Летняя битва за интеграцию

Сочинский саммит не был обычной встречей глав бывших советских республик, где каждый тянул одеяло на себя и не размышлял всерьез об интеграции. Впервые за много лет обозначился региональный «интеграционный процесс». Узбекистан вернулся в ОДКБ. Теперь этот военный блок действительно может претендовать на сопоставимую с НАТО роль.

Теперь сложно вообразить удар США по Ирану со стороны Средней Азии. Фактически Ирану протянута «рука помощи» со стороны очень большой силы. Очевидно, что Иран ответит сдерживанием активности близких ему исламистских сил в регионе, прежде всего в Таджикистане. Афганский Талибан ослаблен и занят борьбою с США и сейчас угрозы светским режимам в этом регионе, видимо, не представляет. Т.е., похоже, в Средней Азии создан костяк эффективной системы безопасности.

Новая система безопасности существует уже не сама по себе, это не просто восстановление сильного присутствия в регионе России. Эта система безопасности существует теперь в качестве важного дополнения к ШОС. Именно солидарная позиция ШОС по отношению к давлению Запада на Узбекистан после подавления мятежа в Андижане стала тем политическим зонтиком, который позволил Узбекистану так резко и успешно переориентироваться в вопросах безопасности с США на ОДКБ. За сочинскими договоренностями по ОДКБ видна молчаливая поддержка Китая и Ирана.

Интересно, что возврат Узбекистана в ОДКБ был совершен почти в авральном режиме, в ходе неформального (!) саммита. Возможно, это было связано с приближением 22 августа, когда Иран открыто определился с выдвинутыми ему по линии ООН требованиями насчет ядерной программы. Известно, что Иран отверг требования и дипломатический кризис вокруг его программы продолжил набирать силу.

Таможенный союз трех стран: российско-казахстанский картель и Беларусь, которую ни скинуть, ни обойти

Другой важнейшей проблемой, которую реально начали решать в Сочи, является Таможенный союз постсоветских стран. Эта проблема намертво связана с проблемой создания «единого энергетического пространства» союзных стран. Собственно Таможенный союз – это в первую очередь система решения вопросов о транзите среднеазиатского сырья в Европу через территорию России таким образом, что это было выгодно всем. Решено, что Таможенный союз будет создаваться Россией, Казахстаном, Беларусью, затем присоединяться остальные. Причем прозвучали примерные сроки – полтора года для трех стран, 4 года – для остальных. Речь идет об очень быстрых темпах.

Участвуя в союзе, сырьевые Казахстан и Россия создают картель по совместной продаже в Европу российских и среднеазиатских углеводородов. Но участие в нем Беларуси – знак появления новой конфигурации транзитной политики России и Средней Азии, а также – готовности пойти на осложнение отношений с Западом в связи с продолжающим сохранять актуальность «белорусским вопросом».

Важна и тактическая «составляющая». Саммит на берегу Черного моря прошел в преддверие очень важного времени для всех стран-участниц: близится октябрь. В октябре станет возможно определять новую цену на газ, поставляемый Газпромом. Эта цена рассчитывается по итогам поставок за 9 месяцев текущего года. До того разговоры о цене на газ на 2007 год – в основном из области информационных боев, которые подготавливают торгующиеся стороны к соглашению, заключаемому обычно в 4-м квартале.

Переговоры по ценам на газ на 2007 год

Проблема новой цены на газ актуальна в наступающему году прежде всего для Украины и Беларуси. В.Януковичу надо сейчас добиться от Туркмении, Казахстана, Узбекистана, чтобы те не повышали цену на газ, поставляемый на Украину через посредника, созданного Газпромом и Украиной. А в идеале снижения этой цены. Поэтому свой первый заграничный визит в качестве премьер-министра В.Янукович совершил в Сочи.

Своей цели В.Янукович, похоже, пока не добился, но прозвучала возможная дата встречи Путина и Ющенко, которую Янукович «готовит»: конец октября-ноябрь. Понятна тема этой встречи - цена на газ для Украины на 2007 год. В Сочи у Януковича, похоже, ничего не вышло.

А..Лукашенко был удачливее. Он попытался использовать стремление России и Казахстана к созданию «картеля» и общий дрейф России в сторону от Запада как аргумент в споре с Газпромом по цене на газ в 2007 году. А.Лукашенко выставил требование членства Беларуси в Таможенном союзе – равные условиях для субъектов хозяйствования трех стран.

Что это означает? Сейчас у Беларуси и России в рамках двусторонних договоров есть Таможенный союз. По сути, Казахстан входит в уже существующий союз, но на основании иного договора. Это важно для Беларуси: Таможенный союз РБ и РФ существует в рамках Союзного государства. А трехсторонний Таможенный союз предлагается создать в рамках ЕврАзЭС. Задача Беларуси так развивать отношения в рамках всех существующих в бывшем СССР интеграционных структур, чтобы не обесценить Союзное государство РБ и РФ. Союзное государство более продвинутая конструкция, более глубоко и всесторонне интегрированная, на него Беларусь имеет больше рычагов влияния, чем на СНГ или ЕврАзЭС. Если предлагается создать трехсторонний Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, а он выгоден Беларуси, ибо дает доступ к казахстанскому рынку, то Беларусь должна закрепить в этом союзе основной принцип, уже существующий в отношениях с РБ и РФ – равенство условий для субъектов хозяйствования. Иначе Россия получит законное право не признавать этот принцип и договор о Союзном государстве сильно потеряет в весе.

Принцип равенства условий для субъектов хозяйствования касается в основном определения цены на газ. Сейчас в России внутренние цены на газ не являются рыночными. Они определяются на следующий год директивно по сложной формуле и также по итогам трех кварталов текущего года. Цена на газ для Беларуси, которую мы сейчас имеем, установилась исходя из этой логики, Беларусь по сути представляет из себя 6-й пояс РФ и цена на газ для Беларуси должна расти на тот же процент, как и для российского 5-го пояса (Смоленск) – то есть примерно на 11% в год..

Если же цену на газ для Беларуси начинают рассчитывать по иному принципу – как для восточно-европейских государств, тогда получается, что белорусские субъекты хозяйствования, находясь в одном таможенном пространстве с российскими, попадают в неравноправные условия. Свободного газового рынка в нашем регионе не существует. Газпром – это, по сути, монополист. Значит, через высокую цену на газ, поднятую государственной компанией – Газпромом, Россия изымала бы из белорусских предприятий значительную часть прибыли, ставя их в неравноправные условия конкуренции с российскими производителями. Причем таможенными пошлинами белорусские предприятия от российских конкурентов никто бы не прикрывал. Тогда исчезла бы основа для единого экономического пространства Союзного государства Беларуси и России. Исчез бы сам смысл такого единого пространства, оно стало бы формой выкачивания средств из белорусской экономики в основном в интересах российских сырьевиков.

Небольшое улучшение позиций Беларуси на переговорах с Газпромом

Отсюда официальное условие Беларуси к Газпрому в ходе нынешнего раунда торговли: цена на газ на 2007 год для Беларуси должна вырасти на ту же величину, что и для российских субъектов хозяйствования – то есть на примерно 11%. Или, выходит, Газпром разрушает союзное государство РБ и РФ. Если Газпром применяет рыночную цену для Беларуси, такую, как для Литвы или Польши, тогда Беларусь будет вынуждена пойти на ограничения Таможенного союза с РФ, и начать искать разные формы компенсации себе этой новой цены за счет тех каналов, которые сегодня не задействованы в силу договора о Союзном государстве. Может быть поднята цена на транзит для российского сырья и грузов, повышена арендная плата за российские военные объекты в РБ – в общем, разрушится конструкция Союзного государства. Беларуси надо будет идти на быстрое сближение с Украиной, чтобы совместно вести переговоры с РФ по транзитным расценкам и ценам на сырье, искать очень быстрого сближения с ЕС и НАТО.

Все это будет нервозно и все равно в конечном счете установится равновесие, но Беларусь будет вынуждена сменить курс на союз с ЕС, а не с РФ. Может быть, для этого придется пройти через сильный внутриполитический кризис.

Потому, условие, которое А.Лукашенко заложил в Таможенный союз с РФ и Казахстаном – равенство субъектов хозяйствования, раз оно не вызвало по крайней мере открытых возражений ни Путина ни Назарбаева – это дополнительный аргумент на переговорах с Газпромом по цене на газ на 2007 год. С другой стороны, договор о Союзном государстве, который Россия разрывать перед выборами, видимо, не будет - это сейчас, кажется, основной политический зонтик, защищающий интересы переработчиков от сырьевиков во всех странах ЕврАзЭС, включая саму Россию.

Быть может, вместе в ВТО

Важно, что, кажется, прозвучало утверждение, что все три страны этого возможного Таможенного союза пойдут в ВТО вместе. Конечно, не факт, что так и будет. Но если бы три страны вступали в ВТО вместе, это было бы удобно, прежде всего, для Беларуси, которой сильно противодействует, где только возможно, Запад. Вступление в ВТО по отдельности России и Беларуси создало бы сложности функционирования Союзного государства РБ и РФ. Ведь единое экономическое пространство двух стран существует, таможенной границы нет. Если бы Россия вошла в ВТО раньше РБ, то Беларуси пришлось бы как-то защищать свой рынок от иностранных товаров, приходящих через открывшуюся миру Россию…

Иными словами, в целом результаты саммита для России, Беларуси, Казахстана и других настроенных на региональный союз стран неплохие. Тенденция к интеграции большинства бывших советских республик кажется очень ясной. Но реально этот саммит — не более, чем важная встреча в преддверие еще более значимых переговоров по ценам на газ между Газпромом и Беларусью с Украиной в конце года и борьбе за сохранение Союзного государства Беларуси и России. Если договоренности по ценам на газ не будут достигнуты, эта конструкция работать не будет.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter