Госдума копает под Чубайса

Госдума копает под Чубайса

Как свидетельствуют материалы проверок Счетной палаты, во время приватизации не раз нарушалось законодательство, в результате чего государство претерпело существенный материальный ущерб. Многие сотни приватизационных сделок могут быть квалифицированы как мнимые и ничтожные: то есть, такие, при которых начальная цена приватизируемых объектов была сильно занижена, потенциальные конкуренты незаконно отстранялись от процесса продажи, сделки проводились втихую, за закрытыми дверями, а то и просто с фиктивными покупателями. Тем не менее, до сих пор не было единого закона, с помощью которого можно восстановить нарушенную справедливость.

Однако теперь четыре депутата Государственной думы - по два от коммунистов и «нардепов» - вынесли на суд палаты законопроект «О признании недействительности ничтожных сделок приватизации государственного и муниципального имущества». На этой неделе он может быть рассмотрен. "Может быть" потому, что у него появились влиятельные противники. Но о них позже, а сейчас об основных положениях документа.

Речь в нем идет о сделках приватизации, совершенных с 1 января 1992 года по настоящее время, и незаконность которых должна быть установлена судом. Для этого, говорится в законопроекте, правительство и органы прокуратуры должны "провести в течение шести месяцев с даты вступления в силу настоящего Федерального закона проверку сделок приватизации федерального имущества и предъявить в судебном порядке иски (возбудить дела) о признании недействительности указанных сделок, имеющих признаки ничтожных сделок".

Другими словами: в случае принятия закона, правительство и прокуратура должны будут осуществить ревизию всех подозрительных приватизационных сделок за последние десять лет. И при подтверждении судом их ничтожности, признав недействительными, вернуть в собственность государства. Естественно, возвратив покупателям полученные от них ранее деньги. Но расходы эти будут, по подсчетам авторов законопроекта, небольшими - не более 5% от запланированных на текущий год доходов от приватизации федерального имущества. Так что бюджет серьезно не оскудеет. Зато выгода государства в целом будет огромна. Главное же - восторжествует справедливость.

Однако, как говорилось выше, у законопроекта обозначились и противники. Притом очень серьезные: вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин и председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский (из фракции "Единство").

Первый мотивировал свой протест тем, что реализация закона, по его словам, "создаст основу для нарушения прав широкого круга лиц", заключавших приватизационные сделки (!). Опять же, заявляет он, в федеральном бюджете на 2002 год "не установлено расходование средств, поступающих от приватизации государственного имущества, на цели, предусмотренные указанным законопроектом". То есть, будет незаконно использовать даже самую малость средств (менее 5%), полученных от приватизации в текущем году, на покрытие расходов на национализацию.

Второй документ, подготовленный Виктором Плескачевским, атакует законопроект с другой стороны. Он доказывает, что все, что законодательный акт "четырех" предлагает, - уже отрегулировано различными правовыми актами. Так что, утверждает он, нет нужды принимать специальный закон. Надо, мол, научиться исполнять существующие. При этом, он, правда, забывает, что ни в одном из ныне действующих законов нет указания правительству и прокуратуре провести - притом, в течение определенного срока - проверку всех сомнительных приватизаций. А ведь в этом, по большому счету, суть проекта закона, подготовленного депутатами Евгением Ищенко, Николаем Арефьевым, Николаем Коломейцевым и Сергеем Неверовым.

Слово теперь за Государственной Думой. Если, конечно, ей позволят его молвить: документ уже вставлялся в повестку дня, но всякий раз таким образом, что у палаты на него не хватало времени. Руки, так сказать, не доходили. Дойдут ли на этой неделе?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram