Деньги регионов уйдут на Запад

В четверг правительство России рассмотрит проект федерального бюджета на 2004 год. Премьер Михаил Касьянов уже объявил, что документ будет принят в максимально сжатые сроки и без особых поправок - «нулевое» чтение с поддержкой госдумского большинства он уже прошел. Удивительно другое – бюджет одобрили регионы, хотя Минфин и продолжает сокращать их налоговую базу. О том, как это произошло, и кто помог сорвать атаку на бюджет – рассказывает сайт «УралПолит.Ру», который мы приводим практически без сокращений.

Напоминаем основные показатели федерального бюджета на 2004 год: доходы в размере 2 трлн. 686,155 млрд. рублей, расходы - в размере 2 трлн. 591 млрд. рублей. При этом процентные расходы составят 301,172 млрд. рублей, непроцентные - 1 трлн. 861,42 млрд. рублей. Таким образом, профицит бюджета составит 95,05 млрд. рублей, то есть 0,6 проц ВВП. Объем же валового внутреннего продукта в абсолютном выражении прогнозируется Минфином в 2004 году в размере 15 трлн. 161 млрд. рублей. Все эти показатели рассчитаны исходя из средней цены на нефть в 20,5 доллара за баррель. Инфляция должна составить 9%.

Однако не это главное. С гораздо большим интересом регионы изучают вопрос расщепления налогов между федеральным и региональными бюджетами. Дела тут обстоят так: от одной отмены налога с продаж субъекты теряют около 62 млрд. рублей. Конечно, Минфин РФ не оставил регионы без помощи: 17 млрд. рублей должен дать губернаторам налог на вмененный доход от малого бизнеса, 23,3 млрд. рублей – передача в ведение областям 1% налога на прибыль, а еще 29 млрд. рублей поступят за счет передачи всех акцизов регионам (за исключением табака). Сумма от всех компенсаций получается внушительная - 69,3 млрд. рублей, однако еще раз подчеркнем, что сумма эта для всей федерации, и в каждом отдельном регионе свои расчеты, поскольку собираемость налогов везде разная.

В действительности, ничего нового в проекте бюджета губернаторы не прочитали – все эти данные были известны еще в конце весны, когда Минфин России уже заканчивал работу над основными параметрами документа. Естественно, что, зная все эти цифры, региональные власти еще во втором квартале 2003 года начали критиковать разрабатываемый проект. Так, свердловский губернатор Эдуард Россель неоднократно критиковал Минфин за передачу регионам в качестве компенсации налога на прибыль – одного из самых непостоянных и плохо собираемых. Кроме того, глава области пенял федералам на то, что они дают предприятиям слишком много льгот, позволяющих уменьшить выплаты по данному налогу, и в итоге все компенсации регионам сходят на нет.

Не менее критично выступал и губернатор ЯНАО Юрий Неелов. По его словам, из-за изменений в Налоговом кодексе РФ окружной бюджет потеряет практически половину доходов. Из шести субъектов федерации, входящих в УрФО, практически все главы, за исключением тюменца Сергея Собянина и курганца Олега Богомолова, постоянно критиковали правительство за налоговые игры: кто-то сильнее, кто-то, как челябинец Петр Сумин, мягче. Вот только как бы не критиковали регионалы бюджет, реально участвовать в формировании бюджета страны регионы уже не могут – проект одобрен их представителями, и именно как одобренный субъектами будет представлен депутатам Госдумы.

Как это произошло? Схема рассмотрения проекта федерального бюджета отработана: в конце июля Минфин проводит «нулевое» чтение документа с центристскими (читай прокремлевскими) фракциями в Госдуме, вносит желаемые ими изменения (в этом году они потянули почти на 40 млрд. рублей), затем показывает его в Совете Федерации, и затем в середине августа выносит на рассмотрение правительства. Дальше еще проще – в начале ноября проект принимает нижняя палата парламента, в конце месяца – верхняя, затем он идет на подпись к президенту и уже в середине декабря публикуется в официозной «Российской газете».

По этому плану идет работа и сейчас. Еще в конце прошлой недели в Минфине опасались, что при рассмотрении проекта бюджета в Совете Федерации, которое было назначено на 11 августа, разработка министерства будет завернута – слишком однозначной была позиция регионов. Однако этого не произошло – серьезной оппозиции федеральным планам так и не появилось.

Как выяснилось, основная причина такого «пофигизма» кроется в том, что чиновники, обязанные защищать интересы регионов, слишком устали, - или же слишком любят отдыхать. Обзвонив сенаторов от Уральского федерального округа, сайт «УралПолит.Ру» выяснил, что на рассмотрении проекта бюджета они не присутствовали, поскольку по окончании весенней сессии разъехались по отпускам. Аналогичная ситуация и с главами законодательных собраний регионов, которые также были приглашены на рассмотрение бюджета. От Челябинской области на это мероприятие, например, не поехал ни председатель Законодательного собрания, ни его заместитель. Интересы области отстаивал один из сотрудников аппарата Заксобрания, имя которого никто из опрошенных специалистов вспомнить так и не смог. Этот факт как никакой другой отлично символизирует истинный интерес регионов к бюджетной борьбе.

Хотя ведь могли бы, подобно представителям Карелии, Ярославля, Рязани выйти из отпуска и начать бороться за свои бюджеты. Но этого не произошло. Возможно, из-за того, что региональные лидеры в очередной раз поверили главе Минфина Алексею Кудрину, который всю прошлую неделю встречался с губернаторами и выслушивал их предложения. Учитывая, что сбор информации господин Кудрин проводил за неделю до сдачи бюджета, когда все цифры уже согласованы, становится понятно, насколько эффективны такие переговоры.

Если же посмотреть проект бюджета, то провал подобных переговоров будет очевиден. Возьмем, для примера ситуацию с Тюменской областью, ХМАО и ЯНАО. Проект бюджета подразумевает перераспределение налога на добычу полезных ископаемых по следующей системе. Если сейчас 74,5% идет в федеральную казну, 20% в бюджет округа, на территории которого идет добыча, а 5,55 остается области, то в 2004 году планируется 81,6% отдать федерации, 14,4% в доход округа, а 4% - области.

В конце прошлой недели губернатор ХМАО Александр Филипенко встречался с Алексеем Кудриным, обсуждая проблемы с бюджетом на 2004 год, как мог лоббировал интересы своего округа, добился понимания от министра, а в итоге – Кудрин таки снизил налоговую ставку для округа. Аналогичная ситуация произошла и с губернатором Ямала, который, несмотря на отпуск, все же отправился в Москву лоббировать интересы своей территории. Видимо, безуспешно. Позиция федерального правительства удивительна еще и тем, что Минфин сократил доходы от добычи полезных ископаемых и для губернатора Тюменской области Сергея Собянина, который всегда считался прокремлевским, то есть, губернатором, обижать которого и оставлять без средств, просто не по правилам.

Глупо ожидать, что подобная практика будет прекращена. Как пояснил член комитета Совета Федерации по экономической политике Николай Медведев, Минфин объясняет происходящую централизацию тем, что государство концентрирует средства для выплаты огромного внешнего долга, проведения военной и судебной реформы, финансирования различных федеральных программ, активизации помощи депрессивным территориям и т.д., в интересах всей страны. «В этом есть своя логика и своя справедливость, но вот в чем действительно дет никакой логики, так это в том, что многие налоговые и бюджетные новации, которые идут из центра и вроде бы нацелены во благо, рождаются зачастую спонтанно, без необходимых экспертных обоснований, без просчета последствий», - считает сенатор. Именно с этим и должны бороться регионы, отстаивая свои права, но не борются.

Каждый год регионы теряют хорошо собираемые налоги, получают «крохи» с налогового стола и неверно составленные расчеты. Однако решать проблему многие так и не начинают, что странно. Ведь каждый губернатор понимает, что вся налоговая и бюджетная реформа проводятся с главной целью – ослабить регионы и не дать им возможности вести самостоятельную от Кремля политику, вне зависимости от ее обоснованности. Единственный выход здесь видится в объединении всех ущемленных субъектов и в выработке согласованных действий по отстаиванию региональных интересов, даже если цена подобных действий окажется конфликт с Минфином. В той же Госдуме признают, что будь серьезное объединение регионов-доноров, лидеры которых выступили бы единым фронтов против бюджетной политики правительства, не посчитаться бы с ними было бы нельзя.

Более того, каждый год этого марша протеста ждут, а его все нет и нет. Не будет его и в этом году – борьба за бюджет уже проиграна. Как будут развиваться события при рассмотрении бюджета на 2005 год пока неясно, так как никто не может сказать, останутся ли у недовольных бюджетом регионов ресурсы для активного противостояния минфиновской схеме, или бюджет, который они проспали, лишит их последней возможности для борьбы.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram