Хоронить вечно!

На редкость скромно отметили в Москве коммунисты 138-ю годовщину со дня рождения В.И.Ленина: к Мавзолею на Красной площади 22 апреля пришли всего человек двести – в основном пенсионеры, руководители КПРФ и небольшая группа юных ленинцев в красных галстуках. Их приветствовал лидер КПРФ Г.Зюганов, произнёс короткую речь, в которой говорил не столько о Ленине, сколько о том, что КПРФ не допустит захоронения тела Ленина, после чего вошёл в Мавзолей, чтобы побыть наедине с прахом вождя.

После этого мистического акта собравшиеся организованно разошлись. Гораздо торжественнее прошла церемония на родине Ильича в Ульяновске (бывшем Симбирске). Вместе с коммунистами цветы к памятнику Ленина возлагали губернские руководители Единой России - нынешней правящей партии страны.

Интересно, чтобы это значило?

ПОХОРОННЫЙ ВОПРОС

До 1989 года никто даже помыслить не смел, чтобы предать мумию земле.

Впервые эта мысль была публично, на всю страну высказана с трибуны Съезда народных депутатов (Горбачёвского) в 1989 году писателем Юрием Корякиным и произвела эффект разорвавшейся бомбы. С тех пор вопрос о том, хоронить Ленина или нет, приобрел характер навязчивой национальной идеи.

Особую ожесточённость споры приобретают в дни, кода отмечаются годовщины смерти Ленина (21 января) и его рождения (22апреля).

Главными сторонниками сохранения статус-кво являются руководители КПРФ. Для коммунистов — это последняя ниточка, связывающая их с советским прошлым. Основной довод, который не устает повторять глава КПРФ Геннадий Зюганов — такова была воля народа и мы не не новая, она повторяет официальную версию советской пропаганды.

Суть её в том, что смерть основателя Коммунистической партии и Советского государства стала всенародным горем. Со всех концов страны в Москву ехали делегации и отдельные граждане. Шли дни, но поток этот лишь нарастал — такую великую любовь испытывали простые люди к родному Ильичу. И тогда по многочисленным просьбам трудящихся было решено сохранить тело вождя на века.

СТАЛИНСКИЙ ПЛАН

На самом же деле все обстояло гораздо проще и циничнее.

Уже в конце октября 1923 года, когда стало совершенно ясно, что Ленин вот-вот умрет, Сталин провёл встречу с Калининым, Бухариным, Троцким, Каменевым и Рыковым. Генсек сообщил присутствующим, что дни Ленина сочтены. Продолжая тему, Калинин добавил, что смерть вождя не должна застать партию врасплох и следует уже сейчас подумать о том, как организовать похороны: «Они должны быть такими величественными, каких мир еще никогда не видывал», — заявил коллегам Всесоюзный староста.

Подробно об этом рассказано в воспоминаниях Н. Валентинова (Николая Вольского), ветерана ленинской гвардии, которые он записал со слов Бухарина

Сталин полностью поддержал Калинина.

«Чрезвычайно важно, чтобы все было приготовлено заранее и руководство не оказалось в растерянности перед лицом невосполнимой утраты. Вопрос о похоронах Ленина, — продолжал Сталин, — весьма беспокоит и некоторых наших товарищей из провинции. Они говорят, что Ленин русский человек и соответственно тому и должен быть похоронен.

Они, например, категорически против кремации, сжигания тела Ленина. По их мнению, сожжение тела совершенно не согласуется с русским пониманием любви и преклонения пред усопшим. Оно может показаться даже оскорбительным для памяти его.

В сожжении, уничтожении, рассеянии праха русская мысль всегда видела как бы последний высший суд над теми, кто подлежал казни. Некоторые товарищи полагают, что современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего, во всяком случае, достаточно долгое время, чтобы позволить нашему сознанию привыкнуть к мысли, что Ленина среди нас все-таки нет».

Троцкий был возмущен:

«Когда тов. Сталин договорил до конца свою речь, тогда только мне стало понятным, куда клонят эти сначала непонятные рассуждения и указания, что Ленин — русский человек и его надо хоронить по-русски. По-русски, по канонам русской православной церкви, угодники делались мощами. По-видимому, нам, партии революционного марксизма, советуют идти в ту же сторону — сохранить тело Ленина. Прежде были мощи Сергия Радонежского и Серафима Саровского, теперь хотят их заменить мощами Владимира Ильича. Я очень хотел бы знать, кто эти товарищи в провинции, которые, по словам Сталина, предлагают с помощью современной науки бальзамировать останки Ленина, создать из них мощи. Я бы им сказал, что с наукой марксизма они не имеют ничего общего».

Бухарин также был исполнен негодования. Он считал, что мумификация останков Ленина станет оскорблением его памяти; эта идея полностью расходится с мировоззрением Ленина и дальнейшему обсуждению не подлежит. Бухарин добавил:

«Хотят возвеличить физический прах… Говорят, например, о переносе из Англии к нам в Москву праха Маркса. Приходилось даже слышать, что сей прах, похороненный около Кремлевской стены как бы прибавит «святости» всему этому месту, всем погребенным в братском кладбище. Это черт знает что!»

Каменев также возражал против предполагаемого бальзамирования; по его мнению, эта затея — не что иное, как самое настоящее «поповство», сам Ленин осудил бы ее и отверг.

«А КОБА СЛУШАЕТ…»

Протесты Троцкого, Бухарина и Каменева не произвели на Сталина никакого впечатления; назвать имена «товарищей в провинции», которые выдвинули идею бальзамирования, он отказался.

Между тем Калинин, во всем поддерживавший Сталина уже тогда и сохранивший собачью преданность Кобе до самого своего конца, продолжал настаивать, что Ленина нельзя хоронить как простого смертного.

Рыков склонялся на сторону Сталина и Калинина. Он не высказался прямо в пользу бальзамирования, но дал понять, что ритуал похорон Ленина должен отличаться от обычного.

Судя по всему, сразу после смерти Ленина планировалось в конце недели предать тело погребению. 22 января доктор А. Абрикосов, впоследствии академик и Герой Социалистического труда, делавший вскрытие, осуществил традиционное бальзамирование с целью сохранить тело в течение недели — до похорон.

Однако (по свидетельству Бонч-Бруевича) через несколько дней было принято решение ВЦИК сделать новое бальзамирование, на сей раз на сорок дней.

Этот срок входит в традиции русской православной церкви: в течение 40 дней читаются молитвы по усопшим. Сколько дней еще будет длиться прощание, ясных указаний не было. Из резолюции следовало, что похороны сочтено нужным временно отложить:

«Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями и обращениями в ЦИК СССР; и в целях представления всем желающим, которые не успели прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, президиум ЦИК Союза постановляет:

1. Гроб с телом Владимира Ильича сохранить в склепе, сделав последний доступным для посещения населения.

2. Склеп соорудить у Кремлевской стены на Красной площади среди братской могилы борцов Октябрьской революции».

Это сейчас мы знаем, что характер и воля были у тов. Сталина действительно стальные. Уж если что задумывал, в конце концов, приводил в исполнение.

Он не стал ничего доказывать своим оппонентам, но машина заработала.

Уже 25 января 1924 года в еженедельнике «Рабочая Москва» появились три письма под общим заголовком «Тело Ленина надо сохранить!» Вот, что говорилось в одном из них:

«Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким являлся для нас Ильич, ни в коем случае нельзя. Мы предлагаем забальзамированный прах поместить в стеклянный, герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет. Пусть он всегда будет с нами». Во всех трех письмах, словно писаны были они под диктовку одного человека, содержалась общая просьба: тело Ленина сохранить в стеклянном гробу, чтобы его всегда можно было бы лицезреть.

Председателем комиссии по похоронам Ленина Политбюро назначило Дзержинского, горячего сторонника сталинских планов.

КАК ЭТО БЫЛО

Вторично бальзамировали тело Ленина харьковский профессор Владимир Воробьев и Борис Збарский.

Телеграммой из ВЧК Воробьева срочно вызвали в Москву. Остановился профессор у Збарского, с которым был в приятельских отношениях, несмотря на разницу в возрасте в 15 лет. Собственно, Збарский рассказал Дзержинскому об опытах профессора и убедил его в том, что метод Воробьева — новое слово в науке.

Профессор занимался бальзамированием давно. Еще задолго до революции Воробьёв дружил и работал с киевским анатомом С. Мельниковым-Разведенковым. Тот разработал оригинальную методику для сохранения в качестве препаратов рук, ног и других частей тела вместе с тканями. Воробьев методику усовершенствовал, и забальзамированные им мертвецы лежали в морге месяцами, не теряя «товарного» вида.

Летом 1923 года, находясь в командировке в Харькове, скоропостижно скончался один из vip-чекистов. Его забальзамировал Воробьёв, и, к всеобщему изумлению, труп прибыл в Москву, несмотря на жару, как свеженький. Об этом-то «чуде» Дзержинский рассказал Сталину, и у того, видимо, что-то щёлкнуло в голове.

Похоже, Генсек имел в виду именно эти опыты, когда рассуждал о том, что «современная наука имеет возможность с помощью бальзамирования надолго сохранить тело усопшего».

Збарского и Воробьёва допустили к телу, которое уже три дня лежало в спешно построенном по проекту А. Щусева деревянном Мавзолее. Мороз стоял жуткий, где-то за минус 30. На теле усопшего начали появляться черные пятна. Еще бы пару дней пролежал труп на таком холоде, и никакое бальзамирование уже не помогло бы. Но Воробьев и Збарский, не преувеличивая, совершили чудо, свидетелями которого весь мир является вот уже ровно 84 года.

У маргинальной части партийцев (а таковых было подавляющее большинство) идея сохранить на века тело Ленина вызвала восторг. К сожалению, и до сих пор продолжает вызывать. Много говорится о воле родственников, с которой мы, якобы, обязаны считаться. Но эта воля многие десятки лет тщательно скрывалась.

МНЕНИЕ КРУПСКОЙ

Н. Крупская узнала о намерении законсервировать тело скорее всего 29 января. На следующий день она опубликовала в «Правде» завуалированный протест.

«Товарищи рабочие… и крестьяне! Большая у меня просьба к вам: не давайте своей печали по Ильичу уходить во внешнее почитание его личности. Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств в его память и т. д. Всему этому он придавал при жизни так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране. Хотите почтить имя Владимира Ильича — устаивайте ясли, детские сады, дома, школы, библиотеки, амбулатории, больницы, дома для инвалидов и т. д., и самое главное — давайте во всем проводить в жизнь его заветы».

В.Бонч-Бруевич, в то время Управляющий делами Совнаркома, в своих воспоминаниях прямо свидетельствует о негативной позиции Крупской. «Надежда Константиновна, — пишет он, — с которой я интимно беседовал по этому вопросу, была против мумификации Владимира Ильича».

Но Сталин, уже под конец жизни Ленина относился к Крупской без всякого пиетета, а однажды даже грубо обругал ее, после чего отношение к нему Ленина резко изменилось. Но, увы, Вождь уже доживал. А Сталин как Генсек уже тогда сосредоточил в своих руках огромную власть над партией и, следовательно, над страной.

Понятное дело, что после смерти Ленина он и вовсе перестал считаться с Крупской. Свой протест вдова Ильича выразила в том, что ни разу не посетила Мавзолей и ни разу не присутствовала на его трибуне во время праздников. Она также ни в одной статье, книге или воспоминаниях о Ленине ни словом не упомянула Мавзолей, словно его не существовало…

ПОКЛОНЕНИЕ ИЛИ СВЯТОТАТСТВО?

Сохранением мумии Ленина занимается Центр биологических структур НПО «Вилар» (бывшая лаборатория при Мавзолее Ленина).

Там считают, что захоронение тела Ленина прервет уникальный эксперимент, ибо нигде больше в мире нет подобной методики сохранения прижизненного облика трупа. И хотя ученые не говорят прямо, но понимать надо так, что методику можно вполне использовать в коммерческих целях. Если «раскрутить» дело, то найдется множество желающих — как среди больших и малых диктаторов, так и среди денежных тузов Старого и Нового Света, особенно в Соединенных Штатах, где всяких чудиков-мультмиллионщиков хоть пруд пруди, и которые захотят сохранить прижизненный облик своего собственного трупа для далеких потомков.

Если здесь я домысливаю за виларцев, то в одном из их заявлений, не мудрствуя лукаво, сказано, что есть еще одна важная причина, по которой хоронить останки Ленина ни в коем случае нельзя.

Оказывается, благодаря работам, проводимым над мумией, ученые получают возможность анализировать влияние тех или иных лекарственных средств на биологические ткани, а также способы проникновения препаратов через них и последствия этого проникновения. Результаты используются потом в лаборатории для создания новых лекарств, но уже для живых людей.

Новые лекарства — это замечательно. Но разве для их получения нравственно превращать останки человека, почитаемого миллионами людей своим духовным отцом в некий подопытный объект? Еще можно было бы смириться, принадлежи останки какому-то безродному бомжу, но тут ведь — Ленин!

В «Виларе» именно так и называет тело Ленина — «объект». И соответственно с ним обращаются.

Как — это подробно показали авторы нашумевшего фильма, показанного несколько лет назад на НТВ. Чистой воды надругательство над покойным. Его тело, как тряпичную куклу, раздев, то вынимают, то снова замачивают в ванне в особом растворе, потом сушат, одевают — и снова в саркофаг на обозрение. И так не реже одного раза в год.

Все это в высшей степени кощунственно и, повторяю, прискорбно. Мне же и миллионам таких, как я, прискорбно вдвойне, потому что не год и не два, а несколько десятилетий имя Ленина было для нас святым. И хотя у многих отношение к этому человеку резко изменилось, подчас диаметрально, как, например, у меня, я, тем не менее, отнюдь не радуюсь тому, что надруганию подвергается тот, кому я так долго и искренне поклонялся.

А сколько таких, кто продолжает поклоняться и поныне, но почему-то считая возможное захоронение святотатством, хотя на самом деле все наоборот. Мне очень интересно было бы узнать, хотел бы Зюганов, Мельников и остальные руководители КПРФ, которые больше всего ратуют за сохранение «статус-кво», чтобы после их смерти с их телами обращались таким вот образом? Или все-таки предпочитают быть похороненными по-человечески?

ТАЙНА КУЛЬТА

Только теперь, когда стали известны детали личной жизни Сталина, стала понятной природа того культа, который создал Ученик Учителю.

Дело в том, что Сталин получил в детстве церковное образование, и его мать, глубоко набожная женщина, мечтала, чтобы ее единственный сын стал священником. И хотя сын впоследствии был изгнан из Тифлисской духовной семинарии и стал атеистом-революционером, христианское мироощущение, но в какой-то извращенной форме, успело так пропитать его сознание и подсознание, что он до самой смерти, может даже и не отдавая себе в том отчета, жил в его ауре.

Христианское учение о Святой Троице, Боге-Отце, Боге-Сыне и Боге-Духе Святом, причудливо трансформировалось в сталинской голове, и уже на подкорковом уровне он стал ощущать себя богом-сыном, Ленина — богом-отцом, а учение Маркса — святым духом.

Не случайно в кабинете-спальне Иосифа Виссарионовича на его Ближней даче в Кунцево висел портрет Владимира Ильича с укрепленной над ним лампочкой. По существу — та же икона, только в иконе лампада помещается снизу, а здесь — сверху, вот и вся разница. Смысл же один: и там, и тут — Бог. Потому и обожествлял Сталин Ленина в сознании миллионов советских людей, потому не предавал его тело земле, что искренне проникся идеей божественности личности Учителя, а с ней и своей собственной — как верного Ученика и Продолжателя.

Превратив тело Вождя и Учителя в «святые мощи», его самого он превратил постепенно в сознании трудящихся масс в Бога. Начиная с середины 20-х годов и до середины 50-х день смерти Ленина отмечался как великое событие. Не день рождения, а именно день смерти, то есть, день Поминовения: именно так Церковь отмечает память своих святых.

МЕСТЬ УЧЕНИКОВ, ИЛИ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Увы, одного не учел Иосиф Виссарионович: его ученики и продолжатели не только никаких семинарий, но даже гимназий не кончали. Сталина они считали не столько Учителем, сколько хозяином, и не столько боготворили, сколько боялись и ненавидели. Поэтому, когда Хозяин еще лежал в агонии (он умирал четыре дня — с первого по пятое марта, так и не приходя в сознание после апоплексического удара), Маленков, Берия, Хрущев и Булганин уже замышляли отомстить ему мертвому за все свои унижения, за свой вечный страх перед ним.

Но они были всё-таки не настолько глупы, чтобы осуществить свой замысел немедля, ибо отлично понимали, что была «масса людей, для которых имя Сталина — такая же религия, как для православных вера в Господа бога, так зачем же одной религией душить другую?»

Пусть простит меня Геннадий Зюганов, это его слова, сказанные им в июне 1999 года, процитировал я, заменив только имя Ленина на Сталина.

Но тогда, 5 марта 1953 г., обсуждая, как быть с телом Сталина, «банда четырех» рассуждала точно также.

Потому что именно через день после смерти Хозяина, было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о перезахоронении Сталина, а заодно и Ленина.

Не положить в Мавзолей Ленина тело того, которого Анри Барбюс назвал «Ленин сегодня», а с его легкой руки так стал называть весь народ — было невозможно. Но уже тогда, укладывая в Мавзолей якобы на вечный покой Хозяина, они придумали план, простой до гениальности, и столь же дьявольский: как в скором времени вынести тело оттуда.

Кто не верит, возьмите «Правду» или «Известия» за 7 марта 1953 года, там этот план опубликован полностью. Итак!

«Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров Союза ССР постановляют:

в целях увековечения памяти великих вождей Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина, а также выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных на Красной площади у Кремлевской стены, соорудить в Москве монументальное здание — Пантеон — памятник вечной славы великих людей Советской страны.

По окончании сооружения Пантеона перенести в него саркофаг с телом В. И. Ленина и саркофаг с телом И. В. Сталина, а также останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены, и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся».

Поскольку это Постановление никто не отменял, а вопрос таки назрел, то КПРФ как правопреемница КПСС, а Правительство РФ как правопреемник Совета Министров СССР обязаны, наконец, выполнить волю своих высоких предшественников. И это будет действительно актом Национального Согласия и Примирения.

Место для Пантеона, можно подобрать на Троекуровском кладбище, которое является филиалом Новодевичьего и охраняется почти, как Кремль. Огородить участок его стеной, имитирующей кремлевскую, и перенести в нее урны с прахом, ну а останки тех, кто захоронен в земле — в их же гробах поместить на новое место. Если же чьи-либо близкие захотят распорядиться иначе — это их законное право.

Так Красная площадь будет очищена от погоста, а выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства найдут, наконец, вечное упокоение.

В самом факте перезахоронения нет ничего ни обидного, ни из ряда вон выходящего. Это обычная практика, тому множество примеров.

Несколько лет назад, например, выполняя посмертную волю замечательного русского писателя Ивана Шмелева: его прах перевезли из Парижа в Москву и захоронили в Донском монастыре, туда же перевезли из Франции останки генерала Деникина и философа Ильина. Еще раньше перезахоронили останки великого Шаляпина. Перезахоронению подвергся полтора века назад Наполеон, умерший, как известно, на острове Святой Елены в 1821 году, а в 1850-м гроб с его телом перевезли в Париж. Кстати, саркофаг, в который поместили полуистлевший гроб, изготовили из красного гранита, который специально для этой цели был вырублен в Карелии по высочайшему разрешению российского императора.

Что же касается Мавзолея, то это действительно выдающееся произведение архитектуры, столь органично вписавшееся в исторический ансамбль Красной площади, а также в наши сердца и головы, надеюсь, останется вечным памятником той великой и трагической эпохи, которую пережил наш народ.

* * *

Справка. Согласно опросу, проведенному Аналитическим центром Юрия Левады в 46-и регионах России, более 60% опрошенных выступают за предание тела В.И.Ленина земле: 26%считают, что похоронить останки следует в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище рядом с могилой его матери; 12% — на Красной площади, рядом с могилами Сталина и других вождей КПСС.

Что же касается Мавзолея, то 80% — за то, чтобы сохранить его, и всего 16 — чтобы разрушить.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter