Техника религиозной безопасности

В последнее время вновь обрела актуальность тема религиозного образования. Поводом для этого стало пресловутое ОПК — вокруг него ведутся жаркие споры. Однако и сторонники его, и противники, на мой взгляд, упускают из виду один из важнейших аспектов этого вопроса.

Спор у них идет, по сути, о том, хорошо или плохо православное христианство, или шире — хороша или плоха религия вообще.

Очевидно, что в таком виде он бессмыслен. Эта проблема относится к «вечным вопросам», которые невозможно решить ни голосованием, ни полемикой в СМИ — ее каждый решает для себя, исходя из собственных знаний и собственного опыта.

Противники ОПК справедливо опасаются, что этот предмет, позиционируемый как «предоставление знаний о православии, необходимых образованному человеку», на деле может превратиться в односторонне-апологетическое восхваление этой религии, по сути, в рекламу РПЦ.

Однако опасность такого подхода описывается ими превратно. Они — по крайней мере, многие из них — представляют дело так: увидав на уроке «попов» и услышав, что Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов, школьник немедленно уверует и бодрым галопом побежит в церковь. Дабы предотвратить такую печальную участь, следует уберечь его не только от ОПК, но и вообще от знаний о религии, которые сами по себе абсолютно не нужны, а то и вредны просвещенному современному человеку.

Понятно, что такой подход к делу находит себе очень специфических сторонников. Равно как и рассуждения о том, что-де «страна у нас многонациональная», и потому еврейским детям можно изучать в школах иудаизм, татарским или чеченским — можно изучать ислам, и только русским изучать православие никак нельзя.

На самом же деле проблема не в том, что на уроках ОПК подросток будет узнавать что-то о православии — а в том, что он не узнает самого необходимого.

Запрещать молодым людям интересоваться религией — все равно, что запрещать Волге впадать в Каспийское море. «Метафизическая интоксикация» — нормальный этап интеллектуального развития; а в социуме, где религия по-прежнему достаточно влиятельна и играет значительную общественную роль, оградить подростка от «опиума для народа» можно, только привязав его к кровати. Это невозможно, да и не нужно. Существуют решения, которые каждый должен принимать сам и сам отвечать за свои ошибки — решения о выборе профессии, спутника жизни, мировоззрения. По этому поводу можно высказывать свое мнение, советовать, убеждать — но нельзя применять насилие или ограничивать в информации.

Однако современный молодой человек, интересующийся религией и находящийся в «духовных поисках», подвергается большому риску. Риску, которого он сам обычно не осознает. Об опасностях беспорядочного секса или употребления наркотиков его предупреждают многие — но никто не предупреждает, что неправильно построенная духовная жизнь может нанести ему вред, сравнимый с вредом от того и другого.

Напротив: религиозные проповедники, как правило, позиционируют свою религию как абсолютную истину, средоточие добра, любви и света, источник нравственности, высший моральный авторитет и т.д., ни о каких возможных проблемах не упоминают, а малейшее подозрение в том, что следование их религии несет в себе какой-то риск для верующего, воспринимают как «нападки».

Однако религиозное обращение — дело опасное по определению. Принятие той или иной религии предполагает серьезное изменение картины мира, коррекцию личной этики, следование определенным духовным практикам, в том числе затрагивающим глубинные слои психики. Это серьезные и тяжелые изменения, несущие в себе большой риск для психического здоровья.

При этом Традиция, которая вместе с набором догматов и правил давала бы модели практического обращения с ними в реальной жизни, у нас разрушена. Как правило, родители не дают молодому человеку моделей «религиозного поведения» и не являются для него авторитетами в этой области. В своих отношениях с высшими силами он предоставлен самому себе — и тем людям, которых выберет себе в учителя. А возрастные особенности психики, недостаток жизненного опыта, малое знание людей, юношеский идеализм и максимализм — все это делает его уязвимым для недобросовестного психологического воздействия. Проще говоря, ему очень легко попасть в руки сознательных или бессознательных шарлатанов, которые свернут ему крышу.

Наивно думать, что такие шарлатаны водятся только в тоталитарных сектах, и что, перечислив названия этих сект или какие-то их внешние признаки, можно людей от них уберечь.

Во-первых, секты постоянно развиваются, меняются, мимикрируют; во-вторых и, в-главных, даже самые крупные и «почтенные» религиозные организации не гарантированы от появления сект и секточек в собственной среде. Да-да, и РПЦ здесь — не исключение.

Уроки ОПК, даже исполненные самой навязчивой пропаганды, вряд ли сделают неверующего подростка верующим. Сведения, получаемые на уроках, редко вызывают у школьников такие душевные сдвиги. Опасность в другом. Такие занятия могут зафиксировать внимание ребенка на религиозных вопросах, вызвать интерес к религии, дать толчок «духовным поискам» — но при этом не объяснят, что такое религия, «как с ней обращаться» и какие опасности могут подстерегать молодого человека на этом пути.

О том, как именно, в каком объеме и формате, с какими акцентами и т.д. следует сообщать школьникам сведения о мировых религиях вообще и о православии в частности — можно спорить очень долго. И об этом я сейчас спорить не хочу.

Но есть вещи, которые необходимо оговаривать в первую очередь. В любом случае. В любом курсе — будь то ОПК, религиоведение, история религий или что-то еще. Вообще в любом разговоре о религии с детьми или молодыми людьми. Независимо от убеждений лектора, независимо от убеждений ребенка (или его родителей). Это то, что НУЖНО ЗНАТЬ — так же, как ребенку помладше нужно знать, что нельзя совать пальцы в розетку или разговаривать с незнакомцами.

Это — базовые понятия о религиозной психологии и своего рода «правила религиозной безопасности».

Эти правила я бы сформулировала (разумеется, в черновом варианте и очень приблизительно) примерно так:

1. Если хочешь присоединиться к какой-либо религиозной организации — сначала прочти основополагающие тексты этой религии. Читай в оригинале или в общепринятом переводе (но не в пересказе), по возможности, без комментариев. Не бойся, что чего-то в этих текстах не поймешь или поймешь неправильно — непонимание всегда можно исправить. Но это сформирует у тебя собственный обоснованный взгляд на религию, которую ты выбрал, и даст "точку опоры", которая поможет тебе в дальнейшем.

Если какие-то важные моменты в этих текстах вызывают у тебя непонимание или неприятие — не присоединяйся к религиозной организации и не давай никаких обязательств, пока не прояснишь свои сомнения.

2. Не выполняй обряды и ритуалы, смысла которых не понимаешь. Не делай того, что вызывает у тебя сильное неприятие. Благой Бог — если он существует — не может требовать от тебя лицемерия. Ему нужны не притворщики или роботы, а искренние, сознательные последователи.

3. Если авторитетные лица твоей религиозной организации:

— Утверждают, что ты не должен принимать во внимание свой разум («рассудок»), чувства и ощущения, или должен «отказаться от своей воли»;

— Жестко настаивают на соблюдении непонятных или неприятных тебе обрядовых действий, внушают тебе чувство вины за их неисполнение;

— Не могут или не хотят объяснить рациональный смысл тех или иных действий или запретов (а говорят, например: «Так поступать — против воли Божией» или «Это нужно, чтобы ты доказал свое послушание»);

— Трактуют твои вопросы и сомнения как свидетельство твоей «греховности»;

— Ограничивают тебя в получении информации — например, объявляют «греховным» или «духовно опасным» чтение определенных книг или общение с определенными людьми;

— Предлагают тебе резко изменить образ жизни, бросить учебу или работу, порвать с кем-то из родных или близких;

— Утверждают, что инаковерующие или неверующие являются по определению дурными людьми, что они не могут быть нравственными, лишены совести и т.д., что для верующего общение и взаимодействие с ними невозможно, ненужно или опасно;

— Проявляют большой интерес к твоей сексуальной жизни, подробно расспрашивают на эту тему, говорят о сексе то, что тебя смущает или шокирует;

— Все, что с тобой происходит, объясняют «кознями бесов» или еще чем-либо в этом роде —

это означает, что данные люди пытаются, сознательно или бессознательно, тебе навредить.

Это не значит, что ты должен немедленно отказаться от избранной религии: во что верить и верить ли вообще — только твой выбор. Но это значит, что доверять этим людям и подчиняться их указаниям НЕЛЬЗЯ. Если тебе необходим личный авторитет — найди себе настоящего Учителя, который не станет тебя калечить.

4. Если твоя религиозная жизнь:

o Вызывает у тебя уныние, депрессию, страх, постоянное чувство вины, отвращение к себе, отчуждение или неприязнь по отношению к окружающим;

o Приводит к серьезным конфликтам или проблемам в отношениях с родными и близкими;

o Заставляет с тоской вспоминать о временах, когда ты был неверующим

это означает, что твоя духовная жизнь сложилась неправильно и наносит серьезный ущерб твоей психике.

Если будешь продолжать в том же духе, этот ущерб может стать необратимым. Ты хочешь приблизиться к Богу — а приближаешься к петле или к психушке.

Выбор за тобой. Но ты предупрежден.

Можно долго спорить о том, что и в каком объеме «нужно знать образованному человеку». Но от наличия или отсутствия знаний о древнерусской иконописи человек не умрет, не сойдет с ума и не станет несчастен. Это не вопрос жизненной важности. А знания о технике религиозной безопасности, вовремя преподанные юным искателям истины, могут предотвратить множество психических заболеваний, разрушенных семей и исковерканных судеб.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter