CIRCENSES!

Вынесенное мной в заголовок латинское слово — это часть знаменитого лозунга panem et circenses, т.е. «хлеба и зрелищ».

Хлеб у основной массы населения, по его собственным оценкам (которые многократно публиковались в СМИ в преддверии Нового года), теперь имеется. А зрелищ вроде как и нету вовсе. Ну что, скажем прямо, за зрелище «Ирония судьбы»? Душераздирающее и печальное… Впрочем, каждому своё, для кого-то ведь даже семейный поход на «Элвина и бурундуков» оказывается событием года.

И ничего тут смешного нет — на протяжении более чем ДЕСЯТИЛЕТИЯ с 1992 средний обитатель Лучезарной Многонационалии не ходил в кинотеатры, а вот теперь вдруг туда прямо-таки ломанул. Статистика показывает, что посещаемость в последние два-три года выросла аж в разы.

Такое рвение к зрелищам должно всерьёз настораживать нашу элиту. Точнее, это, по-моему, должно обострить и развить её способности к производству зрелищ.

Прямо скажем, в последний год ей удавалось заинтересовать и увлечь наблюдателя, особенно стороннего, этим своим искусством. «Мюнхенская речь», «ссоры с Западом», «покорение полюса», «выход из ДОВСЕ», операция «Человек года» и прочее в том же духе. Правда, расчёт был на так называемого просвещённого западного зрителя, на его стереотипы и штампы. На собственную же публику, по большому счёту, наплевали. Ей устроили нечто из серии «нефиг выпендриваться»: сначала повышение цен почти на ВСЁ на 30-50% (а то и на все 100%), а потом замечательные, ностальгические, в духе нерушимого блока коммунистов и беспартийных, выборы, ознаменовавшие такую стабильную стабильность, что, кажется, сами победители до сих пор не очень-то верят в такой успех. Постсоветской элите впервые удалось на деле осуществить известный бармалеевский лозунг «Щас у меня враз все станут счастливыми, а кто не станет, того в бараний рог согну, сотру в порошок и брошу акулам!»

Поскольку дефицит «внутренних» зрелищ может вылиться в какую-нибудь дестабилизирующую гадость, элите следовало бы подумать о том, чтобы поработать и на собственного потребителя.

Что происходит в её головах и во что эти сложные мыслительные процессы могут вылиться, русское общество как не знало почти ничего сто лет назад, так не знает и теперь — даже, пожалуй, знает ещё меньше, чем в 1908 г. Остаётся только гадать.

Чем российские политологи и занимаются. Причём иногда — полуподпольно, на страницах газет, которые средний россиянин не читает.

К примеру, в англоязычной «Moscow Times» за 10 января с.г. выступил небезызвестный Борис Кагарлицкий, который предрекает при новом руководстве чуть ли не римейк «перестройки». При этом он ссылается на речь будущего президента Медведева в Давосе, произнесённую аж 27 января прошлого года. Мол, там-то вся программа будущего великого урагана и изложена.

Ну, ознакомился я с этой речью с подачи г-на Кагарлицкого. Ничего особенного. Речь как речь, в меру парадно-рекламная, в меру официальная. Из серьёзных и судьбоносных вещей в ней можно узреть только обещание 100%-й либерализации цен на энергоносители и нечто вроде угрозы, что «бесплатного газа больше ни для кого не будет» (Медведев благоразумно не уточнил, о ком идёт речь). Но сами попытки (и здесь отметился отнюдь не только Кагарлицкий) исторических проекций стали характерными и навязчивыми.

В Путине многие видят некое новое издание Сталина (если, конечно, отбросить все псевдопатриотические благоглупости об «удивительном грузине» как спасителе Российской Империи), который положил конец революционной шизофрении 90-х и согнул все разрушительные тенденции в бараний рог. На самом деле такое сравнение нельзя считать слишком уж надуманным — яркие параллели, несомненно, есть. Как и сталинцы, «путинская элита» построила относительно эффективное государство, заточенное под определённые прагматические цели, понятные и близкие этой самой элите. Очевидно, что работа на массовые потребности населения к таковым целям не относится, поэтому общество и ноет, что государство вообще неэффективно. Это совсем не так — там, где просматриваются реальные интересы элиты, всё получается «ОК» и даже ещё лучше.

Кроме того,«режим» смог произвести замечательный продукт под названием «театральный авторитаризм». То есть в реальности никакого особого авторитаризма нет — точнее, в сравнении с предыдущим периодом просто изменились точки приложения силы, да появились другие исполнители приговоров. Но западная пресса поддалась на спектакль и теперь вопит о «злостных нарушениях демократических норм».

Ну так вот. Демократического Сталина мы уже видели. Во втором цикле российской истории после 1917 г. за демо-Сталиным должен последовать демо-Хрущёв. Возможно, с элементами демо-Горбачёва.

То есть нас должно ждать осуждение прежнего «культа личности», заигрывание с массами, «оттепель», некоторая контролируемая доза культурной шизофрении, национальные проекты наподобие «кукурузы за Полярным кругом» и много всего интересного.

При этом надо понимать, что все эти штуки будут всего лишь хорошо (или — не очень хорошо) отрежиссированным спектаклем. А его авторы, статисты, актёры (как «злые», так и «добрые») и критики по вечерам точно так же будут собираться одной большой толпой и устраивать элитарные пиры горой. В этом, наверное, и будет состоять «эпоха Медведева».

Впрочем, это умозрительные предположения — жизнь всегда оказывается интереснее спекулятивных построений.

Причём, как мне кажется, в сложившихся условиях никакого выхода из текущей ситуации нет. Высшая бюрократия, «вертикаль», «элита» и «авторы креатива» будут жить сами по себе, а остальное общество — само по себе. Спектакль и зрелища будут производиться в утроенном объёме. В «низы» будет спускаться всё больше хорошо отработанных «пьес» — от банальных телесериалов (для простецов) до политических детективов в режиме реального времени (для тех, кто любит ощущать себя «причастным к истории»).

На протяжении восьми лет мы наблюдаем становление политических систем XXI века. Если для прошлого века был характерен «тоталитаризм» — то есть вовлечение всего общества в специфически понимаемый элитами исторический процесс, то теперь начинается иная эпоха.

Для неё характерно, что «элита» начинает продуцировать «псевдоисторию», в которую окунается остальное общество. И у обывателя создаётся впечатление, будто он живёт внутри захватывающего исторического процесса. Ему это даже интересно. Элита же убеждена, что никакого процесса давно нет, а есть только труба, the raspil and the otkat, а всё, что сверх того, то от лукавого.

И это совсем не тоталитаризм. Это всего лишь полная реализация большевистского подсознания. Это вульгарный материализм в своей высшей стадии развития, когда он сам начинает творить собственный миф.

Долго ли это всё продержится? Долго. Потому что это — своего рода наказание, прописанное нам Высшими Силами. Повод задуматься о том, что творится в душах у нас самих…

Ну так что же — тогда давайте побольше circenses!

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram