Непрофессионализм как диагноз

Политическая реформа на Украине, наделяющая парламент правом распускать правительство, вступила в силу с 1 января 2006 года. И ровно через 10 дней депутаты Верховной Рады показали зубы, приняв 250 голосами постановление об отставке Кабинета Министров во главе с премьером Юрием Ехануровым.

"За" отставку проголосовал даже один депутат из проющенковской "Нашей Украины". Инициаторами отставки стали коммунисты от КПУ Петр Симоненко и социал-демократы от СДПУ (о), фракцию которой в Раде возглавляет Леонид Кравчук. Первой, кстати, послать Еханурова в отставку предложила Наталья Витренко, лидер блока "Народная оппозиция". Вскоре о том же заговорила и другая леди незалежной республики — Юлия Тимошенко. Таким образом, консенсус был достигнут, и судьба премьера предрешена.

Пока правительство награждено приставкой "и.о.", однако, больше 60 дней исполнять обязанности оно не может. Соответственно, не позднее, чем 10 марта президент Украины Виктор Ющенко должен предложить нового премьера и сформировать новый Кабмин. Ведь, по условиям конституционной реформы, до избрания нового состава Верховной Рады, назначать правительство — привилегия президента. Однако лишится он этой привилегии 26 марта, когда пройдут выборы в украинский парламент. И новая Рада, как мне кажется, воспользуется своим правом назначать правительство. Так что, не исключено, что за три месяца у наших украинских друзей сменится не один премьер, а три.

Сам президент Виктор Ющенко во время голосования в Раде находился с двухдневным государственным визитом в Казахстане, где 11 января пройдет инаугурация вновь избранного президента Нурсултана Назарбаева. Там же он должен был договариваться о поставках казахского газа на Украину, а чтобы "задобрить" Назарбаева, объявил 2006 год годом Казахстана. Ющенко вообще, любит эти ни к чему не обязывающие подарки. Так, отца президента Туркменистана Сапармурата Ниязова он наградил посмертно орденом Ярослава Мудрого (притом, что погиб он в Осетии). Это должно было, по мнению украинцев, способствовать заключению соглашения по газу. Полагаю, сегодняшний указ о годе Казахстана — из той же серии.

Помимо этого Ющенко должен был встретиться в Астане с президентом России Владимиром Путиным, чтобы поговорить о многострадальных "газовых" проблемах. Теперь обсуждать придется совсем другое. И отнюдь не то, кого Ющенко сделает новым премьером. Это уже второстепенно. Главной темой для обсуждения станет вопрос о дееспособности власти на Украине. О том, можно ли рассчитывать, с одной стороны, на профессиональные действия нового Кабинета министров, а, с другой, на то, что правила игры в Киеве не будут меняться ежемесячно, в зависимости от того, что взбредет в голову депутатам Рады завтра.

Вопрос о том, можно ли в принципе иметь дело с украинскими властями не настолько наивен, как может показаться на первый взгляд. И волновать он должен не только Россию, но и всех других контрагентов Украины. Европу, кстати, в первую очередь. Ведь именно через Украину поступает российский газ. А перманентная нестабильность на Украине, правительственная чехарда, которая уже становится реальностью, отнюдь не способствует бесперебойным поставкам энергии.

Вообще, "оранжевые" продемонстрировали крайнее неумение вести дела. То как украинские должностные лица затягивали переговоры с российской стороной и Туркменистаном, продемонстрировало, что новое руководство во главе с Ющенко является просто непрофессиональным. А это уже диагноз. Действительно, переговоры украинцев о поставках газа в 2006 г. начались еще в марте с обеими сторонами. Договоренность с Туркменистаном была достигнута лишь в конце декабря. А с "Газпромом" — только 4 января 2006 г. после продолжительного скандала и вмешательства президента России. Все участники переговоров и наблюдатели отмечали, что украинские переговорщики затягивали процесс намеренно. Доходило чуть ли не до смешного, когда члены украинской делегации отказывались обсуждать вопросы по контракту с российской стороной без переводчика! После отставки правительства Юлии Тимошенко переговоры снова были насильно затянуты. И только убедившись, что ни Туркменбаши, ни "Газпром" не собираются отказываться от собственных условий, украинцы перестали "тянуть кота за хвост" и начали договариваться серьезно.

В результате, сегодня этих же переговорщиков во главе с премьер-министром Юрием Ехануровым в Раде назвали "предателями национальных интересов". Однако это все же не так. Бывший президент Украины Леонид Кравчук был боле объективным, когда сообщил, что "члены правительства непрофессионально занимались проблемами газовых отношений, поставили Украину в трудное положение, даже неопределенное".

Действительно, именно непрофессионализм Кабинета министров привел к тому, что, в соответствии с соглашением между "Газпромом" и "Нафтогазом Украины" российский газ будет продаваться теперь по 230 долларов за 1 000 куб.м. Украинская сторона вполне могла согласиться ранее на озвучивавшиеся неофициально 160 долларов за 1 000 куб.м. Да, действительно, компания РосУкрЭнерго, выбранная в качестве поставщика газа, будет продавать его по цене 95 долларов за 1 000 куб.м. Но только полгода. Совместное предприятие, которое создадут совместно "Нафтогаз Украины" и РосУкрЭнерго должно начать работу по реализации газа на Украине уже с февраля 2006 года. Нафтогазу запрещен реэкспорт любого газа, поступающего из России. Наконец, плата за транзит и газа, принадлежащего "Газпрому", и газа РосУкрЭнерго зафиксирован на срок до 2011 г. в размере 1,6 долларов за 1000 куб.м. на 100 км. расстояния. И оплачиваться он будет деньгами, а не бартером. В общем, Украина получила полгода на то, чтобы приготовиться к рыночным ценам и еще больше привязала себя к российскому газопроводу. При этом все заявления о том, что покупать будет она только среднеазиатский газ — разговоры для бедных. Да и то, по какой цене РосУкрЭнерго будет продавать газ после июня — пока неизвестно. Можно ли было избежать именно такого развития событий? Безусловно. Для этого всего-то и надо было, что перестать кичиться "демократическим" происхождением нынешней власти и ответственно вести переговоры и с "Газпромом", и с Туркменбаши еще весной.

Однако оставим экономические подробности сделки в стороне. Важно то, что Верховная Рада не сможет оспорить ее. Она пошумит и успокоится. А вот новый Кабинет министров вполне может попытаться оспорить заключенный договор, чтобы избежать повторения судьбы правительства Юрия Еханурова. И это уже серьезнее. В этом случае доверие к новой украинской власти со стороны и России и западных партнеров будет подорвано полностью. Сейчас, в угаре предвыборной борьбы, депутаты Рады постараются раскрутить скандал на полную катушку. При этом, бить он будет в первую очередь по Ющенко. А сам президент Украины ничего не сможет с этим поделать. Прогнозы строить пока рано, но, скорее всего, "Наша Украина" займет лишь третье место по итогам выборов. И тогда для более-менее нормальной работы президенту Ющенко придется пойти…на альянс со своим старым конкурентом по президентским выборам — Виктором Януковичем. Действительно, не с недоговороспособной же Юлией Тимошенко заключать соглашение? И вот тогда исчезнет последний след "оранжевого мифа". А Украина останется наедине с проблемами, которые упорно и целеустремленно зарабатывало на свою голову и голову рядовых украинцев их демократическое оранжевое руководство.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter