Минус на минус – даст плюс?

На прошлой неделе на издательском рынке «взорвалась бомба»: вполне авторитетные СМИ сообщили, что два лидера рынка, Эксмо и АСТ, собираются слиться в экстазе. Что же мешает поверить в добровольность объединения двух многолетних конкурентов в одно супер-издательство, выпускающее чуть ли не половину книг в России?

Немного истории. Издательство Эксмо основано в 1991 году Олегом Новиковым и Александром Гредасовым. В течение пяти лет вышло в лидеры рынка благодаря сотрудничеству с авторами «массовых» детективов: Александрой Марининой, Дарьей Донцовой, Татьяной Устиновой. Наиболее известная серия издательства – «Чёрный котёнок». С начала 2000 годов является универсальным издательством, выпускающим детективы, фантастику, фэнтези, детскую литературу и современную прозу. Помимо названных основными авторами издательства являются Виктор Пелевин, Марина и Сергей Дяченко, Дина Рубина, Татьяна Толстая, Владимир Вишневский, Владимир Сорокин. Издательство имеет собственную розничную сеть «Новый книжный – Буквоед».

Издательство АСТ основано в 1990 году Яковом Хелемским. Выпускает художественную литературу (в основном, фантастику и детективы), нон-фикшн, популярные издания по домашнему хозяйству, спорту и т. д. Известные авторы издательства: Борис Акунин, Захар Прилепин, Сергей Лукьяненко, Сергей Минаев, Дмитрий Глуховский, Полина Дашкова, Людмила Улицкая, Андрей Иванов. Издательству АСТ принадлежит книготорговая сеть «Буква».

Почти братья-близнецы, не правда ли? Не отличить одного от другого, как пепси-колу от кока-колы. Разница, как говориться, в деталях, но разница серьёзная – в стиле ведения бизнеса. Эксмо, гордо именующее себя «издательством №1 в России», никогда не славилось особой щепетильностью, ни по отношению к авторам, ни по отношению к читателям, ни по отношению к законам.

Многие авторы и редакторы не характеризуют работу Эксмо иначе как «потогонка». Например, читатели отмечают, после подписания контракта с Эксмо качество книг Виктора Пелевина значительно снизилось из-за того, что его творчество было поставлено издательством «на поток» – чётко по одной книге в год. Аналогичные жалобы предъявляла к издательству романистка Юлия Шилова.

В погоне за сенсационностью все средства хороши, а бумага, как известно, всё стерпит. В 2010-2011 годах Эксмо выпустило целую серию книг, прославляющих Сталина и его сподвижников. Так, в сериях «Сталинист» и «Сталинский ренессанс» вышли книги «Гордиться, а не каяться! Правда о Сталинской эпохе», «Берия. Лучший менеджер XX века», «Сталинские репрессии. Великая ложь XX века», «Настольная книга сталиниста». Многие известные деятели культуры подписали открытое письмо, протестуя против такой позиции издательства, а знаменитая Людмила Улицкая, заботясь о собственной репутации, и вовсе разорвала все отношения с издательством.

Скорость выхода книг играет с издательством дурную шутку. Самым известным «ляпом» в истории российского книгоиздания стала ошибка в книге «7 великих соборов России и еще 75 храмов, которые нужно знать», где чёрным по белому утверждалось, что «крещение Руси произошло в 988 году по решению князя Шевелёва Павла Викторовича». Проморгав эту несуразность, в издательстве не нашли ничего лучше, как вклеить на последнюю страницу сообщения об опечатке, чем ещё больше привлекли внимание к своему непрофессионализму. Что уж говорить о такой «мелочи», как обложка изданной в 2010 году «Войны и мира» с портретом композитора Франца Шуберта, изображающим, видимо, Пьера Безухова?

Но самое интересное, это уклонение от уплаты налогов, которым надо отметить, «страдают» большинство российских книгоиздателей. Так в 2005 году издательство АСТ уже обвиняли в неуплате налогов на сумму около $100 млн. Было возбуждено уголовное дело по факту лжепредпринимательства, сотрудники департамента экономической безопасности МВД обнаружили несколько десятков фирм-однодневок, связанных с издательской группой. Правда, потом все обвинения были сняты. Ещё более серьёзные проблемы были у Эксмо. В 2003 году в отношении руководства издательства было возбуждено уголовное дело. Годом ранее на территории Ростовской области была задержана контрабандная книжная продукция, поступавшая на юг России от имени подставных фирм, фактически же реализацией книжной продукции занималось Эксмо. Такая схема позволяла уклоняться от уплаты налогов. Однако издателям удалось «замять» дело – после трёх месяцев следствия был назван «руководитель преступной группы», бывший сотрудник Эксмо, который и по сей день находится в розыске, а дело против издательства приостановлено.

Сейчас аналогичные претензии предъявляются АСТ. И на фоне «массовости заболевания серыми тиражами» в прошлые годы, удивительна реакция рынка. Российский книжный союз, делами которого заправляет тот же самый «эксмовец» Олег Новиков, фактически «отмежевался» от АСТ. 26 апреля всеми ведущими членами союза, кроме АСТ, была подписана декларация о намерениях «За прозрачный рынок». В пресс-релизе союза сообщается, что соглашение «призвано создать обстановку нетерпимости к нарушениям законодательства со стороны недобросовестных участников рынка», которые «подозреваются в экономических правонарушениях, а также использовании фирм-однодневок для ухода от налогов и легализации незаконно полученной прибыли», тем самым «не только дестабилизируют рынок и ущемляют права авторов, но и подрывают репутацию всего издательского бизнеса России». По этому соглашению, издательства обязуются регулярно публиковать в открытых источниках информацию о тиражах изданных ими книг, а также о доле налоговых отчислений и авторских гонораров в общем объеме выручки. В будущем планируется, что эти данные будут размещаться на официальном интернет-сайте Российского книжного союза.

Идея прекрасная, кто спорит. Но уж больно это всё похоже на организованную кампанию травли одного из игроков рынка с целью купить его по дешёвке. Не случайно, сейчас налоговые претензии предъявляются именно АСТ. Кто из нас не помнит множества историй рейдерских захватов, как перед поглощением за бесценок какого-либо значимого актива его вдруг «внезапно» начинали проверять различные контролирующие органы, в том числе и налоговики. И вот, пожалуйста, не прошло и нескольких недель, как в СМИ со ссылкой на некие «источники в издательствах» появляется информация о вероятной покупке АСТ Новиковским конгломератом.

А между тем в отраслевом обзоре, подготовленном Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в начале этого года, констатируется, что на протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост средней цены на книгу. И по общему мнению, к настоящему времени цены на книгу подошли к «психологическому барьеру», превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов. Не копает ли «лидер рынка» сам себе могилу, топча конкурентов? И что будем делать мы, читатели, на фактически монопольном книжном рынке? Только с горечью вспоминать времена, когда мы были самой читающей и образованной страной в мире.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter