Васви Абдураимов: «Созидательная работа в Крыму так и не началась»

 

После воссоединения Крыма с Россией прошел без малого год. О проблемах интеграции полуострова в РФ, положении крымских татар, перспективах новых национальных организаций рассказывает председатель правления Крымской республиканской общественной организации социально-культурного развития «Милли Фирка» («Народная партия») Васви Абдураимов.

 

- Уважаемый Васви Эннанович, совсем скоро мы будем отмечать первую годовщину воссоединения Крыма с Россией. Пора подводить промежуточные итоги. Что, на Ваш взгляд, сделала, а что не сделала крымская и федеральная власть для полноценной интеграции полуострова в жизнь страны, и, конкретно, для разрешения проблем крымских татар?

- Решена главная стратегическая задача – как сказал президент Путин, Крым вернулся в родную гавань. И теперь полуостров и его жители – под надежным щитом и защитой всей мощи Государства Российского. А будущее Крыма опять неразрывно связано с Россией: будет хорошо России - будет хорошо Крыму. Будет плохо в России - в Крыму будет еще хуже.

Федеральная власть сделала многое, чтобы Крым полноценно, в ускоренном режиме и без особых потрясений вписался в российскую реальность. Просто перечислю:  Крым получил статус Республики с полномочиями, которых не имел с момента ее упразднения в 1946 году, а Севастополь стал городом федерального значения наряду с Москвой и Петербургом; создан отдельный Крымский федеральный округ и полномочное представительство Президента РФ в КФО; создано федеральное министерство по делам Крыма; разработана и утверждена Государственная программа социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 г.; издан Указ Президента «О мерах по реабилитации...» репрессированных в Крыму народов, наконец, запланировано выделение необходимых финансовых ресурсов.

Перед вновь созданными государственными институтами и крымской властью была поставлена задача - до 1 января 2015 г. завершить перевод крымского хозяйства с украинских на российские рельсы и начать выстраивать образцовый, передовой Крым, но уже по российским лекалам.

По истечении года могу сказать, что созидательная работа в Крыму так и не началась, более того, до сих пор не решены задачи переходного периода практически по всем направлениям. Складывается впечатление, что в Крыму реализуется не программа интеграции Крыма в Россию, а все с точностью до наоборот - де-факто запущена программа недопущения России в Крым. Крымские чиновники безнаказанно саботируют все инициативы и усилия федерального центра по Крыму. Они ведут себя так, будто получили гарантии, что российская власть скоро сменится, и все вернется на круги своя... Как было в России до Путина, как было в Крыму до «Крымской весны».

Ни одна проблема крымских татар не получила своего практического разрешения. Досрочное проведение выборов в Крыму привело к тому, что крымскотатарский народ опять лишили возможности через власть активно участвовать в решении как общих, так и сугубо специфических национальных проблем. Крымская власть для крымских татар опять чужая - такова реальность.

Возвращение крымских татар в Крым из мест высылки полностью заблокировано. Реабилитированные Россией крымские татары возвращаются на Родину как иностранцы! В Украине такого не было. Хочу напомнить, что крымские татары выселялись из Крыма, будучи гражданами России. Выселение признано незаконным и преступным. Крымские татары - реабилитированы. Почему же возвращающихся домой - в Россию - российских соотечественников - крымских татар принимают в Крыму как чужаков?..

Обустройство в Крыму превратили в фарс и безотказно работающую коррупционную схему распила средств, выделяемых на программу социально-экономического развития региона. Уже стало анекдотом, как в прошлом году в Симферополе один дом дважды торжественно под софиты и оркестры сдавали - и он до сих пор не заселен. Из 800 млн. рублей, выделенных в 2014 г., до Госкомнаца дошло 400 млн., из которых освоено (по бумагам) меньше половины. А в реальности, наверное, и того меньше, если крымская власть умудрилась один и тот же дом «заселять» два раза в год. Из запланированных на 2015 год на капитальное строительство 1 миллиарда 175 миллионов рублей более 80% планируется пустить на новые объекты - иначе говоря, закопать деньги в землю и умножить «незавершенку». За четверть века «украинского обустройства» по такой схеме многие объекты незавершенного строительства по программе обустройства крымских татар в Крыму из государственной и муниципальной собственности чудесным образом становились частной тех, кто и сегодня реально управляет полуостровом через своих завхозов в крымской власти.

Выделение земли нуждающимся. Закон - есть, а земли - нет. Опять же для сравнения: в «украинском» Крыму в 2013 г. участникам земельных акций протеста было выдано на руки более 3 тысяч решений на землю. За год в российском Крыму - ни одного...

В Крыму, согласно Конституции Республики Крым, три государственных языка: русский, крымскотатарский и украинский. Реально - только русский. Крымскотатарский и украинский - лишь на фасаде Госсовета РК...

- Наполнился ли реальным содержанием Указ президента Путина о реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов от 21 апреля 2014 г.?

- Указ Президента РФ «О мерах по реабилитации...» даже в отношении тех, кто непосредственно попал под каток сталинских репрессий, не говоря уже об их детях и внуках,  родившихся на высылке - игнорируется и выхолащивается. Иначе как издевательством это не назовешь. За год справки о реабилитации сумели получить, простояв в огромных очередях, на нервах, меньше тысячи человек. Это поколение стремительно умирает. Делается так, как будто чиновники ждут, пока не вымрет последний родившийся в Крыму до насильственного выселения крымский татарин. Моя мама умерла в декабре 2014 года, так и не дождавшись объявленной Путиным реабилитации. Теперь она ей не нужна...

- Как решать проблемы крымских татар? Разделяете ли Вы точку зрения ряда крымскотатарских политиков и общественников, настаивающих на распространении на крымских татар закона «О реабилитации репрессированных народов»?

- Пути решения крымскотатарской проблемы определены и должны исходить из действующего законодательства Российской Федерации: Конституции РФ, Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» и Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», на что и ориентирован по сути указ Путина «О мерах по реабилитации...».

Еще в августе прошлого года «Милли Фирка» представила разработанную на базе этих законов «Концепцию решения крымскотатарского вопроса в Российской Федерации», получившую положительную оценку в Москве и рекомендованную к реализации в Крыму. Наша Концепция действительно взята на вооружение в Крыму, но реализуется с точностью до наоборот практически по всем вышеперечисленным пунктам.

Закон «О реабилитации репрессированных народов» в равной степени распространяется на всех граждан Российской Федерации из числа репрессированных народов. Дополнительных мер по его распространению на крымских татар не требуется. Надо просто его исполнять на практике и наказывать тех, кто его саботирует в Крыму.

- Очевидно, что интеграция Крыма в состав российского государства не могла пройти абсолютно безболезненно. Как Вы оцениваете тактику правоохранительных органов на полуострове? Создается впечатление – возможно, обманчивое – что они делают излишнюю ставку на сугубо силовые методы борьбы с политическими противниками, не выходящими за пределы цивилизованной дискуссии. Как реагируют на подобные эксцессы крымские татары? Что надо делать в таких ситуациях?

- Интеграция Крыма в российское государство - это не одноразовый акт. Подписанием Договора о вхождении Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации 18 марта 2014 был дан старт новому этапу интеграции Крыма в Россию. И он не завершен, процесс продолжается. Весь «цивилизованный мир» ополчился против России. Есть противники и в Крыму. Я бы не стал как-то особо выделять и оценивать тактику правоохранительных органов в их борьбе с политическими противниками. У силовиков не может быть в принципе политических противников. Иначе это будут не правоохранительные органы, а охранка. На мой взгляд, силовиков опять хотят подставить, выставить в неприглядном виде как душителей демократии и свободы слова совершенно на пустом месте. Важно разобраться в терминах: что такое свобода и что такое демократия? Например, такой «демократии», как в Киеве, Крыму даром не надо. Скакать на площадях - много ума и воли не надо. Куда сложнее созидать и строить, особенно когда речь идет о государстве и стране.

Реакция на подобные эксцессы в разных слоях общества бывает самая разная. Что надо делать в таких ситуациях: всем сторонам строго следовать БУКВЕ и ДУХУ ЗАКОНА. Оперативность, последовательность в принятии решений и публичность - в рамках разумного, конечно.

- Меджлис, пользующийся, мягко говоря, неоднозначной репутацией, продолжает оказывать серьезное влияние на позицию значительной части крымских татар. Возможно ли плодотворное сотрудничество российских государственных органов с этой организацией, или, как считают многие аналитики, «меджлисовцам верить нельзя», и они всего лишь пытаются тянуть время, имитируя готовность к сотрудничеству? Какова дальнейшая политическая судьба этой структуры?

- Чем дольше будет продолжаться в Крыму саботаж России, тем больше будут усиливаться проводники и последователи западного проекта для Крыма через его «украинизацию» по-киевски. Система Курултай-Меджлис изначально создавалась как исключительно антироссийский, русофобский проект, и в таком качестве продолжает существовать и действовать. В прогнившие западные меха вдуть свежий российский воздух не получится: все усилия будут уходить в прорехи и дыры. Это первое.

Второе. Сама система сугубо этнического представительства как альтернатива действующей власти, каковой по сути является Курултай-Меджлис, - мина огромной разрушительной силы под основы российского государства - Российской Федерации.

Третье. Этническая составляющая власти реализуется через представленность народов на всех уровнях и во всех структурах государственной власти Российской Федерации – от Федерального собрания до местных советов. Именно такой механизм обеспечения представительства крымскотатарского народа во власти предлагала Милли Фирка в своей программе «Крымские татары: Стратегия ХХI века».

В России живет более 200 народов. И если каждый из этих народов будет иметь свое этническое представительство и свой сугубо этнический исполнительный орган, что останется от той России? Если народы России будут представлять их этнические органы, кого тогда будет представлять действующая в России власть? История последних веков учит: извне Россию не покорить и не разрушить. Проблемы возникали тогда, когда противникам удавалась разладить сотрудничество и солидарность народов России внутри ее. Не ставится ли цель через реанимацию Меджлиса в Крыму открыть ящик Пандоры с целью окончательного разрушения России на мелкие этнические осколки?

Возможно ли сотрудничество с этой структурой российских государственных органов? Для крымской власти, как показал прошедший год, такое сотрудничество не только возможно, но и весьма «плодотворно». Вот только для кого плодотворно? Для России? Нет. Для Крыма - тоже нет. Для самих крымских татар - смертельно опасно. Их опять хотят использовать втемную в геополитическом противостоянии Запада с Россией в качестве детонатора к бомбе огромной разрушительной силы.

- Есть ли потенциал у новосозданных общественных движений крымских татар «Къырым бирлиги» (Сейтумер Ниметуллаев) и «Къырым» (Ремзи Ильясов), пытающихся стать альтернативой Меджлису, а также Таврического муфтията, задуманного как альтернатива ДУМК? В чем сильные и слабые стороны этих движений? Есть ли смысл в проведении нового Курултая с перспективой выборов нового Меджлиса?

- И «Къырым бирлиги», и «Къырым» - детища одного розлива: и тот и другой главной своей целью ставят переформатирование существующей системы Курултай-Меджлис на базе своих организаций с той же претензией на высшее этническое представительство, что и уходящий в небытие Курултай-Меджлис Джемилева-Чубарова. К чему могут привести манипуляции с этническим представительством для России, достаточно сказано выше.

В российской реальности антироссийский проект Курултай-Меджлис, кто бы его не возрождал или заново не создавал, никакой политической перспективы не имеет, сколько бы российских триколоров не развивалось над его офисом в Крыму. Поэтому никакой объективной необходимости в проведении нового Курултая и создании нового Меджлиса ни в Москве, ни в Крыму нет и быть не может.

Крымскотатарский народ как неотъемлемую часть многонационального народа Российской Федерации на федеральном уровне представляет Федеральное собрание: Совет Федерации и Государственная Дума. На уровне Крыма - Госсовет Республики Крым, на местах - советы муниципальных образований и советы сельских поселений. По такой же схеме реализуется представительство всех 200 народов России. Никаких отдельных предусмотренных законом иных этнических представительств нет.

Насколько мне известно, на сегодняшний день в российском правовом поле нет ни ДУМК, ни Таврического муфтията - в Крыму на 1 марта 2015 г. не было ни одной официально зарегистрированной мусульманской религиозной организации (по состоянию на 11 марта ДУМК прошел регистрацию. – прим.). Крымская власть в качестве партнера видит исключительно ДУМК, тем самым грубо вмешиваясь во внутренние дела мусульман Крыма. Думаю, правильно было бы дать возможность верующим самим навести порядок в духовной сфере без излишней политизации и спекуляций в этой весьма чувствительной и тонкой сфере человеческих отношений. Отсечь запрещенные в России секты и псевдоисламские организации на уровне регистрации мусульманских общин. Затем помочь верующим провести объединительный съезд мусульман Крыма с целью создания одного на весь Крым Муфтията.

- Какое место занимает в нынешних раскладах ваша партия «Милли Фирка»? Национальной идеей крымских татар XXI века в программе партии называется построение национальной государственности в границах этнической территории. Остались ли вы на этих позициях после 18 марта 2014 г.? Как Вам видится реализация этой задачи?

- Милли Фирка переводится как Народная Партия. С июля 2014 года мы зарегистрированы в соответствии с российским законодательством как общественная организация. Наше официальное наименование - Крымская республиканская общественная организация социально-культурного развития «Милли Фирка» - КРООСКР «Милли Фирка». С момента своего создания в 2006 году «Милли Фирка» никогда не претендовала на роль некого особого органа этнического представительства, легализовавшись в Украине в качестве общественной организации.

В условиях Украины мы всегда выступали за теснейшую интеграцию с Россией, рассчитывая на помощь и поддержку народов и стран СНГ в рамках действовавшего тогда Бишкекского соглашения в восстановлении прав репрессированных народов, апеллируя в том числе и к Большому договору о дружбе и сотрудничестве между Россией и Украиной. Открыто призывали украинские власти к интеграции в единое евразийское пространство, не видя никаких перспектив для будущего крымскотатарского народа, если Украина и Крым будут оторваны от естественных для них корней и насильно вписаны в евроатлантический геополитический проект, что, собственно, сегодня и происходит на Украине.

Мы всегда требовали от Украины выполнения решений, принятых в СССР в конце 1980-х-начале 1990-х годов в отношении реабилитации и восстановления прав репрессированного крымскотатарского народа, беря за основу российский закон «О реабилитации репрессированных народов», принятый в России в 1993 г. Одним из требований было восстановление государственности довоенного периода - Крымской АССР, социалистической по форме, национальной по содержанию. Поэтому вполне логично было принятие нами в качестве основы национальной идеи - построение национальной государственности в границах этнической территории.

Сегодня де-юре эта программная цель достигнута. Республика Крым как национально-государственное образование стала равноправным субъектом Российской Федерации. Национальный характер Республики Крым определен государственным статусом языков трех народов России: русских, крымских татар и украинцев - субъектообразующих народов современной Республики Крым. Дело осталось за малым - наполнением заявленной формы реальным национальным содержанием. Гарантом этого процесса должна выступить федеральная власть, а исполнителем - крымская, которую необходимо тотально перезагрузить с очищением ее от саботажников, коррупционеров, непрофессионалов и случайно попавших туда чиновников.

- Как бы Вы сейчас сформулировали национальную идею крымских татар?

- В современных условиях я бы сформулировал национальную идею так: возрождение, сохранение и развитие крымскотатарского народа в Крыму как неотъемлемой части многонационального народа Российской Федерации - равного среди равных народов Евразии как самодостаточного центра мировой цивилизации... Наш Эль - Страна - Евразия, наша Отчизна - Россия, наша Родина - Крым.

 

Беседовала Яна Амелина,

секретарь-координатор Кавказского геополитического клуба

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter