Цветная революция по-белорусски

Идея использования технологии «цветных революций» ради установления проамериканских режимов на постсоветском пространстве прижилась и себя оправдала. За последнее время она была с разной степенью успешности реализована в Грузии, Украине, Молдове, Киргизии. Об этом написано уже множество исследований и широкой публике это словосочетание хорошо известно. Стали ли события «Площади» 19 декабря в Минске практической реализацией отдельных элементов сценария «бархатной» революции в Беларуси или погромы административных зданий на площади Независимости были спонтанными и хаотичными действиями радикально настроенных участников акции?

Обычно мишенью для проведения «цветных революций» становится страна, власть которой не следует в русле прозападных интересов, позволяя себе в политическом и экономическом отношении самостоятельные шаги. Беларусь, как и другие страны, стала именно такой мишенью – нежелание подчиняться западным директивам давно набило оскомину у правящей мировой элиты. А поскольку военные операции слишком дорого стоят и будоражат мировое сообщество, выбирается другой метод – смещение власти без применения военной силы, усилиями местного населения и установлением марионеточного режима.

Сценарии «цветных революций» прописаны политологами достаточно досконально и состоят из нескольких этапов. Посмотрим, как они применялись на президентских выборах 2010 года в Беларуси.

Итак, ход первый создание образа тирании. Для этого различными зарубежными центрами создается система грантов и фондов, поддерживающих «свободную прессу», а фактически финансирующих тех, кто нагнетает в стране атмосферу истерии. Только ленивый из числа т.н. альтернативных кандидатов в президенты во время предвыборной кампании не кричал о «деспотичном режиме», а «независимые» СМИ буквально подсели на материалы, разоблачающие «клан Лукашенко» и его окружение. Вспомнили темы «знiклых», «политических» узников, президентского фонда и пр.

Ход второй – марионеточная оппозиция. Параллельно с созданием образа тирании формируется или покупается своя, ручная, оппозиция, как правило, набранная из числа чиновников и публичных людей, по различным причинам, оказавшихся за бортом. Именно она, оплачиваемая и поддерживаемая извне, должна прийти к власти на популистских лозунгах, чтобы потом верно служить своим спонсорам.

В нашем случае, один из примеров – Андрей Санников. Бывший чиновник, заместитель министра иностранных дел, оставшийся, как преподносится сейчас, не у дел по политическим взглядам. Именно его кандидатура активно поддерживалась европейскими структурами, пытавшимися сделать на него основную ставку в ходе избирательной кампании. Да и опыт работы с зарубежными «партнерами» у него давний: в 2001 году Санников принял активное участие в избирательной кампании по выборам Президента Республики Беларусь в качестве доверенного лица американских организаций, спонсировавших избирательную кампанию Семена Домаша. Участвовал в разработке планов по провоцированию массовых беспорядков 26 апреля 2001 года в ходе акции «Чернобыльский шлях», и по указанию США – в формировании «теневого правительства». В 2003 году – стал одним из руководителей блока «Свободная Беларусь», целью которого был приход так называемых демократических сил к управлению страной, в том числе через кампании гражданского неповиновения. В 2003 – 2006 годах – непосредственно курировал радикальное молодежное формирование «Зубр», специализировавшееся на инспирировании массовых акций протеста. В 2007 году – начал планомерную неафишируемую подготовку к президентской кампании. Основная ставка на первоначальных этапах предвыборной кампании делалась на поиск зарубежных спонсоров и подготовку дееспособных молодежных радикальных структур («Джинс», «Европейская Беларусь» и др.) для проведения провокационных и активных протестных акций.

Самое непосредственное участие в формировании тактики избирательной и информационной кампании Санникова принимала его жена Ирина Халип – известная в оппозиционных кругах журналистка. Личность амбициозная и властная, она стала не только надежным тылом Санникова, но и фактически руководителем всех его действий.

Во время нынешней предвыборной кампании зарубежные спонсоры постоянно требовали от лидера «Европейской Беларуси» реализации варианта «единый кандидат – А. Санников», но это стало невозможным из-за катастрофической разобщенности белорусской оппозиции и появления на политическом поле сильного, хорошо финансируемого конкурента – Владимира Некляева.

Гражданская кампания «Говори правду», которую возглавил этот известный белорусский поэт, никогда не была самостоятельной политической структурой и всецело подчинялась воле зарубежных «кураторов». С самого начала Некляев рассматривался ими как «запасной долгосрочный проект», ориентированный не на победу в президентских выборах, а на последующее «изменение ситуации в стране» и участие в парламентских выборах 2012 г.

Подтверждением тому служит оригинальный текст рекомендаций доноров для директората гражданской кампании «Говори правду», предусматривающих ряд тактических установок:

·       дистанцирование от «бесперспективной оппозиции», представленной «демократическими» политическими партиями;

·       возможное снятие кандидатуры В. Некляева, но только под А. Санникова;

·       избежание ситуации, при которой В. Некляев становится «единым».

В узком кругу избранных от гражданской кампании «Говори правду» В. Некляев постоянно твердил, что ему надо «красиво уйти с предвыборной гонки», чтобы «остаться политиком». По указке «спонсоров» он был серьезно настроен на участие в выборах в Парламент 2012 г. и видел себя к этому времени в роли «лидера крупной оппозиционной партии». Именно поэтому руководитель республиканского штаба Андрей Дмитриев на интернет-конференции координаторов «Говори правду» заявил, что с ноября «начнется трансформация структуры под предстоящие парламентские выборы. Избирательная кампания «ГП» начнется с января 2011 года, независимо от итогов выборов Президента Республики Беларусь. Поэтому основной целью является организация «костяка» будущей команды».

Именно для решения этих задач Некляев договорился с Санниковым о координации действий – ему была дана установка переложить ответственность за заведомо провальный результат выборов на другое лицо.

Ход третий – «черный» и «белый» пиар. Вся пропаганда перед созданием революции строится в двух направлениях, якобы, независимых друг от друга. Первый из них, «черный» направлен на демонизацию власти, внедрение в сознание населения ее образов как преступной, коррумпированной и неустойчивой. «Белый» пиар – создание позитива демократической оппозиции и ее лидеров, подконтрольных Западу.

К «черному» пиару можно с полной уверенностью отнести волну дискредитации и запугивания силовых структур, формирование в глазах населения иллюзии «войны» между ними.

Все кандидаты от оппозиции в период предвыборной гонки так или иначе затронули тему спецслужб и белорусских офицеров.ГригорийКостусев заявлял о желании создать комиссию по люстрации для «привлечения к ответственности преступников, которые прячутся за дверями служебных кабинетов». В телевыступлениях «христианского демократа» Виталия Рымашевского отчетливо прозвучало противопоставление «офицеров правоохранительных органов» и «спецслужб», обещание довести заработную плату военнослужащих до уровня спецслужб. Николай Статкевич в телеэфире выразил признательность охранявшим его сотрудникам исправительного учреждения за то, что они «сохранили офицерскую честь» и не поддались на провокации спецслужб. А. Санников в ходе теледебатов лично обратился к офицерам вооруженных сил, милиции, сотрудникам КГБ: «вы знаете выбор народа, просто соблюдайте закон, будьте гражданами своей страны, и мы очень скоро будем жить в свободной Беларуси».

Прессинг сотрудников правоохранительной системы в независимом медиа-пространстве начал осуществляться заблаговременно. Массированные информационные вбросы должны были стать побудительным мотивом для офицеров к «противостоянию системе», отказу от «силовой поддержки режима» во время массовых акций оппозиции, в том числе и акции «Площадь» 19 декабря 2010 года.

Соревнуясь между собой в «загрязнении эфира», оппозиционные кандидаты не приводили каких-либо серьезных аргументов в поддержку своей позиции. Ставка делалась исключительно на эмоции избирателей и «Площадь».

Ход четвертый – выборы. Здесь следует рассмотреть два варианта – минимальный и максимальный. Вариант-минимум был рассчитан на эффективность пропаганды и слабость действующей власти. В результате – заведенный оппозиционной пропагандой народ должен был выбрать нужного кандидата, веря в его демократичность и порядочность.

Вариант-максимум – вслед за проигранными выборами объявляется о нарушениях, фальсификациях и на улицы выводится «революционный костяк» из заранее подготовленной молодежи. В революцию вливаются финансовые средства для того, чтобы к костяку привлечь студенчество и обывателей. Демонстрации и митинги протеста выливаются в столкновения с правоохранителями. Тут же на страну оказывается давление дипломатическими и международными структурами, отказывающимися признать результаты выборов.

С попыткой развития варианта-максимума белорусы столкнулись 19-20 декабря во время акции «Площадь». Ей, само собой, предшествовала серьезная подготовка. В ходе всей предвыборной гонки кандидаты от оппозиции синхронно нагнетали обстановку в стране, увеличивая к дате выборов число участников протестных акций.

Неудачно «работая» по Беларуси не первый год, и несмотря на ограниченность людских ресурсов радикальных политических групп, зарубежные спонсоры оппозиции ориентировали организаторов акции на сбор 100 тысяч человек.Именно поэтому координатор «Хартии'97» Дмитрий Бондаренко постоянно доводил до своего окружения «основную задачу» альтернативных кандидатов – привлечение любыми способами 19 декабря на Октябрьскую площадь Минска требуемого количества людей. Именно такое количество «недовольных», по мнению западных грантодателей, способно было раскачать ситуацию в Беларуси. Поэтому уже в ноябре 2010 года началась масштабная информационная кампания с призывами к «Площади». Не последнюю роль здесь сыграли популярные у молодежи социальные сети, именно там активно распространялась информация о том, что в акции уже «готовы участвовать сотни тысяч человек». На известном российском ресурсе «В контакте» заявлялось о созданной группе участников «Площади» в 130 тысяч человек. Как и при любой «цветной революции» ставка делалась на молодежь.

Лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич убеждал соратников, что «без организации протестов никакая электоральная кампания, а тем более президентские выборы, не имеет смысла в Беларуси». В качестве радикального варианта развития событий организаторами «Площади» рассматривался захват Администрации Президента и ЦИК Беларуси для озвучивания заявлений о признании результатов выборов недействительными, избрании «временного правительства» и дате повторных выборов в марте 2011 г.

Лидерами оппозиции предпринимались попытки пополнения рядов молодежных радикалов активистами из среды футбольных фанатов и неформальных объединений для использования в акции протеста.

Для создания выгодной «картинки» для СМИ оппозиционными кандидатами готовились провокации по столкновению «протестующих» с силами правопорядка, чтобы продемонстрировать Западу «репрессивный характер» власти, обеспечить внешнее давление на руководство республики и непризнание итогов голосования. На крайний случай это стало бы дополнительной возможностью оправдаться перед спонсорами за провал на выборах и создать видимость «массовой» поддержки населением оппозиции.

Однако, несмотря на участие в выборах и подготовку акции, фактически все кандидаты от оппозиции сомневались в реальной победе и массовости «Площади», поскольку признаки «революционной ситуации» в Беларуси отсутствовали, а население было не готово к стихийным выступлениям. И сомневающиеся оказались правы – народ их не поддержал, а власть оказалась настолько крепка, что ненавистный оппозиционерам режим не сдался и не передал власть проамериканской «демократической оппозиции». В итоге страна не оказалась под иностранным контролем, что, по сути, являлось бы скрытой формой оккупации…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter