Оборона Калининграда

1 мая 2004 вокруг российского города Калининград сомкнулось кольцо блокады. Евросоюз, приняв в свои ряды Литву и Польшу, окружил бывший Кенигсберг невидимыми шенгенскими границами, окончательно отрезав его от России.

Нельзя сказать, чтобы эти события явились полной неожиданностью для Кремля. Загодя президентом был назначен специальный представитель, который должен был путем переговоров с ЕС максимально смягчить негативные и необратимые последствия "расширения ЕС на восток". Полной неожиданностью было только то, что выбор пал на Дмитрия Рогозина. В странах, с которыми Рогозину предстояло вести переговоры, он был известен мало и, скорее, как малопрогрессивный националист.

Вообще, если вернуться к возникшему еще в XIX веке разделению на "западников" и "славянофилов" назначенный Кремлем исполнитель столь ответственной миссии несомненно попадает в разряд славянофилов. Странный выбор кандидата для столь ответственного поручения объяснить с точки зрения здравого смысла невозможно. Совершенно очевидно, что на Запад посылают западника, а на Восток — ориенталиста.

Как и следовало ожидать, бледный Рогозин "со взглядом горящим" выглядел в этой истории весьма бледно и поручение президента благополучно провалил, хотя не известно, было ли оно вообще при заданных условиях выполнимо.

Калининградская область, как известно, не имеет границ с Россией. С одной стороны граница с Польшей, с другой — с Литвой. Прежде, чем столь "решительно" действовать, следовало бы задаться вопросом: "А чего мы, собственно, хотим?". Отменить государственные границы стран-участниц ЕС — замысел не из лучших. Может, следовало избрать другой путь?

Весь цивилизованный мир, к коему мы пытаемся причислить и наше многострадальное Отечество, давно руководствуется в политике экономическими интересами. Вот бы и нам попробовать!

В наше время редко приходится услышать что-то доброе о Ельцинской эпохе. В основном, звучат обвинения в том, что наш первый президент много пил, дирижировал оркестрами и попустительствовал казнокрадам. Может, оно и так, но вот в случае с Калининградом Борис Николаевич не промахнулся. 22 января 1996 года он подписал Федеральный Закон "Об Особой Экономической Зоне в Калининградской области".

Если попытаться коротко выразить основную мысль Закона (а каждый закон должен таковую содержать, как это ни покажется странным депутатам Государственной Думы нынешнего созыва), идея законодателя заключалась в создании повышенной инвестиционной привлекательности области путем создания льготных таможенных режимов для предприятий, работающих на импортном сырье и зарегистрированных в Калининградской области. Конкретнее механизм действия Закона таков: любое зарегистрированное в Калининградской области предприятие, ввозя по импорту сырье без таможенной очистки и перерабатывая его на территории области, должно произвести конечный продукт, в цене которого добавленная в результате переработки стоимость должна составлять не менее 30%, а в случае электроники — не менее 15. В этом случае конечный продукт приобретает российское происхождение и ввозится на всю таможенную территорию РФ без таможенных пошлин и НДС.

Российский рынок чрезвычайно привлекателен для иностранных инвесторов в силу своей емкости и, пока еще цены на нефть держатся в коридоре от 30$, — покупательной способности. Не заказана дорога в Калининград и отечественным инвесторам. Закон дает им возможность легального ухода от таможенных пошлин, квот и прочих ограничительных барьеров. Область же, естественно, приобретает рабочие места и налоговые поступления в областной бюджет.

Надо сказать, что юридическая проработка Закона 1996 года вызывает уважение. Предельно конкретно, никаких пробелов и двусмысленностей.

Тот же Закон устанавливает освобождение от таможенных платежей товаров, ввозимых из-за границы для удовлетворения внутренних потребностей области. Ну, в самом деле, польская картошка и мясо ближе и дешевле, чем Воронежская или Брянская. Однако один и весьма существенный пробел в Законе есть: никакой заботы о пропитании областных чиновников он не проявил, хотя и оставил правительству возможность "дорегулировать" экономическую зону, что немедленно было сделано Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 г. N 526 "Об установлении на 2000 — 2005 годы количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран в таможенном режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой экономической зоны в Калининградской области", которое ввело квоты на импорт товаров для внутренних нужд области, руководствуясь единственно тревожной мыслью о неразумности калининградских бизнесменов. Навезут неведомо чего, да неведомо сколько и обанкротятся, поскольку этого никто не купит. Никакого разумного объяснения, почему абсолютно рыночный Закон был дополнен таким странным образом, — нет. Единственная, доступная логике, причина столь трогательной заботы о калининградском бизнесе — личные интересы чиновников, регулирующих процесс квотирования.

Естественно, квоты в обстановке полной прозрачности, чтоб не сказать транспарентности, продавались на аукционах. Транспарентность по-калининградски достигла своего апогея, когда вице-губернатор области Савва Леонов, курировавший аукционы на получение квот на импорт автомашин, был арестован за получение взятки в сумме 150 тысяч долларов США "детишкам на молочишко".

Крупнейший в области налогоплательщик и работодатель "Автотор", собирающий в области BMW, Hammer и KIA, устами своего руководителя Владимира Щербакова заявил, что бывший Командующий Балтийским флотом адмирал Егоров "вполне порядочный губернатор, правда, не совсем понимает в хозяйственной деятельности". Что же касается вице-губернаторов, то Щербаков призвал их "заняться делом и прекратить воровать" (цитата по Lenta.ru). В ответ "вполне порядочный" адмирал Егоров пригрозил лишить предприятие налоговых льгот, и пошла плясать губерния. Интересно, как такого рода события влияют на инвестиционную привлекательность Калининградской области для иностранных инвесторов? Капиталы в такого рода зонах едва ли не более чувствительны к слухам и подвержены панике, чем биржи и клиенты банков. Доподлинно известно, что продолжающаяся более года кампания по изменению законодательства об особой экономической зоне, заставила очень многих приостановить реализацию бизнес-проектов на территории области. Калининградское бизнес-сообщество буквально бурлит от самых фантастических слухов о новом законодательстве и потихоньку на всякий случай выводит деньги из бизнеса.

1 апреля сего года, т.е. в день российской экономики по определению юмориста Михаила Задорнова, (видимо, по простому совпадению), правительство России приступило к обсуждению нового варианта Закона об особой экономической зоне. Чем плох старый и кому он мешал, — остается только догадываться. Конечно, вполне логично внести некоторые изменения в Закон в связи с принятием нового Таможенного кодекса, но для чего создавать обстановку нестабильности в особой экономической зоне, ведь речь идет о долгосрочных инвестициях, а старый Закон просуществовал менее десяти лет?

Впрочем, некоторые догадки можно попытаться сформулировать.

Появляющиеся в прессе туманные рассуждения "экспертов" о криминальном характере калининградской экономики, всем своим телом ушедшей в "тень", и, следовательно, необходимом усилении контроля за ней со стороны местных органов власти, так же как явно усиливающий позиции областной администрации проект нового Закона, наводят на грешную мысль о том, что местным калининградским властям не хватает рычагов управления.

А между тем в рамках существующего Закона и Таможенного кодекса поставить на место "теневиков" не просто, а очень просто. Сырье, ввозимое без таможенной очистки, помещается под таможенный контроль, на крупных предприятиях создаются таможенные посты, выходной контроль по утвержденным заранее нормам выхода готовой продукции дает полную картину экономической деятельности предприятия. Правда, при условии, что главную контролирующую организацию Калининградской области — таможню — будет возглавлять этакий Верещагин, которому очень обидно за державу и который не "берет добро". А поскольку Верещагины в настоящее время являются исчезающим видом таможенника, откровенное желание областной администрации заполучить как можно больше прав в регулировании деятельности предприятий особой экономической зоны не сулят этим предприятиям ничего доброго.

В российском политическом "новоязе" существует масса совершенно диких слов, неизвестных ни в одном современном языке мира. Одним из таких шедевров является рожденное в России словечко "коррупциогенность". Появилась даже масса различных правительственных и общественных организаций, которые исследуют нарождающиеся в недрах наших законотворческих органов проекты законов и подзаконных актов на этот предмет. Грубо говоря, предметом исследования является количество лазеек в законах, позволяющих чиновнику "заработать" небольшую прибавку к жалованию. Очень хотелось бы, чтобы все существующие в нашей стране институты, призванные осуществлять "антикоррупционную экспертизу" нового законодательства максимально внимательно присмотрелись бы к этому Закону.

Есть еще одна очень интересная деталь. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 866 "О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2010 года" в развитие Особой экономической зоны должно было быть инвестировано около 100 миллиардов бюджетных средств. Рискуя уподобиться скандально известному журналисту-депутату, прошу считать данную статью заявлением в Счетную Палату РФ:

"Уважаемый Сергей Вадимович! Проверьте, пожалуйста, где эти деньги, прежде чем под новый Закон примут новую программу с не менее внушительным финансированием, может что осталось?".

Процедура подготовки и последующего принятия нового Закона об особой экономической зоне в Калининградской области уже запущена и остановить ее вряд ли удастся. Остается только наивно надеяться, что авторами нового Закона движет исключительно радение о государственном благе, а это в данном случае должно означать минимальное количество разрешающих инстанций для бизнеса, жесткий, но объективный контроль за исполнением Закона, минимум полномочий для областной администрации и категорическое запрещение "дополнения" Закона любыми подзаконными актами.

Сам факт регистрации предприятия в области должен автоматически наделять это предприятие всеми причитающимися по закону льготами, преференциями, лицензиями и квотами. Вопрос, какие из этих льгот будут использованы компанией в хозяйственной деятельности, должен быть отнесен к исключительной компетенции владельцев компаний. Тогда не за что будет давать взятки чиновникам, а освободившиеся немалые средства можно будет инвестировать в бизнес.

В соседних с Калининградской областью Польше и Литве — огромное количество бизнесменов, буквально рвущихся в Калининград со своими инвестициями. Сентиментальные немцы, вполне платонически (вопреки упорно насаждаемым слухам о "германском заговоре" с целью захвата нашего Калининграда) вздыхающие по утраченной столице Восточной Пруссии, готовы вкладывать совершенно нешуточные деньги в свою историческую Родину. Но они не вложат в область ни цента, пока инвестиционный климат там вызывает раздражение даже российского бизнеса, привычного ко всему.

Создаваемая по проекту нового закона администрация экономической зоны должна озаботиться, прежде всего, не сомнительным администрированием, а PR-обеспечением своей деятельности и тех несомненных профитов, которые получают инвесторы в Калининграде. На сегодняшний день даже в России мало кто из бизнесменов в деталях представляет себе все выгоды инвестиций в Калининград. Следует поощрять создание многочисленных частных консалтинговых компаний, способных разрабатывать бизнес-проекты нужные области, искать для них инвесторов, как у нас, так и за рубежом.

Вот тогда граждане Евросоюза захотят инвестировать в область реальные капиталы и им необходимо будет жить в Калининграде или очень часто приезжать туда, а для этого им будут нужны визы и виды на жительство в России, а российским служащим европейских компаний в Калининграде — визы в Европу. И именно тогда нужно будет напомнить Еврокомиссии о транзитно-визовых проблемах Калининградской области.

И соседнему Евросоюзу, в составе которого находятся и наши друзья-шведы, мы будем грозить исключительно большей, чем у них инвестиционной привлекательностью и, не могу отказать себе в удовольствии процитировать премьер-министра, "конкурентоспособностью".

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram