Ислам и демократия противоречат друг другу?

Недавно в Казани состоялись очередные "Дни Европы". В рамках этого мероприятия прошли фестиваль европейского кино в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, выставка "Образование в Европе", фотовыставка "Причудье, Revisited"(организована посольством Эстонии).

Однако наибольший интерес общественности (судя по откликам пользователей интернет-форумов и блогосферы) вызвали круглый стол в "Татар-информе" "Ислам и демократия" и круглый стол по европейской идентичности и конфессиональному многообразию в отеле-молле "Корстон". Круглый стол "Ислам и демократия" проходил с участием директора директор Социального исследовательского центра (Corvinus University, Будапешт), советника Института социологии Венгерской Академии наук профессора Пала Тамаша, директора международной магистерской программы евразийских исследований из Европейского университета в Санкт-Петербурге Сергея Ерофеева, заведующего Школой социологии и социальной политики (Университет Бангора, Уэльс, Великобритания) профессора Говарда Дэвиса, профессора Санкт-Петербургского филила Высшей школы экономики Эдуарда Панарина, доцента, старшего научного сотрудника отдела этнологии Института Истории Акакдемии Наук Республики Татарстан Лилии Сагитовой. Все вышеперечисленные эксперты участвовали и в круглом столе по европейской идентичности и конфессиональному многообразию, который прошёл в отеле-молле "Корстон" в зале "Пушкин".

Современная европейская западная культура полна стереотипов об исламской культуре, отметил Сергей Ерофеев во время круглого стола "Ислам и демократия". С ним согласились другие участники круглого стола. В дебатах участвовали студенты и преподаватели высших учебных заведений Казани, в том числе и делегация от Казанской духовной семинарии. На официальной церемонии открытия мероприятия в "Корстоне" присутствовали и сотрудники ректората Казанской государственной медицинской академии. Представители медицинского ВУЗа отметили прогрессивную (по их мнению) роль ислама и трудов Ибн Сины в развитии медицины Волжской Булгарии.

Обобщая результаты социологических исследований в странах Европы, участники круглого стола сошлись во мнении, что в среднестатистической европейской стране приблизительно только 20% населения посещают храмы и церкви, примерно 60% верят в Бога. Исключением в этом ряду является Чехия. В этой стране примерно 60% населения не верят в Бога. В Европе довольно слабо выражена тенденция европейской идентичности, люди в первую очередь идентифицируют себя со страной проживания. Особенно это выражено в таких странах как Великобритания, Германия, Франция, Италия. В тоже время в Литве, Румынии, Польше, Албании европейская идентичность превышает национальную идентификацию со страной проживания.

Прозвучала также информация о том, что подобное характерно для мест компактного расселения русинов на Западной Украине. Официальные власти Украины считают русинов субэтносом украинского народа, в тоже время представители некоторых патриотических организаций в России считают русин субэтносом русского народа. Однако многие русины считают себя представителями отдельного уникального народа, и в их самосознании европейская идентичность превышает идентификацию со страной проживания - Украиной. "Для этих стран Европа - это красивая мечта, - отметил профессор Пал Тамаш. - Пока европейской идентичности нет, это только концепция. Нет демоса, нет органов для реализации европейской идентичности". Пал Тамаш рассказал случай, когда от партии ХДС на пост бургомистра крупного германского города была недавно выдвинута этническая турчанка, и она (по мнению профессора) пользовалась большой поддержкой немецкого населения.

Профессор Говард Девис озвучил следующий факт: в многонациональных странах конфликты обычно начинают развиваться тогда когда зоны социальных конфликтов совпадают с зонами этническими. Выступающие высказали мнение о том что в христианстве резко разделены сферы светские и религиозные, по принципу "Кесарево - кесарю, а Божье - Богу", в то время как в исламе нет разделения, вся жизнь подчинена религиозному. По их мнению, если человек религиозен - то все сферы его жизни религиозны, подчинены вере независимо от твоего желания.

Представители Казанской духовной семинарии отметили, что подобные заявления не вполне соответствуют действительности, и лишь показывают, что утверждающие это не вполне понимают характер православного христианства как религии. У верующего православного христианина все сферы жизни подчинены его вере в Бога, и во всех сферах своей жизни православный христианин руководствуется своим христианским мировоззрением. Представители Казанской духовной семинарии с тревогой отметили, что Европе угрожает дальнейший рост безбожия и безнравственности.

Участниками круглого стола, была высказана следующая мысль: европейская демократия, созданная в ХIX веке на основе национальных европейских движений, входит в противоречие с исламом. Но ислам (по их мнению) изначально демократичен, в нём нет единого руководящего унитарного центра, муфтии избираются на свободных выборах.

Доцент Лилия Сагитова, проанализировав результаты социологических исследований, зафиксировала значительный рост религиозных настроений в Татарии среди татарского населения. Если 20 лет назад религиозно настроены были 27%, то сегодня 43%. Но это так называемые пассивные верующие, отметила Лилия сагитова. Молиться раз в неделю ходит 5%. Косвенно измерить количество верующих мусульман можно также по реализации халяльных продуктов, это производство постоянно растёт. Лилия Сагитова отметила, что среди верующих, мусульман и христиан, больше терпимости к иной вере, чем среди атеистов. Верующие более толерантны - такой вывод сделала эксперт.

"Дни Европы" в Казани стали причиной активных обсуждений в интернете. На сайте Казанской епархии РПЦ и в сообществе "Клуб православной молодёжи Казани" в социальной сети "в контакте" были опубликованы материалы об участии представителей Казанской духовной семинарии в дебатах которые проходили в "Корстоне". В социальной сети "в контакте" в группе "Deutschland : Клуб прогрессивной русскоговорящей молодёжи Германии" попытались опровергнуть слова профессора Пала Тамаша о том, что когда от партии "ХДС" на пост бургомистра крупного германского города была недавно выдвинута этническая турчанка, то она пользовалась большой поддержкой немецкого населения. Согласно информации одного из участников данного интернет-сообщества, ХДС действительно выдвигала этническую турчанку на пост бургомистра города Брауншвейга. Но она не пользовалсь поддержкой немецкого населения - её поддерживали в основном этнические турки, т.е. Пал Тамаш (по мнению этого русскоязычного жителя Германии) выдаёт желаемое за действительное. Данного участника сообщества "Deutschland : Клуб прогрессивной русскоговорящей молодёжи Германии" поддержали другие русскогоязычные жители Германии, состоящие в этой группе.

В сообществе "Трибуна" в этой же социальной сети было высказано следующее мнение о "Днях Европы" : "Это мероприятие направлено на насаждение толерантности!" На форуме этого же интернет-сообщества было подвергнуто критике прозвучавшее на круглом столе в "Корстоне" утверждение о том что в жизни христиан в отличие от мусульман якобы резко разделены сферы светские и религиозные. Один из участников обсуждения в данном сообществе заметил, что в христианской религии изначально с момента её возникновения религиозными ценностями была пронизана вся жизнь христиан, без разделения сфер светских и религиозных. Участником обсуждения была процитирована статья Алексея Величко "Правовая (каноническая) природа Вселенских Соборов". Алексей Величко занимает должность заместитель директора Федеральной Службы Исполнений Наказания, доктор юридических наук. Среди византинистов и специалистов по юриспруденции он известен как исследователь церковного права и законодательства Византии. В процитированной на форуме статье Алексей Величко пишет, что древние христиане жили религией и не отделяли ее от публичной и частной сферы своего бытия. Величко ссылается на мнение известного русского канониста и специалиста по церковному праву П.А. Лашкарёва, говоря о том что неразделенность религии и нравов, политики и морали всегда являлись "визитной карточкой" для правосознания христиан.

На межконфессиональном форуме протодиакона Андрея Кураева и межконфессиональном форуме "Слово" участники обсуждений подвергли критике утверждение об "изначальной демократичности ислама". В сообществе "Трибуна" в социальной сети "в контакте" один из участников отметил что данное утверждение неправомерно уже хотя бы потому что дебют ислама как религии связан с возникновением теократического монархического государства Мухаммеда, в котором "никакой демократией даже не пахло". Один из участников форума "Слово" напомнил слова профессора Отто Ястрова (Таллинский университет) о том что "ислам и демократия несовместимы".

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter