Лидер Православного мира

Право же, складывается впечатление, что избрание XVI Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стало неожиданностью для российской околополитического «бомонда», всевозможных политологов, политтехнологов и прочих великих аналитиков.

Не секрет, что большая часть этой публики полтора месяца предавалась сладострастным перешептываниям о грядущих потрясениях в лоне Русской Православной Церкви, тонко улыбаясь при произнесении лишь вчера усвоенных имен епископов и митрополитов, прозрачно намекая на эксклюзивную информированность о выборе Кремля, играх Старой площади и предпочтениях Белого дома. Особый акцент делался на заметных противоречиях между этими структурами, непримиримом противостояние лоббистских групп и фатальной неизбежности самого крупного со времен Патриарха Никона раскола в случае победы одного из кандидатов.

«Хохлы» отвалятся, «консерваторы» не признают, белорусы возмутятся! А сколько тайных сторонников Диомида среди архиереев! Ну а делегаты от РПЗЦ никогда не поддержат кандидата-экумениста никодимовской школы! А как быть с возмутительными, поражающими воображение табачными аферами? И не пора ли честно пришить на рясу погоны с двумя/тремя звездами на синем фоне? Фавориты столкнутся лбами, искры посыпятся, а победит «темная лошадка»!И вот, мы имеем то, что имеем. Голоса подсчитаны, результаты объявлены, а прогнозы оказались, мягко говоря, неточными.

Разумеется, об этом мгновенно забыли, вчерашние «скептики» сразу же написали о предсказуемости подобного выбора, коварстве победителя, подкупах, шантаже, посулах, заговоре и непомерной гордыне. Припомнили старые песни о стяжательстве, корпорации «РПЦ» и бизнесменах в рясах. Словом, обычная история…

Либералы всех мастей дружно травят любого крупного российского управленца, художника, политика, если он выделяется из общей бюрократической массы волей, умом, талантом, энергетикой и стоит при этом на твердых государственных позициях. Нашим доморощенным либералам важно, чтобы ключевые посты в государственных или общественных структурах не занимали личности. Так было на протяжении всей новой и новейшей российской истории, примеров тому — вагон и маленькая тележка. Можно вспомнить (звероподобно ненавидимого) мудрого и деятельного Николая Первого, раздавившего гидру декабристского мятежа и почти на полвека избавившего страну от революционных потрясений, и основательно оболганного Александра Третьего Миротворца, при котором Российская Империя и начала свой поразивший мир блистательный экономический рывок, и П.А.Столыпина, так раздражавшего интеллигенцию своей независимой державной позицией и аристократическим пренебрежением к «совести нации». В советские времена нравы наиболее активной части «социальной прослойки» между рабочим классом и крестьянством ничуть не изменились. Именно эту группу «ньюсмэйкеров» — членов МАССОЛИТа изобразил в своем бессмертном романе М.А. Булгаков. Они, именно они, а вовсе не власти, затравили и довели до сумасшедшего дома Мастера, и они же, в реальной жизни преследовали, обливали грязью и засыпали доносами самого Булгакова — одного из величайших русских писателей. Проведший в лагерях и тюрьмах в общей сложности тринадцать с половиной лет, один из наиболее ярких и креативных историков XX века Л. Н. Гумилев на вопрос об истинных виновниках своих жизненных невзгод заметил: «Нет, власти к этому отношения не имели. Это сделали, что называется, научные коллеги».

В «лихие девяностые» крепко доставалось всем, кто был не то что бы (боже упаси!) замечен, а даже заподозрен в патриотической позиции, сомнениях в чистоте и правильности либеральных воззрений, руководящей и направляющей роли наших американских друзей. Получив из рук малоадекватного правителя России неограниченный контроль за средствами массовой информации, известные бизнесидеологи и их дежурные говорящие и пишущие головы окончательно распоясались. Все наиболее выдающиеся представители «соли земли» от души занимались любимым делом: травили и клевали все живое, разумное, творческое, что хотя бы отдаленно напоминало призрак возрождающейся страны и самостоятельно мыслящего человека. Сбылась вековая мечта либеральной интеллигенции: можно было круглыми сутками, год за годом промывать мозги целому народу своими бредовыми, человеконенавистническими импортированными идеями, если разобраться, до безумия смешными и схоластически-наивными. В условиях сегодняшнего глобального кризиса капитализма мы хорошо понимаем истинную цену «рыночных» откровений и политических конструкций тех смутных лет.

Надо отдать должное второму Президенту России. Во время его правления был наведен относительный порядок в области пропаганды, контроля за СМИ и персонального контроля за бывшими «лицами» ведущих телеканалов и главных российских изданий. Разного рода киселевы, альбацы и прочие шустеры были ненавязчиво оттеснены на информационную обочину и строго закреплены за определенного рода аудиторией с весьма специфическими вкусами. Государственническая позиция стала обязательной базовой компонентой любой общественно-политической программы. Некоторых сторонников свободных СМИ это глубоко возмущает, они хотят как раньше тралялякать об извечных ценностях западной демократии, но интересно, что в столь страстно любимых Штатах их бы близко не подпустили к «ящику» без гарантированной уверенности в их лояльности и патриотизме.

И вот, потеряв власть и былое могущества, эти ребята рассеялись. Нынче они живут в «рассеянии», то есть, по-гречески, в диаспоре. Среди них есть крупные авторитеты, есть мелкая шушера и все отлично понимают эту иерархию. Они никуда не делись, сидят себе в разных редакциях, партиях, офисах и ждут. Скоро, ой, скоро войдет эта говенная страна в эпоху новых потрясений… Тогда их призовут. Тогда будет, где развернуться! Снова придет известность, снова будет маржа!

Для «диаспоры» идеальной ситуацией является слабая власть, отсутствие ценностных ориентиров в обществе, «разруха», в булгаковском понимании этого слова. Бардак. Разгул насилия. Всеобщее взяточничество. Издыхающая армия, продажная милиция. Смешные и нелепые политические партии, гротескные депутаты. Главное, клоуны, побольше легко узнаваемых клоунов, олицетворяющих власть! Мы еще не забыли, ведь это всего лишь вчерашний день. Его элементы присутствуют и сегодня, а завтра мы можем шагнуть в разверзшуюся пропасть. Для того, чтобы не соскользнуть туда нужны системные силы, действительно авторитетные в широких народных массах, обладающие четко сформулированной консервативно-охранительной идеологией. Это — общее место, всем хорошо понятное. Будь КПСС сильной, авторитетной и внутренне консолидированной, вычисти она из своих рядов всю мимикрировавшую гниль –продажную бюрократию и плесень — перестроечную интеллигенцию — мы бы до сих пор жили в единой стране, развиваясь темпами социалистического Китая. Так вот, господа, как показали события последних недель — Русская Православная Церковь и есть сильная, авторитетная, внутренне консолидированная организация (имея в виду ее земной статус) с отшлифованной за тысячелетие консервативно-охранительной идеологией. Более того, РПЦ — единственная общественная структура Большой России, действующая практически во всех городах и весях некогда единой страны, и обладающая при этом реальным интеграционным потенциалом. Иллюстрация этого потенциала — не теоретическая конструкция, не вероятностная модель, а реально состоявшийся факт воссоединения Русской церкви, первый и единственный в новейшее время случай добровольного объединения двух, некогда разделенных частей русского мира. Возможно, что в этой плоскости находится единственный реальный механизм восстановления государственного единства.

«Русская Церковь,- объявил Патриарх -, остается единственным институтом, который поверх разного рода разделительных линий — государственных, социальных, идеологических — продолжает объединять русский народ во всем мире».

В связи со всем вышесказанным, именно по РПЦ и ее предстоятелю «диаспора» наносит и будет наносить наиболее ощутимые идеологические удары.

После интронизации и первых дней служения нового Патриарха страсти немного улеглись. Тем не менее, наиболее оголтелые «правозащитники» по своей патологической привычке продолжают выдавать замечательные опусы. Уморительный в своем убожестве гений, экс-чемпион мира по шахматам Г.Каспаров, типичный представитель «диаспоры» разместил на своем сайте статью некоего Храмова под хлестким названием «Продвинутый патриарх для продвинутых пацанов».

«Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл I. Пора привыкать. «О Великом господине и Отце нашем святейшем патриархе Кирилле» — так на литургии в тысячах храмах РПЦ МП в России и за рубежом завтра будут молиться о Кирилле (Гундяеве). Будут, конечно, и такие храмы, в которых за нового патриарха молиться не станут. Обязательно найдутся и монастыри, где пожелают «соблюсти чистоту» и отмежеваться от «тайного кардинала». Возможно, постараются дестабилизировать ситуацию епископы, недовольные кадровыми перестановками при новом патриархе».

Как вам это? Представители либерального направления, сторонники полного раскрепощения и эмансипации, защитники прав «угнетенных» сексменьшинств, зачастую их и представляющие, безбожники из безбожников вдруг становятся ревнителями Православия. Они радеют «за чистоту» древней веры, болеют о миллионах чад Православной Церкви, они готовы жизнь свою положить за то, чтобы из ее лона были исторгнуты гнусные перерожденцы и стяжатели. Особенно беспокоит их личность Патриарха, этого нераскаявшегося мздоимца, «филокатолика и гэбиста.

Этих уродов волнует наш Патриарх! Они почуяли личность. Если бы предстоятелем стал кто-то другой, простой монах, крайне достойный человек, молящийся за апостольскую Церковь, за мир во всем мире, за паломников на Святой Земле — этот факт не вызвал бы беспокойства. Молится старикан, ну и пускай себе молится! (Действовало бы лишь первое стандартное обвинение в коррупции, потому что всем хорошо известно, что единственный кристально порядочный человек в этом деле — Ходорковский. Обычные воры и убийцы не вызывают раздражения у каспаровых. Обворовывать тоталитарное государство похвально. Просвещенной интеллигенции по душе эти вальтерскоттовские персонажи). Однако сегодня, все эти табачно-водочные инсинуации идут лишь фоном, главными прегрешениями считаются былое сотрудничество с органами госбезопасности и тайная связь с римским престолом.

Печально, что многие авторы публикаций на эту тему часто покупаются на пропагандистские измышления представителей «диаспоры», и начинают играть по заранее срежиссированным и не дающим возможности разобраться в ситуации правилам. Даже вполне лояльные Русской Церкви и Предстоятелю публицисты стыдливо и скупо комментируют эти вопросы, другие пытаются весьма красноречиво «замалчивать» их, третьи — открыто признают «греховность» поведения высших иерархов РПЦ на разных исторических этапах, указывая при этом на «вынужденность» таких деяний, или же на необходимость скорейшего забвения стародавних проступков во имя тех духовных благ, которые дарует Церковь народу Святой Руси. Постоянный автор APN.RU, блестящий политолог Э.Лобах, традиционно отстаивающий ценности православия и стоящий на твердых государственнических позициях недавно опубликовал статью «Патриарх как политик (Интересует ли Патриарха Церковь Христова?)». Воздавая должное Патриарху, как блестящему организатору и стратегу, «образованному, патриотичному, выдающемуся профессиональному политику» автор весьма скептически оценивает его духовное служение, обвиняя Патриарха в безудержном стремлении к власти, циничном передергивании фактов и даже безбожие.

«Патриарх Кирилл производит впечатление человека, который вообще не верит в Бога, а «двуногих тварей миллионы» для него лишь орудие в его боевых политических выкладках».

Хочется задать автору единственный вопрос: «Откуда дровишки?». Что послужило основанием для столь радикального, даже сенсационного заявления? Ведь речь идет не о профессиональном чиновнике, которому в принципе все равно где работать, лишь бы карьерный рост и регулярные «откаты» поспевали вслед за галопирующими амбициями. Речь идет не о секретаре обкома, волею судеб вознесшемуся к вершинам российского Олимпа и, по этому случаю, духовно просиявшему. Не о бизнесмене, выпрашивающим у Господа содействия в получении дополнительных кредитов и молящимся об утряске на высочайшем уровне некоторых проблем с отечественным правосудием. Напомню, мы говорим о человеке, который в 1969 был пострижен в монашество, сорок лет нес крест служения и говорить о том, что эта была легкая прогулка и продуманное надувательство — по меньшей мере, безосновательно. Если бы речь шла о делании карьеры любой ценой, то, согласитесь, талантливому и энергичному человеку, с ярко выраженными лидерскими качествами, к тому же, склонному к физике, в Советском Союзе конца 60-х годов выбрать путь монаха было как минимум странно. Это были времена, когда, в отличие от сегодняшнего дня, отлично работали «социальные лифты», наука и образование находились на подъеме, быстро развивающаяся экономика буквально «пожирала» перспективные кадры. Если проводить аналогии, такой выбор похож на «подвижничество» молодого комсомольца, который в 2008 году из карьерных соображений вступил в низовую ячейку КПРФ, состоящую из пяти пенсионеров и занимает там активную жизненную позицию. Вы верите в перспективу этого юного коммуниста? Каковы его шансы на замещение места Г.А.Зюганова в 2048 году? А какие шансы компартии к этому благословенному году стать направляющей силой российского общества? Безусловно, исходя из теории вероятности — они есть. Но возможно ли выстроить жесткие карьерные замки на столь зыбком и жиденьком песочке? И, наверное, самое главное: возможно ли, не веря в окончательную победу мировой революции и скорое освобождение всего прогрессивного человечества, четыре десятилетия бесплатно заниматься этой хренью, корча из себя борца за счастье трудового народа?

Есть тысячи свидетельств об искренней, глубокой вере Патриарха, есть сотни его запротоколированных проповедей, которые просто невозможно ни составить, ни произнести неверующему человеку. Многолетняя телевизионная программа, которую он создал и вел, выдает не просто опытного проповедника, но диалектика, миссионера, человека глубоко и творчески осмысливающего христианские догматы, пропускающего через свою личность все озвученные многомиллионной аудитории мысли. Возможно, в лоне Церкви существуют старцы значительно ближе к сердцу принимающие Благую Весть, но они не потрудились (или не смогли) использовать современные электронные средства коммуникации, чтобы регулярно доносить ее до православного народа, что в огромной степени способствовало началу медленного процесса воцерковления. И никаких преференций во время избрания, вопреки расхожему мнению, это дать не могло. Телевизионная проповедь не рассчитана на высших клириков, наоборот, сильная общественная засветка может лишь озлобить недоброжелателей. И, наконец, неужели автору непонятно, что РПЦ — это закрытая корпорация, основанная на жесткой идеологии и взаимной лояльности. Структуры такого рода просто не могут существовать без внутренней прозрачности. Это означает только одно — все, про всех, все знают. Разве можно скрыть от священника, стаж которого исчисляется десятилетиями свой атеизм. Следовательно, либо надо признать безбожие и прагматичный цинизм подавляющей части иерархов и клира Русской Церкви, избравшей своего Патриарха, либо все атеистические конструкции превращаются в обычный и крайне опасный навет. Я уверен, что столь уважаемый автор не сможет не согласиться с такой простой дилеммой и не признать абсурдность предположения о поголовном атеизме Поместного собора.

Еще одно обвинение касается якобы допущенного Патриархом передергивания фактов:

«Но вот высказывания от Кирилла типа тех, что он сделал на Рождественской службе перед чиновничьей толпой, о том, что за ним стоит «стомиллионный православный народ»… И это при том, что понятно —что самоидентификация людей в России — это одно, а вот тот факт — что воцерковлённых людей в России, дай Бог, миллиона три наберётся, а собственно верующих — и того меньше, лишний раз говорит о том — что Кирилл выдающийся политик, но Страха Божьего не имеющий совершенно».

Но ведь Патриарх в отличие от автора статьи ничего не говорил про «воцерковленный» народ. Речь шла именно о «православном» народе, о людях, чьи поведенческие стереотипы формируются общим кодом православной культуры, имеющих сходные нравственные нормы, похожие представления о добре и зле, разрешенном и запретном. Они с головы до ног «пропитаны» именно православными понятиями и принципами, и будут приблизительно одинаково вести себя в сходных жизненных ситуациях. В подсознании этих людей заложены высшие ценности православного мироощущения: жертвенность, стремление к справедливости, иррациональная любовь к Родине, независимо от благ, полученных от нее. Разумеется, лишь единицы из них имеют представления о догматах и обрядах, регулярно посещают службы, исповедуются и причащаются. Но не раз и не два эти миллионы наших соотечественников, даже в самые атеистические, самые «небогослужебные» времена демонстрировали стране и миру вершины православной этики. Именно об этом «стомиллионном» народе и говорил в своей проповеди Предстоятель и имел на это полное моральное право. А «передергиванием» и является как раз известный механизм «подмены тезисов» в цитируемой статье.

Что же мы имеем в остатке? Агрессивная «диаспора» исподволь навязывает свои взгляды всей стране, даже наиболее объективным пишущим интеллектуалам. Беда заключается в том, что, проживая в насквозь коррумпированном обществе, мы во всех случаях ставим знак равенства между успешностью и большими деньгами, между деньгами и преступностью, беспринципностью, тотальным цинизмом, вероотступничеством, беспределом. Психология восприятия диктует непрерывную цепь таких ассоциаций. Криминальный капиталист — финансовый манипулятор — церковный олигарх — серый кардинал — тайный «дирижер» — офицер госбезопасности — ставленник темных сил — скрытый безбожник — адепт католицизма. Пусть при более детальном знакомстве с предметом большинству здравомыслящих людей становится очевидна вся глупость таких построений, их ошеломляющая противоречивость друг-другу, надуманность и маргинальный характер. Зерна лжи давно посеяны в душах наших соотечественников, дали обильные всходы и их ой как не просто нынче вырвать оттуда.

А между тем существует простой способ противодействовать измышлениям «диаспоры», единственно верный и сугубо христианский. Следует начать говорить правду, не скрывая и не приукрашивая очевидных вещей. Правду говорить легко и приятно! Русская Православная Церковь действовала и действует не в вакууме, а конкретной исторической, политической и экономической обстановке и обязана во имя спокойствия и процветания своей страны и своего народа учитывать окружающие реалии. В отрыве от реальности и исключительно в соответствии со своими антисистемными представлениями пребывает лишь либеральная интеллигенция — «диаспора». «Диаспора» обслуживает лишь своих убого-свободолюбивых сынов и дочерей, Церковь окормляет Российское государство, широкую Русь и весь православный народ. Такое служение невозможно без сотрудничества с российскими властями, как бы они на данный момент не назывались и какими бы пороками не грешили. В 70-е — 80-е годы сотрудничество между Русской Церковью и Комитетом Государственной безопасности СССР безусловно имело место. К тому времени КГБ был давно уже не партийной, а государственной спецслужбой, стоящей на страже законности (как она понималась в то время), внутренней и внешней безопасности, территориальной целостности страны. На внешней арене происходила жестокая, порою, кровавая бескомпромиссная борьба фактически с теми же силами, которым и поныне противостоит новая демократическая Россия. В этой структуре работали лучшие люди, цвет нации и не их вина, что приходилось защищать страну, окрашенную в красные, а не романовские или имперско-византийские цвета. «Времена не выбирают, в них живут и умирают». Кстати, в сверхрелигиозной Америке никому и в голову не придет увиливать от сотрудничества с ФБР или ЦРУ, этими светочами свободы и главными экспортерами демократии в сирые слаборазвитые мирки. Подводя итог, надо прямо заявить о совпадении интересов РПЦ и органов государственной безопасности в целом ряде вопросов, по меньшей мере в позднесоветские и новые времена. И заканчивать этого стыдиться! Стыдиться и каяться за прошлое — вот главные схемы поведения, которые около двух столетий пытается нам навязать либеральная тусовка.

Новый статус Церкви, обретенный после крушения коммунизма, властно диктовал необходимость признать многие, иногда малопривлекательные реалии современного общества. Получив свободу, нужно было понять, каким путем двигаться дальше, как уберечься от угрозы многочисленных расколов, что делать с огромным новым полуразрушенным хозяйством, доставшим в наследство от времен запустения. А ведь стояли и более насущные вопросы! Как платить зарплату священникам, когда даже госслужащие не получали ее по году, а экономика лежала в руинах? Как жить студентам семинарий и академий, количество коих увеличилось на порядок? Некоторые журналисты думают, что священнослужителям не надо есть и покупать жилье, белому духовенству ни к чему содержать семьи и растить детей. Вы же проповедуете святость, непорочность и аскетизм — вот и питайтесь святым духом! (Сами же эти «творцы», «совесть нации» — никогда ни в чем себе не отказывают). Это удобная позиция. Если Церковь выстраивает экономические отношения с государством, пытается наладить свою хозяйственную жизнь, заработать деньги для того, чтобы проинвестировать их в свою же запущенную и разрушенную инфраструктуру — это чудовищная и постыдная афера. А когда дружественные «олигархи» приватизируют выстроенную трудом трех поколений людей вторую в мире экономику, не заплатив за это ни рубля, выводят миллиарды в оффшоры, попутно превращая эту самую экономику в хозяйство «банановой республики» — это прогресс, переход на рыночные рельсы, это величайшее благо, которое не способно оценить большинство туземного быдла..

А между тем, число монастырей Московского патриархата с момента Поместного Собора 1988 года возросло в 36,5 раз — с 22 до 804..

Количество приходов за 20 лет увеличилось более чем в четыре раза (с 6 893 до 29 263 прихода), число епархий — вдвое (с 76 до 157), духовенства — более чем в четыре раза (с 7 397 до 30 670) , число архиереев — почти в три (с 74 до 203). В начале 90-х Правительство решило помочь, выделив РПЦ квоты на ввоз подакцизных товаров, предоставив соответствующее разрешение через правительственную комиссию по гуманитарной помощи. При этом РПЦ — точнее, компании, близкие к ней, — была освобождена от уплаты таможенных пошлин. Это дало возможность бурно развивающейся Церкви немного вздохнуть в тех хорошо памятных тяжелейших условиях. Разумеется, кто-то из высших иерархов пролобировал этот вопрос. Естественно, Святейший Патриарх Алексий был в курсе. Дальше что?! Что здесь постыдного? Чего стесняться, в чем каяться? Надо констатировать, что первоиерархи решили в пользу РПЦ и православного народа непростой хозяйственный вопрос и с пользой разместили заработанные деньги. Честь им и хвала.

По мере беспристрастного разбора вопросов мы видим, как одна за одной рушатся любимые мифологемы «диаспоры». Просто не надо бояться дискуссий по-существу.

На протяжении последних недель активно вбрасывалась тема «филокатолицизма» Патриарха Кирилла. На нее были брошены большие силы, расчет строился на гипотетическую возможность смутить влиятельную фракцию «консерваторов». Разумеется, либералы все меряют своей болезненной меркой, они думали, что надо развалить съезд партии, вроде «Яблока». Собор проигнорировал эти потуги, но во многи2х людях, прежде всего мирянах зародились сомнения: не ведет ли новый Предстоятель секретных переговоров с Ватиканом о «дружественном поглощении» Русской Церкви или о новой Унии. Не хочется подробно останавливаться на фантастических сюжетных линиях, но стоит заметить, что будучи митрополитом и руководителем ОВЦС, Владыка Кирилл столько сделал для преодоления последствий католической экспансии на Украину начала 90-х годов и уврачевания там сепаратистских тенденций, что говорить о непреодолимой тяге Патриарха к Святому Граду просто смешно. Оценивая масштаб его личности, скорее можно предположить поглощение Ватикана полнотой Русской Православной Церкви.

Русская Церковь становится серьезнейшей политической силой нового типа, действительно самодеятельной, построенной снизу и при этом жестко управляемой сверху, возглавляемой к тому же сверхмобильным и высококреативным Предстоятелем.

Не стоит питать иллюзий, думая, что речь идет просто об избрании главы одной из поместных церквей, пятого в диптихе православных патриархов. По своему влиянию, по мощи стоящей за ней Державы, по численности Русская Церковь давно является первой из Православных церквей — самой вселенской по духу и наиболее достойной представлять перед миром исконное отеческое Православие. И в Москве был избран духовный лидер Православного мира.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter