Поплавок безработицы

Да, нешуточные споры разгорелись вокруг материала о покупке государством олигархических активов. Похоже, что большинство отозвавшихся признало нецелесообразность подобных приобретений, да и цена многих шокировала. Диспут же развернулся по поводу эффективности государства как хозяйственного управленца. Одни утверждали, что мол, все, что можно было развалить — прежними владельцами уже развалено, так что хуже не будет. Другие доказывали, что только государству под силу долгосрочные инвестиционные проекты, поэтому всем нам скоро будет хорошо. Автор же придерживался той точки зрения, что современное государство должно максимально разгрузить свои функции и оставить лишь те направления, которые никому другому выполнить не под силу: оборону, безопасность, защиту прав собственности, социальную сферу.

Но какая, в конце концов, разница, какие мотивы движут сегодня высшими чиновниками. О сделках объявлено, проекты в стадии реализации, что копья ломать? Но, памятуя о той дискуссии, зададимся вопросом: а что может охарактеризовать эффективность государства как управленца? Очевидно, должен существовать некий институт, который способен как поплавок индикатировать менеджерские качества нынешней власти. Подумаем мы, пораскинем мозгами — и найдем: рынок труда, а точнее — борьбу с безработицей.

Вот уж где профессионалы госслужбы могли бы развернуться! А что: конъюнктура благоприятствует, нефтедоллары девать некуда, так давайте уровень занятости повышать, ведь безработный кто? Сегодня малоимущий, а завтра — люмпен, асоциальный элемент, а там и до булыжника недалеко. Ирония проскальзывает, что греха таить, но давайте построим обсуждение по-другому: сначала посмотрим, как с этим социальным злом борются у них, а потом вернемся к нам, но только без выводов и прогнозов. Для них раздел "отзывы" существует.

Как у всех в теории

В принципе рынок труда — это механизм, формирующий спрос на рабочую силу и ее использование. Рынок труда — такая же часть экономики, как рынок сырья, товаров, услуг, недвижимости или ценных бумаг. Элементами этого рынка традиционно считаются регулируемый рынок, скрытый рынок, региональные и отраслевые рынки.

Договоримся сразу, что последние два рынка мы рассматривать не будем, поскольку они часть первых двух, не будем описывать и всевозможные системы показателей безработицы. Кратко остановимся на основных задачах государства в области занятости, а они, поверьте, одинаковы для всех стран, развитых и развивающихся. Так вот, схематично основные задачи государственной политики занятости выглядят следующим образом.

Во-первых — удовлетворение потребностей экономически активного населения в оплачиваемой работе путем использования имеющихся в распоряжении государства ресурсов.

Во-вторых — развитие качества рабочей силы, повышение уровня ее профессионализма и конкурентоспособности.

В-третьих — расширение занятости через создание и сохранение рабочих мест.

В-четвертых — минимизация масштабов, уровня и продолжительности безработицы. Наконец, в-пятых — материальная поддержка безработных.

Все. Так у нас, так и у них. С них и начнем.

Как у них на практике

На сегодняшний день в мире существуют три модели занятости: социалистическая, консервативная и либеральная. Задачи у всех моделей общие, они только что перечислены, а вот подходы к их решению различные. Рассмотрим, что за подходы.

Социалистическая модель (ее наиболее яркий представитель — Швеция) отличается стремлением к полной занятости через системы переподготовки, общественных работ и молодежной практики. Последняя импонирует тем, что согласно ей не нашедшая работы молодежь обеспечивается рабочими местами, затраты на которые работодателям компенсирует государство.

Интересен шведский вариант трудоустройства инвалидов. Занятость таких граждан обеспечивается либо с помощью субсидий, покрывающих разницу между обычной заработной платой и рыночной ценой инвалидного труда, либо — с помощью отдельных отраслей хозяйства, где квоты на рабочие места инвалидам создаются специально.

Безработица в Швеции в 2005 г. держится на уровне 4%, пособия получают 68% всех безработных, максимальная длительность пособия — 2 года.

Неолиберальная модель, ее представляют прежде всего для США, характеризуется принципом невмешательства государства в производственную и предпринимательскую сферы. Американцы считают, что наилучший вариант оплаты труда — выдача заработной платы полностью деньгами без значительных социальных налогов. Предприятия должны сами заботиться о своих работниках, для чего созданы многочисленные пенсионные фонды или страховые компании. Правительство же призвано заботиться лишь о представителях национальных и цветных меньшинств.

Сегодняшнее благополучие в сфере занятости США можно объяснить действием трех основных факторов: быстрым ростом экономики в 60-е и 80-е годы, географической защищенностью внутреннего рынка труда и текущим состоянием демографии.

Средний уровень безработицы в Америке в 2005 году составляет 5%, пособия получают 30% безработных, а максимальная продолжительность выплат — полгода.

Консервативная модель традиционно ассоциируется с Германией. Немцы стараются оказывать максимальное содействие в поиске места работы и в профессиональном обучении, страхуют на случай безработицы, пытаются бороться с дискриминацией женщин, особенно матерей-одиночек или имеющих нескольких детей.

Впрочем, сегодня Германия — не лучший пример, потому что это государство до сих пор не в состоянии справиться с проблемой рабочей силы из восточных земель. Многие восточные немцы, попавшие в тяжелейшую ситуацию после объединения, так и не смогли трудоустроиться, особенно это коснулось возрастных категорий населения. В настоящее время проблема частично решается с помощью социальных пособий по преждевременному выходу на пенсию и переходному пособию по старости. На сегодняшний день в Германии проблема занятости стоит наиболее остро среди всех стран с развитой экономикой.

Поэтому и результаты такие невеселые: средний уровень безработицы в Германии в 2005 году колеблется вокруг 10%, пособие получают 50% ищущих работу, а максимальный срок выплат составляет год.

Естественным уровнем безработицы на Западе считается 4–6%. Но это не значит, что так было всегда. В годы Великой депрессии в США безработица доходила до 33%, а в Италии, например, в конце 1970-х годов безработица составляла более 12%.

Парадокс, но столь высокий уровень политики занятости привел к некоторым негативным последствиям. В числе прочих назовем снижение конкурентоспособности товаров и услуг (высокое социальное налогообложение), отказ работников повышать квалификацию (не оплачивается), развитие социального иждивенчества (в Голландии из 6 млн. занятых 800 тыс. имеют инвалидность, которую там получить не сложнее, чем у нас больничный), всплеск легкой заболеваемости (пособие по нетрудоспособности практически во всех европейских странах составляет 100%).

Как у нас в реальности

В 2005 году официальные данные по безработным в России составляют 6,5 млн. чел. Много это или мало? Если учесть, что экономически активного населения в стране насчитывается 72,9 млн. чел., то уровень безработицы составит 9%, что, по сравнению с Германией, наверное, неплохо. Но то официальные оценки, которым сегодня не верят даже те, кто их выдает.

По неофициальным, и российским, и зарубежным, исследованиям, скрытая безработица в России составляет в настоящее время 15 млн. человек. Если прибавить к этой цифре официальные данные, то мы получим 21,5 млн. человек безработных или почти 30% от всего экономически активного населения страны! В некоторых регионах ситуация вообще катастрофическая (Нальчик — лишнее тому подтверждение). Даже по официальной статистике в Ингушетии число зарегистрированных безработных составляет около 25%, а в Чечне — и вовсе 70%.

Боремся ли мы с безработицей? Конечно, боремся. Государственная служба занятости как автономная организация с 2001 г. прекратила свое существование, ее функции переданы на федеральный и региональный уровни, страхование занятости также не осуществляется. Как один из результатов — резкий рост за последние годы числа официально зарегистрированных безработных (в 2004 г. на 18%). И это притом, что львиная доля выплачиваемых пособий составляет в настоящее время 1МРОТ или 720 рублей.

Причины, спросите вы. Причин много. Начнем с отсутствия долгосрочных инвестиций. Это вообще отдельная тема, связанная с удручающим инвестиционным климатом, налоговым и чиновничьим произволом, "эффектом ЮКОСа", заинтересованностью государства исключительно в добывающих отраслях.

Одной из причин является также то, что при разработке любых государственных планов в области экономики региональная и отраслевая структуры занятости попросту игнорируются, пункт об обязательной экспертизе рынка труда вычеркнут.

Столь удручающее положение связано также с невыполнением государством двух важнейших функций: контрольной и надзорной, из-за чего в упраздненном Фонде занятости процветали банальные воровство и махинации.

В отношении инвалидов ситуация вообще перевернута с ног на голову. Вместо реальной помощи им сегодня предоставлены социальные налоговые льготы, что, учитывая общее число инвалидов в стране (12 млн. или более 16% экономически активного населения), является одним из факторов потери фондами соцстраха финансовой устойчивости.

Широко рекламируемые биржи труда работают "для галочки", поскольку спрос на рабочую силу на них виртуальный. Предприятия-заявители попросту неспособны платить своим сотрудникам конкурентную зарплату, вот и пытаются найти на бирже "специалистов", готовых работать за еду. Кстати, одним из последствий такой "политики занятости" стал бурный расцвет многочисленных сайтов по трудоустройству и кадровых агентств.

Резюме

Если резюме уже написано и разослано, обратимся к началу статьи и попытаемся ответить на вопрос: способно ли современное российское государство исполнять свои прямые обязанности, а если нет, то зачем ему еще и дополнительные?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter