Краткое сообщение о сущности нации

Нация не возникает на пустом месте. Она - этап в развитии народа (установим для простоты, что народ есть лингвистически определенное сообщество родственников). Как устроено это самое лингвистическое сообщество родственников в естественной среде? В виде пирамиды, наверху которой сильные богатые, а внизу - бедные слабые. Отличительным свойством такой пирамиды является эксплуатация сильными «своих», то есть представителей одного с ними рода. Формы этой эксплуатации могут быть разнообразными. Это и обращение соплеменников в рабство за долги (античные Афины), это и чрезмерное обложение сродственников налогами (Североамериканские Соединенные Штаты). Важно, что эксплуатация есть и что она распространяется на «своих».

Перейдем к следующему тезису. Нация возникает тогда, когда народ исключает из себя эксплуататорскую структуру. То есть в тот момент, когда иерархия, основанная на угнетении своих своими, отменяется. Это не значит, однако, что отменяется эксплуатация как таковая. Это значит, прошу отметить этот важный тезис, что участники народа взаимным и согласованным решением обязуются никогда не применять друг против друга определенные формы эксплуатации. Например, как афиняне в эпоху Солона, обязуются больше не обращать друг друга в рабство за долги. Или же как американцы эпохи Отцов-основателей обязуются никогда не обкладывать друг друга несправедливыми налогами. «Я никогда не обращу тебя в рабство», «Я никогда не обложу тебя несправедливым налогом» - вот формула, в соответствии с которой образуется нация.

Отказ участников народа от эксплуатации друг друга, неважно, по какому именно признаку он произведен, немедленно отделяет их от «внешних», проводит четкую разграничительную линию, границу, между новорожденной нацией и прочими. Понятно также, что один и тот же выбор, одну и ту же формулу отказа от эксплуатации могут принять одновременно несколько разных народов. В этом случае получившаяся нация будет многонародной - безо всяких кавычек. Естественно, что таковые нации встречаются относительно редко, но это происходит просто потому, что ситуация, при которой несколько народов делает одинаковый выбор, редко встречается в истории.

Этап отказа от эксплуататорской структуры четко прослеживается у многих народов, как античных, так и современных. Обычно он связан с изгнанием царей и образованием республики. Этот период в той или иной мере переживали многие. В том числе Древний Рим, античные Афины, в новое время - Франция. Строго говоря, период от изгнания царей до образования наций часто растягивался на столетия, особенно в античности. Его заполняли разного рода аристократические республики и ожесточенная борьба богатых с бедными, знатных с пришлыми. В конце концов, рано или поздно возникают реформатор или реформаторы, которые дают законы и ситуация успокаивается.

Отметим как принципиальный момент - формула отказа от эксплуатации каждый раз разная. Важен сам по себе отказ, отрицание, а не то, от чего отказываются. Как мы уже говорили, поводом может быть все что угодно - от несправедливых налогов до обращения граждан в рабство. Однако неопределенность формулы, в соответствии с которой конституируется нация, приводит к крайне любопытным последствиям. А именно - внутри нации возникает постоянная борьба за то, чтобы расширить эту формулу. Почему так происходит? Потому что сама формула нации неравновесная.

Члены нации отказываются от некоторых действий по отношению друг к другу. Но не от всех. А это - противоречие. В самом деле, если афиняне отказались обращать друг друга в рабство, то почему они должны терпеть внутри своего сообщества различие между богатыми и бедными, ситуацию, при которой купец эксплуатирует, например, ремесленника? Не должны ли купец и ремесленник в свою очередь, отказаться от эксплуатации друг друга? По экономическим причинам это часто невозможно, но ведь можно, например, обеспечить «эксплуатируемому» ремесленнику такой социальный пакет, который поставит его по благосостоянию если не на один уровень с купцом, то позволит ему хотя бы избежать нищеты и чрезмерной зависимости. Внутри нации возникает, таким образом постоянная борьба между теми, кто хотел бы расширить её формулу и теми, кто этого не желает. Это легко заметить на примере современных нам Соединенных Штатов Америки.

Отцы-основатели восстали против несправедливых налогов и выкинули за море эксплуататоров в лице Британской империи. Но далее формула нации стала расширяться и расширяется до сих пор. По сути, в эту неформальную формулу было добавлено обязательство сначала не обращать людей в рабство по цвету кожи, затем - равенство людей с разным цветом кожи. Теперь активно дебатируется равенство людей различной сексуальной ориентации (проблема гей-браков, которые запрещены референдумами в большинстве штатов США). Таким образом, процесс продолжается, формула уточняется и жители США постоянно принимают к ней всё новые «поправки» (многие из которых требуют и поправок в прямом смысле - в Конституцию). В ноябре сего года доведен до логического предела процесс расовой эмансипации - президентом США избран чернокожий.

Таким образом, для национального строительства абсолютно неважен язык или скоординированные действия по нацбилдингу бюрократической иерархии или «этнических предпринимателей», как утверждают некоторые. Нации одна от другой отличаются просто-напросто конкретным содержанием формулы отказа от эксплуатации, а главное - ходом внутреннего процесса по уточнению формулы, который у каждой нации индивидуален. Именно поэтому нации так редко сливаются друг с другом. Именно поэтому, с другой стороны, одна нация может содержать в себе несколько народов или этнических групп, при том что верно и обратное - несколько наций могут разделять единый в лингвистическом иили культурном смысле народ.

По аналогичной схеме развивались события во всех нациях, включая и древние, вроде Афин или Рима. И как они закончили, скажет придирчивый читатель! И будет прав. Будучи динамической неравновесной системой, нация смертна. Почему так происходит?

Прежде всего потому, что нация связана с экономикой. Это не значит, что она соотносится с ней как базис и надстройка. Это не так, поскольку нация возникает как форма организации отношений между людьми. Но игнорировать экономический фактор нельзя. Если рассматривать нацию как систему, то ведь в нее должна откуда то притекать энергия. Проще говоря - людям нужно кушать, а для этого они должны вступать в те или иные отношения друг с другом. Эти отношения иногда способствуют созданию нации, иногда - её разрушению. Первичная иерархическая структура эксплуатации своих своими тоже ведь не на пустом месте возникает - кто-то должен ведь добывать хлеб в то время, когда богатые и знатные занимаются своим излюбленным делом - войной (а следовательно, защищают хлебопашца, обеспечивая выживание народа в целом).

Чем менее развита экономика, тем меньше вероятность возникновения нации. Причина тому проста. Если мы отказываемся от эксплуатации друг друга, то это может происходить по двум причинам. Во-первых, потому, что в этом нет нужды. Во-вторых, потому что мы нашли альтернативу эксплуатации. Альтернатива порабощению своих часто - порабощение чужих. Именно поэтому нации, возникшие в античности, часто мерзки и непривлекательны. Например, Спарта, которую я считаю чуть ли не самой древней нацией, возникла именно в результате отказа от эксплуатации своих. Но зато ей пришлось, в отсутствие других ресурсов, поработить кучу чужих. Больше того, сами спартанцы были привязаны к государственной машине, выступая относительно покоренных племен в качестве коллективного эксплуататорского класса. Они не занимались ничем, кроме военных тренировок и войны. Экономическую деятельность вместо них осуществляли рабы. Неудивительно, что Спарта была отнюдь не демократическим, а весьма бюрократизированным и милитаристским обществом. Такой бывает нация в ситуации недостатка ресурсов.

Совсем другой коленкор, когда их можно добывать из ремесел и торговли. Феномен крупных античных и средневековых городов-республик общеизвестен. Торговля и ремесла гораздо лучше развиваются в ситуации, когда имеется некое количество свободных граждан, которые обязались совместно давать отпор врагу и управлять. Учитывая опыт малых городов-республик долгое время считалось, что республиканский строй может существовать только на небольшой территории. Это правило работает для Античности и Средневековья (и Рим здесь не исключение - он владел громадными территориями и эксплуатировал их, но территории эти не были «Римом», во всяком случае до тех пор, пока Рим был нацией и республикой).

Лишь в Новое время нации распространяются по всему миру благодаря достижениям науки. Оказалось, что можно повысить производительность труда благодаря техническим новинкам, таким образом, ура-ура, обращать в рабство соседние города и страны для того, чтобы обеспечить отсутствие рабства у себя, стало необязательным. Именно поэтому сегодня большая часть государств земли является национальными и процесс нацбилдинга идет практически везде. В Античности же и Средневековье это было не так - лишившаяся колоний нация могла погибнуть, как погиб Карфаген. Или же перестать существовать в результате победоносного расширения, как Рим. Когда стало понятно, что приток рабов уже нельзя поддерживать на прежнем уровне, а, следовательно, сохранять в неприкосновенности формулу отказа от эксплуатации для граждан Рима, государственный строй республики сменился на принципат, а затем и доминат. Рим постепенно превратился в феодальную империю и нация умерла.

Краткое резюме. Нация есть самоорганизующаяся система, возникающая в результате отказа от эксплуатации своих, происходящего в рамках эволюции народа (или народов). Формула отказа является внешней границей, отличающей участников нации от прочих, а также предметом постоянного последовательного уточнения в процессе развития нации.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram