Миссионерские этюды

Советник «шаговой доступности»

В конце января этого года православное сообщество было взбудоражено новостью о том, что советником Патриарха по строительству быстровозводимых храмов шаговой доступности назначен Владимир Ресин. Как известно, Владимир Ресин является не только очень богатым и влиятельным московским сановником, но и членом руководства Российского Еврейского Конгресса. И хотя РЕК вряд ли можно назвать религиозной организацией. Скорее, в функции РЕК входит лоббистская деятельность по отстаиванию прав российского еврейства. Тем не менее, новость о том, что у Патриарха Русской церкви появился откровенно еврейский советник да еще к тому же и богатый еврейский советник – многим православным покоя не давала. Это уже не первая новость подобного жанра. У иерархов словно показателем высокой добродетели считается уважить кого-нибудь из сильных мира сего. Многообразные церковные награды, ордена и грамоты будто бы специально выдумывались для того, чтобы их раздавать самым респектабельным персонажам современной российской действительности.

«Миссии быть!»

У драматурга Владимира Голышева в пьесе «Лыжнег», посвященной Патриарху Кириллу и всей современной церковной жизни, несколько раз фигурирует православный активист, Кирилл Фролов, выхлестывающий с энергетическим запалом совершенно неожиданно и абсолютно бессмысленно лозунг:

Миссии быть!

Сходство с реальным Кириллом Фроловым (главой Ассоциации православных экспертов) поразительное. В честь «миссионера» Фролова уже слагают акафисты и пишут иконы. «От Джигурды приемый заушение» Фролов будет и дальше «миссионерить». Благо, что у него есть группа поддержки.

Нас же впечатляет другое: зачем «людям Церкви», вроде бы призванным к отрешенному от суетности мира образа жизни, влезать во все эти политические интриги, в буквальном смысле разоряя свой внутренний мир – «похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою» (1 Иоанн 2, 16).

Кроме Фролова эпатирующими выходками славятся протоиерей Всеволод (Чаплин) и протодиакон Андрей Кураев. Как бы демонстрируя мощь и силу «миссионерского крыла» РПЦ МП, явилась на свет песня иеродиакона Рафаила (Романова) «Пчелки», ставшая по количеству запросов на Youtube своеобразным мегахитом (более ста тысяч просмотров). Припев песни является своеобразным императивом всей миссионерской политики нынешней РПЦ МП:

«Кто пчелок уважает, кто к ним не пристает,

Того они не жалят, тому приносят мёд

Жу, жу, жу, мёд хочу!».

Воцерковление или воцирковление?

От представителей миссионерствующего крыла можно часто слышать тезис, что Патриарх воцерковляет политиков и даже саму политику. Стремится всё делать так, чтобы в стране было лучше. Да и сам Святейший многократно обращается в своих проповедях к власть имущим, к народу, обыгрывая разные, казалось бы, злободневные темы.

Тем не менее, события последних двух месяцев показали, что когда страна и народ в целом доведены до некой точки кипения, когда в одной Москве проходят многотысячные демонстрации и митинги – в этот самый ответственный момент Священноначалие будто бы «пасует», а «миссионеры» начинают кривляться в своих блогах, повторяя нашумевшие байки про Госдеп США и «оранжистское лобби».

Весьма показательной была и история со старцем Илием (Ноздриным), не благословившим православных ходить на митинг в конце декабря прошлого года на проспект Сахарова. Учитывая то простое обстоятельство, что отец Илий является духовником Святейшего, есть подозрение считать, что и сам Патриарх не благословляет верных чад РПЦ МП в самые ответственные для страны моменты «воцерковляться политикой».

Получается игра в одни ворота: «миссионеры» с Патриархом во главе могут делать и говорить, что пожелают. А вот простому православному даже на митинг против Путина нельзя сходить – благословения нет. Вот и происходит воцИрковление политики. Разница лишь в одну букву. Зато сколько новых смыслов открывается!

Зачем Патриарху это нужно?

Миссионерсвтующее крыло РПЦ МП очевидно подводит своего Патриарха. Сам Патриарх будто бы покрывает это крыло. Хотя, не исключено, что возможны и перемены в мировоззрении Святейшего. Неслучайно же он совсем недавно признался в том , что только сейчас в полной мере осознал основную миссию предстоятеля Церкви.
Слова эти похожи на искренние, т.к. за три года своей кипучей деятельности Патриарх Кирилл сильно бюрократизировал саму церковную жизнь. Эта бюрократизация коснулась абсолютно всех сфер церковной жизни – начиная от прихода (по сути, упразднение настоятелей и благочиний) до реформ высшей церковной иерархии – появление межсоборного присутствия и прочих высших церковных советов. Патриарх делит древние епархии и рукополагает огромное количество молодых архиереев. По сути, превращает Церковь в политическую и социально-общественную организацию. При этом, в организацию с очень жесткой вертикалью власти, в которой ни в коем случае нельзя критиковать Патриарха и даже нельзя иронизировать над ним.

Может быть, именно поэтому недавно Патриарх также сообщил прессе о том, что его волнует и о чем он больше всего думает: "Тема медийного пространства, его наполнения, влияния на душу человека - это то, над чем я сейчас больше всего думаю и о чем молюсь, потому что вот здесь-то Бог с дьяволом борются". А ведь в Интернете, особенно в блогосфере о Патриархе высказываются отнюдь нелицеприятным образом. Вполне возможно, что именно это обстоятельство и привело Святейшего к тяжелым думам и размышлениям на тему «наполнения медийного пространства».

Что нас ждет?

Есть у Патриарха и своя личная «святынька». Правда очень большая – раритетный автомобиль «Чайка» черного цвета, на котором он иногда выезжает, как это было, например, 1 февраля с.г. на трехлетие его интронизации. «Чайка» эта принадлежала в свое время митрополиту Никодиму (Ротову) – наставнику и благодетелю нынешнего Предстоятеля. Всем видом показывая свою связь с ярким предшественником, Патриарх в то же время активно восстанавливает Ново-Иерусалимский монастырь. Тем самым, уже демонстрируя свою преемственность и от знаменитого Патриарха Никона. Но вспомним, чем в итоге закончилась эпоха Никона. Кризисом патриаршей власти. И упразднением патриаршества как такового при Петре I.

Вполне возможно, что и в недалеком будущем мы вернемся к синодальной системе. А что? И без Патриарха можно жить – не тужить.

Автор - кандидат исторических наук, общественный деятель.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter