Кем промыть Кремлёвию?

Тяжело видеть, в какое болото превращается центральная политическая элита России, «Кремлёвия». Что ни администратор, то все с тяжелым компроматом в прошлом, что ни хозяйственник, то все вор, что ни силовик, то все масон какой-нибудь или пес на олигаршей привязи. Смотришь на эти лица и думаешь: стоило ли менять дедушек из Политбюро? Ну, правили, не приходя в сознание, да, но эти-то лучше бы совсем не правили…

Невольно ищешь, откуда может прийти этой серой массе, прочно спаянной круговой порукою, замена. Хотя бы теоретически. Слишком быстро и неотвратимо деградирует человек, вошедший в состав Кремлёвии! Существуют ли еще источники политических кадров, не столь загрязненные?

Возможно, есть смысл попристальнее вглядеться в слой губернаторов/мэров. Эти и к народу ближе, и к земле. И там еще не все «схвачено системой».

Серьезных фигур хватает, но драгоценнее всего те, кого Центр еще не успел сделать деталькой Большой Административной машины.

В первую очередь обращает на себя внимание глава Московской области Борис Громов, своего рода народный герой. Держится независимо и уверенно, позволяет себе «крамольные речи». Более 50 % жителей области уверенно дают его деятельности на губернаторском посту положительную оценку. Средства массовой информации не отказали ему во внимании. Отчасти это объясняется каким-то подсознательным, глубинным пристрастием нашего общества к управленцам из числа бывших военных. Генеральским званием облагораживается звание губернаторское. «Твердая рука» столь любима в России не по причине мифического «рабского сознания», просто страна любит порядок и ненавидит хаос. Поэтому с появлением решительного и энергичного управленца всегда связывают новые упования: «Пора бы навести порядок…»

А Герой Советского Союза Борис Громов очень точно подпадает под это определение. Впрочем, дело здесь не только в том, каков у него имидж. Позитивной практической деятельности за Громовым хватает. Так, в период перехода от льгот к компенсациям его усилиями была поставлена на рельсы единая система обеспечения граждан льготами — целевая программа «Социальная гарантия», выгодная для жителей Подмосковья. Средние школы Подмосковья получали по инициативе Громова значительные дополнительные средства из регионального бюджета. Он же выступил инициатором строительства Центральной кольцевой автодороги.

Еще одна фигура в этом ряду — волгоградский мэр Евгений Ищенко. Сейчас он сидит за решеткой по обвинению в «злоупотреблениями должностными полномочиями» и «незаконном предпринимательстве». Но для патриотической России это восходящая звезда, герой и мученик. И целая группа общественных деятелей из патриотического лагеря уже выступила публично в его защиту. Картинно срежиссированная, да еще сработанная под камеру 1-го канала «силовая операция» по прихвату Ищенко не столько «закрыла» мятежного градоначальника, сколько открыла в региональной среде политика крупного масштаба.

В самом деле, что произошло? Говорить всерьез о том, что антикоррупционная кампания дотянулась до «большого виновника» просто смешно. На фоне преуспевающих уголовников и их пособников на должностях мэров, депутатов Заксобраний, облбоссов и т.п. Ищенко с его «превышением должностных» выглядит сущим агнцом. В прессе появлялась разного рода информация об истинной подоплеке происходящего. Публиковались материалы, освещающие бескомпромиссное противостояние Ищенко с таким «тяжеловесом» как «ЛУКОЙЛ», трения с лукойловским «собинным другом» Николаем Максютой, занимающим кресло волгоградского губернатора (по данным журнала «Социальная реальность», в области крайне низок процент граждан, положительно оценивающих деятельность Николая Максюты)…

Но суть, видимо не только и даже не столько в этом. Механизм кооптации депутатов в ГД простроен из центра до мелочей. О президентской должности и говорить нечего: неожиданностей там не предвидится. Губернаторы, естественно, также подконтрольны центру. Но, видимо, подобного рода административный детерминизм представляется еще недостаточным. Идет постепенное «прикрывание щелей», прессование независимых каналов рекрутинга мэров, депутатов Заксобраний, чиновников региональных администраций. Видно стремление Кремля осуществить план «идеальной кадровой политики»: раз в четыре года в АП составляется список на занятие всех выборных должностей на всех уровнях, всех главных административных позиций, глав крупнейших СМИ и директоров подконтрольных финансово-промышленных корпораций. Господа назначенные разъезжаются на места. Куда девать смещенных? Наивный вопрос! Никто никого не лишит кормушки. Просто несколько тысяч верхних фигур номенклатуры проходят плавную рокировку. Все при делах. Этот был мэром, а стал главным редактором. Тот был министром, а станет генпрокурором. Номер 678-й – на место 723-го, а 723-й поедет в Москву, там 102-й освободил местечко по возрасту. Сыну 102-го дадим хорошую площадку для взлета в Орле – заменит 678-го. И все – проверенные товарищи! Стеной друг за друга…

Для этой системы Ищенко был чужаком. Он не вписывался. Он хотел кое-что исправить. Он собирался работать, а не печатать шаг в общей колонне номенклатурного парада. И, значит, он стал не нужен. Раздавить его!

Между тем, этот человек пришел в мэры с многомиллионным состоянием и щедро вкладывал в развитие города собственные средства. Собирался возвести цементный и стекольный комбинаты – во времена, когда заводы по всей стране либо стоят, либо закрываются! Строил церкви – опять-таки на собственные средства. Мостил тротуары, ремонтировал детские площадки, прижимал местный криминальный бизнес. За три года увеличил бюджет Волгограда вдвое. Деятельность его получила поддержку со стороны митрополита Волгоградского и Камышинского Германа.

Чем дольше власти «морят» Ищенко, тем больше у него шансов выйти на свободу с непререкаемым авторитетом внесистемного политика.

Столь же твердую внесистемную линию проводит красноярский губернатор Александр Хлопонин. Само его восшествие ознаменовалось событием удивительным и приятным – разгромом бонзы черного пиара Алексея Кошмарова, работавшего против Хлопонина.

Затем «тихий финансист», «кабинетный работник» проявил неожиданную энергию, работая на область. Он стимулировал развитие личных подсобных хозяйств, развивал программу «Доступное жилье», наконец, предложил проект «Новое освоение Востока», направленный на укрепление геополитических позиций России в Сибири. В то же время, Хлопонин никогда не был сторонником утопических проектов, вроде переноса столицы за Урал, считая, что те же деньги лучше потратить «на запуск реальных инвестиционных проектов». В отличие от флагманов «замещающей иммиграции» он проявил жесткий подход к хаотическому наплыву китайских «биоединиц». Такого губернатора полезно было бы «бросить» на Кремлевскую область…

Центр опасается роста неподконтрольных региональных элит. Но, может быть, они сыграют в будущем роль резервуара для замещения наиболее одиозных фигур в первом эшелоне российских властей.

Так или иначе.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram