост этот, который в мировом масштабе не входит в число самых престижных, для нашего южного соседа — Казахстана, получить уже дело принципа и престижа внутри страны. Чтобы достичь этого и не получить второго отказа, страна решилась на внесение поправок в Конституцию, урезающих полномочия президента и увеличивающих их у парламента. Первый шаг по реализации этих реформ будет осуществлен уже 18 августа, когда состоятся выборы в мажилис (нижнюю палату парламента) по новой системе. Взглянуть на эти «чудо-реформы» и сравнить их со своим курсом в Казахстан специально приехала миссия наблюдателей от ОБСЕ.

Казахстан делает все возможное, чтобы «накормить» своих зарубежных гостей огромными порциями демократических реформ, отламывая их от одного большого пирога, именуемого конституционными реформами. На такой сытный обед, особенно в азиатских странах, отвечать отказом, не принято. Но все же наблюдатели внимательно наблюдают, наверно, хотя бы для приличия. Пристальное внимание к предвыборной кампании началось еще 12 июля, когда в стране начали работать наблюдатели от СНГ и ОБСЕ, которые «взяли» не только количеством, но качеством. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, как приличная структура, прислала на выборы почти 450 наблюдателей под руководством опытного и авторитетного дипломата Любомира Копая. О повышенном интересе к Казахстану говорит и то, что председателем ОБСЕ впервые в истории назначен специальный координатор — глава миссии наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах в Казахстане, влиятельный канадский сенатор Консильо Ди Нино, широко известный своей международной деятельностью. В последние дни перед главным политическим событием года (конечно, за исключением самого дня внесения поправок в конституцию) международные наблюдатели, по сообщениям местных СМИ, так и не зафиксировали серьезных нарушений во время агитационной кампании. Означает ли это то, что Казахстан гарантированно станет председателем в ОБСЕ либо дипломаты постарались не замечать нарушений?

Ответ на этот вопрос будет получен, скорее всего, только после оглашения официальных результатов выборов. Впрочем, спрогнозировать их исход не трудно. Как и в прежне годы, лидирует пропрезидентская партия, ведущая себя в подобных случаях весьма дисциплинировано и демократично. «Нур Отан» преподнесет страну в лучшем свете и будет как пионер готова к любым реформам ради хозяйствования в Европе. Немногочисленная оппозиция, которой социологи прочат не более четверти мест в обновленном парламенте, станет еще одним доказательством приверженности Казахстана демократическим принципам. Такой удачный расклад сил, наверное, трудно встретить в другой стране постсовесткого пространства и даже в России. По обыкновению, политические группы защищают лишь свои сугубо личные интересы. В Казахстане, кажется, что этого и не надо. Многонациональный народ всецело поддерживает своего лидера Назарбаева. Даже оппозиция на каждом шагу своей предвыборной агитации указывает на недостатки действующей власти, которые не позволят ей достичь своей амбициозной цели. Что уж говорить о самой власти, которая особенно в эти дни пытается сделать все возможное и невозможное.

Возьмем хотя бы председателя Центральной избирательной комиссии Казахстана Куандыка Турганкулова, который утверждает, что в Европе будет чему порадоваться — "казахстанской стороной последовательно реализованы рекомендации БДИПЧ/ОБСЕ по итогам последних парламентских и президентских выборов". Что это означает? То, что в связи с конституционной реформой в избирательное законодательство были внесены довольно серьезные корректировки. Например, одна из рекомендаций ОБСЕ звучала следующим образом: "В закон следует внести поправки, гарантирующие широкое представительство политических партий в избирательных комиссиях". Местный ЦИК пошел еще дальше и закрепил поправку о том, что "политические партии, не имеющие представителя в составе избирательных комиссий, вправе делегировать в соответствующую избирательную комиссию своего представителя с правом совещательного голоса на период подготовки и проведения избирательной кампании". "В целом же, я не раз говорил о том, что избирательное законодательство Республики Казахстан в основном соответствует всем международным стандартам демократических выборов, а некоторые из его положений носят более прогрессивный и открытый характер, нежели это предусмотрено Копенгагенским документом ОБСЕ, — заявил Куандык Турганкулов в интервью представителю одному из местных СМИ. — Основной проблемой, с которой мы сталкиваемся во время избирательных кампаний, является не недостаточно демократичный закон о выборах, а то, как он применяется и соблюдается участниками избирательного процесса. К такому же выводу, в конечном итоге, приходят и зарубежные эксперты. Думаю, что, повысив уровень профессиональной подготовки организаторов выборов и уровень правовой и политической культуры всех участников избирательного процесса, мы решим эту проблему".

Конечно, мнение председателя Центризбиркома требует еще достаточно обоснованных доказательств. Однако и иностранные дипломаты говорят нечто подобное. На пресс-конференции в Алматы посол Франции в Казахстане Ален Куанон выказал невозмутимую уверенность в том, что «парламентские выборы в августе должны стать просто моделью демократии», потому что «любые ошибки, любые демократические нарушения этих выборов будут использованы противниками Казахстана в ОБСЕ». По сути, это прямое руководство к действию. Политическая элита страны кажется вполне адекватной, чтобы этот наказ выполнить. Так что есть реальный шанс увидеть истинное лицо будущего казахского парламента (которое навряд ли изменится, будь выборы честными или не совсем, так как у «Нур Отана» итак достаточно много сторонников), а Назарбаеву — получить гарантированное исполнение своей давней мечты. Ведь в современной системе координат для того, чтобы быть не просто «равноправным партнером», но и претендовать на мало-мальски важный пост в международных организациях, нужно не только на словах подчеркивать приверженность демократическим ценностям, но и предпринимать определенные усилия. США и Великобритания не зря заблокировали назначение Казахстана на пост председателя ОБСЕ в 2009 году и потребовали проведения серьезных демократических преобразований. Так что действия команды Назарбаева в немалой степени обращены к внешнему потребителю накануне осенних выборов председателя ОБСЕ. Казахский лидер, начавший углубление демократических процессов в стране, сегодня, наверное, вправе рассчитывать на поддержку и объективные оценки со стороны западных партнеров. Казахстану остается теперь только доказать, что он является достойным членом международного сообщества и сполна разделяет общепризнанные демократические ценности… и стать через полтора года первой постсоветской страной, которая возглавит ОБСЕ.

Нельзя в то же время забывать и о том, что лейтмотивом всех этих бурных процессов является конституционная реформа. И Назарбаев, несмотря на свою амбициозность, навряд ли пошел бы на изменения в главный закон, будь они только ради ОБСЕ, вразрез интересам народа собственной страны. Народ, напомню, в результате всей этой «заварухи» получит, если и не кусок непосредственно от главного пирога (им скормят ненасытных демократией европейцев), но достаточно «вкусную кашу» в виде парламента с упрочненным каркасом, избираемым по пропорциональной системе, более-менее четко определившейся операцией «Преемник», стабилизированной политической системой во главе с «Нур Отаном». Реформа наделяет первого президента страны пожизненной властью, однако для населения страны это скорее лишь плюс. Для народа ведь глава республики — залог стабильности и процветания. Многие наблюдатели отмечают, что в случае резкого ухода ключевой фигуры нынешнего президента в республике начнется глобальный передел сфер влияния, финансовых потоков. Это понимает и сам президент. Понимает он и то, что дай слабину сейчас, намекни, что готов уйти в 2012 году, уже начались бы серьезные противостояния среди властных группировок, последствия которых непредсказуемы.

Все, кто придут после него будет править не семь лет, а пять, и не три, а два срока. Все, что и требовалось доказать ОБСЕ.

Какой для нас интерес попробовать этой казахской каши, когда можно будет после победы страны в этом вопросе сразу приехать на праздничный бешбармак в качестве самых близких соседей и верных друзей? О дружеской поддержке и сильном российском плече говорить не буду — все равно не поверите, ведь казахи скоро сами смогут подставлять нам свое плечо. Видимо, здесь другая тенденция. Во-первых, нельзя игнорировать опыт нашего южного соседа, тем более что у нас на носу также выборы в ГосДуму и еще раньше предстоит прочувствовать на собственной шкуре операцию «Преемник». Тем более, опыт этот, в отличие от киргизского и украинского вполне мирный и спокойный. А, во-вторых, через председательствование Казахстана в ОБСЕ решает свои проблемы не только Казахстан, а все СНГ. Во всяком случае, вся авторитарная его часть. Ибо через Казахстан легитимизируется право несоответствия стандартам ОБСЕ в области прав человека и демократии. Можно будет сослаться на свое советское прошлое, в конце концов… Соответственно, пойдет и большой поток зарубежных инвестиций, а уж по пути к Казахстану и нам перепадет своя «ежеутренняя тарелка каши».

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter