Редакция АПН полагает, что основное содержание ситуации, которую в последний месяц всё чаще называют "эффектом Долиной" пересказывать никому не нужно, поэтому сразу перейдём к собственным соображениям по ней.
Всё чудесные инициативы различных ветвей власти по данному вопросу - всякого рода "периоды охлаждения", "эскроу счета" и тому подобное выглядят сейчас как благоглупости или даже как вредные глупости (якобы предложенная Росреестром дискриминация продавцов по возрасту), не решающие основной проблемы.
А основная проблема с "эффектом Долиной" состоит в том, что предполагаемый образчик реализации "телефонного права", закрытый от общественного внимания, суды начали использовать для формирования правовой позиции в других судебных процессах как образец.
Почему так стало происходить, откуда взялся этот массовый психоз, что, внезапно, не постановления пленума Верховного Суда стали таким образцом, а решение одного из судов по делу, в котором участвует знаменитость, мы не знаем.
Зато видим, что ход судебного процесса был, в основном, закрыт от общественности, несмотря на то, что он явно имеет большое, принципиально большое значение для общества. Как журналисты, и просто как граждане РФ мы обращаемся к судебной ветви власти, в первую очередь, с требованием полностью раскрыть содержание судебного процесса для общества, в том числе проигнорировав соображения медицинской тайны. Считаем, что ВС РФ имеет и правовую возможность и обязанность сделать это.
Негативный эффект от произошедшего суда для общества намного важнее, чем соображения приватности частного лица, которое общество обвиняет в том, что оно, злоупотребив своими связями, добилось демонстративного извращения правосудия. Основной результат "эффекта Долиной" - резкое падение общественного доверия к судебной власти в целом.
Чтобы решить эту проблему необходимо либо ясно показать обществу, что в деле действительно были некие обстоятельства, которые склонили судей на сторону Долиной, особенно в части отказа от двусторонней реституции, либо показать, что обстоятельств не было. И, в последнем случае, судьи, которые принимали откровенно незаконные, неграмотные решения, должны быть открыто и демонстративно наказаны.
Если это не будет сделано, нас ждёт последовательный процесс падения общественного доверия к судам и последовательный же процесс декомпетенции судов, которые также не имеют перед собой полной информации по решению вокруг дела Долиной-Лурье.
Уверены, что раскрытие полного обоснования решений судов в деле Долиной перед обществом - это самое главное, что нужно сейчас сделать.