Обычная корпоративная война или Нефтегазовый спор славян между собою?

Россия правильно сделала, что прекратила подачу энергоносителей Белоруссии, гласят данные недавнего опроса ВЦИОМ. «Сиюминутные интересы для нации, ориентированной на потребление, важней стратегических», — убеждают нас придворные социологи. И подкрепляют свои слова такими цифрами. 71% россиян полагают, что жесткая позиция, занятая руководством России в ходе белорусского нефтегазового кризиса, в общем, соответствует национальным интересам.

Интересами "Газпрома" причину конфликта с Минском объясняют 23% опрошенных, 61% россиян считает, что национальные интересы либо преобладают, либо совпадают с интересами монополии. Но не следует путать интересы Государства, как общественного целого, с интересами пусть самой крупной и формально государственной Корпорации. А стремление акционеров «Газпрома» заполучить в собственность газотранспортные сети Белоруссии не надо выдавать за стратегическую линию России. И представлять как нефтегазовый спор славян между собою.

Понятно, что обладание экспортной трубой на территории транзитных государств резко повысит капитализацию газового концерна. Именно в этом нехитром действии и заключается главный сюжет недавнего российско-белорусского конфликта. Недаром информированный П.П. Бородин, госсекретарь Союзного государства, заявил в интервью: «А спор-то как был, так и оставался чисто корпоративным — нашей "Транснефти" с соответствующей организацией в Минске».

Давайте спокойно оценим итоги этой «странной» новогодней войны. По заключенным договоренностям Россия вводит для Белоруссии переходный период в 4 года по ценам на газ. Формально с этого момента «Газпром» вместо $45 за 1000 кубов газа будет начислять белорусским потребителям по $100. Но половина вырученных средства пойдет назад в Белоруссию — в зачет выкупа контрольного пакета акций «Белтрансгаза». Российская сторона щедро оценила белорусскую трубу: по максимальной (5 млрд. дол.), а не рыночной отметке (1,5 млрд.). Если подытожить — то четыре года Белоруссия будет получать газ по почти прежней льготной цене. За что боролись?!

Взамен «Газпром» получил повышенный почти вдвое тариф на прокачку транзитного газа — 1,45 долл. И лишь обещание белорусских властей отдать 50% акций «Белтрансгаза», но только через четыре года. При этом Белоруссия сохраняет за собой «золотую акцию», т.е. в управлении предприятием российский концерн участвовать не сможет. Аналитики отмечают, что договор о покупке доли в «Белтрансгазе» содержит заметные риски. Приватизация прошла с нарушением белорусского законодательства и при желании может быть признана недействительной. С точки зрения приобретения активов сделка крайне сомнительная. Но для временного повышения капитализации акций «Газпрома» (пиар-акции, ориентированной на западных инвесторов) ход вполне логичный. После нас — хоть потоп!

Достигнутые соглашения по нефти еще интересней. Россия хотела установить 180 долл. экспортной пошлины за тонну, а удовлетворилась ставкой почти вчетверо меньшей. В этом году 70 процентов от пошлины получит Россия, 30 процентов — Белоруссия. В ближайшие два года соотношение изменится — сначала в пропорции 80 на 20, а после — 85 на 15 в пользу России. Если Минск нарушит договор, Россия введет обещанную пошлину в 180 долларов за тонну.

Примечательно, что согласованная таможенная ставка будет двойной. Нефть для внутреннего потребления пойдет без пошлины, а для перепродажи на Запад — с льготной пошлиной в 53 долл. Возможность «пересортицы» в таком деле всегда существует. А, значит, белорусский «нефтяной оффшор» сохраняется. Все эти маневры были сделаны ради прибыли ряда привилегированных российских экспортеров, вроде «Сургутнефтегаза» и «Роснефти». Что касается бюджета РФ, то он от такого решения получит $1,08 млрд. вместо теоретически возможных $3,6 — 3,7 млрд. Зато свои люди остались не в накладе.

В конечном счете, отдельные нефтегазовые корпорации и некоторые физические лица победили. Но оба государства проиграли. Президент Владимир Путин признал, что скрытая поддержка белорусской экономики Россией будет продолжена. По газу эта поддержка оценивается самим российским президентом цифрой примерно $3,3 млрд., а по нефти и нефтепродуктам — $2,5 млрд. По данным белорусского президента Александра Лукашенко, Белоруссии придется в рамках новых соглашений заплатить за поставляемый газ на $2,5 млрд. больше, за нефть — на $1 млрд. Российские эксперты оценивают экономические потери Минска заметно ниже — в 1,65 млрд. долларов. Или 4,5% ВВП плюс потеря 50% «Белтрансгаза». Это болезненный урон, но вполне терпимо для Минска.

Однако политически Белоруссия явно выиграла от конфликта. Россия, напротив, окончательно испортила свою репутацию надежного энергетического партнера для Европы. Брюссель, еще раз убедившись в непредсказуемости Москвы, затеял бурный роман с Лукашенко. Да и Белоруссия уже вполне готова  переориентировать свои экономические связи на Евросоюз. Из общего объема экспорта республики сегодня на долю России приходится 34,5 процента, остальных стран СНГ — 8,9 процента, стран ЕС — 45,9 процента, остальных стран — 10,7 процента. Получается, что своим нефтегазовым прагматизмом Россия сама постоянно отталкивает еще оставшиеся страны-союзники в СНГ. Ведь решение белорусской проблемы (и всех подобных конфликтов) уже давно лежит не в газовой, а в политической плоскости. Москва должна сама принципиально определиться — нужны ей союзники или нет.

Надо трезво отдавать себе отчет, что одностороннее повышение цен для стран-соседей ставит крест на всех пророссийских планах региональной интеграции. И не только в рамках Союзного государства Россия-Белоруссия. Но и для ЕврАзЭс, куда вместе с Москвой и Минском входят Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Совершенно непонятно, для каких надобностей вообще создавалась ЕврАзЭс? Ведь главной целью этого образования было объявлено создание Таможенного союза. А также наднационального органа, который бы регулировал единые тарифы для всех участников. Для России такая форма экономической интеграции означает укрепление геополитического влияния на всем постсоветском пространстве.

Чтобы политические отношения между странами-соседями не колебались вместе с курсом акций, нужно установить четкий приоритет региональной интеграции над ценовым сговором картелей нефтяников и газовиков. Тысячелетние судьбы братских народов не должны зависеть от текущей цены за баррель. Иначе, вслед за украинским и белорусским народами, ненужным для «энергоимператоров» станет и русский народ — всех не обогреешь!

Так что нашей стране следует срочно принять федеральный «Закон о союзниках России». В нем законодательно будут оговорен список преференций и льгот для стран, проводящих дружественную политику по отношению к России. А российский парламент ежегодно будет утверждать список наших союзников. Иначе, уже непонятно — с кем из соседей и зачем мы дружим. Или выходит так, что у России уже нет друзей?! А есть только два союзника — нефть и газ!... 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter