Последняя надежда Украины

Граждане Украины решили поставить над своей страной довольно смелый эксперимент, причём в очень трудных условиях. Шансов на успех крайне мало, зато можно быть уверенным, что новости с Украины вновь будут любимым шоу российских телезрителей.

Партия «Слуга народа» и Владимир Зеленский формально получили полную власть над страной – большинство в парламенте, однопартийное правительство и пост президента. С одной стороны это выгодно новой силе, так как позволяет ей осуществить свои инициативы, не уступая ни в чём партнёрам по коалиции. Но это же возлагает на неё полную ответственность за происходящее в стране. Конечно, многое можно будет сваливать на совесть предыдущей власти, более того – небезосновательно, но на общественной поддержке все проблемы будут сказываться неминуемо и довольно быстро.

Не секрет, что такой успех – результат чисто протестного голосования. Впрочем, явка на этих выборах была рекордно низкой – меньше 50%. Так, половина избирателей из протестных соображений на выборы просто не пошла, а более активная часть – из тех же соображений пошла и проголосовала за киношную партию известного юмориста. У новой власти нет разработанной программы дальнейшего развития страны, за исключением довольно банальных благих пожеланий. Её представители даже на обещания не особо раскошеливались и ярких лозунгов не придумывали. Конечно, сериал «Слуга народа» оказался великолепной политтехнологией, однако украинцы не настолько наивны, чтобы всерьёз голосовать за его героя Васю Голобородько. Они именно что голосовали за сценический образ «честного, хорошего политика», чтобы продемонстрировать своё неприятие старой политической элиты. Сможет ли сыгравший его актёр воплотить этот образ в реальности – другой вопрос, главное – продемонстрировать, чего именно всем хочется видеть, и заодно отвести душу, долго копившую сильное раздражение. И это получилось.

Примечательно, что саму избирательную кампанию партия «Слуга народа» провалила – падение в ходе неё рейтинга почти на 10% обыкновенно считается очень плохим результатом. Фокус в том, что удалось победить и без этих 10%. И если результат по пропорциональной системе был довольно неплохо предсказан социологическими службами, то по мажоритарке он оказался раза в полтора большим, чем того ожидали самые опытные специалисты по местным выборам на Украине. Люди голосовали за кандидатов, о которых было вообще ничего неизвестно, причём не только им, но и руководству поддерживавшей их партии. Случайные, зато новые. Охвативший общество запрос на новые лица – проявление отчаянья от разочарования во всех старых. Граждане Украины поставили «жирный неуд» всей прежней политической элите, и выбрали новую, надеясь уже скорее на чудо.

Вообще-то, отстранённо оценивая, основной объект столь сильного неприятия – президент Порошенко и члены его правительства – не такие уж провалившиеся политики. Скорее даже наоборот. К чести предыдущей власти надо сказать, что она смогла пять лет удерживать ситуацию в стране под контролем и, в общем-то, имела немало успехов. Она смогла стабилизировать ситуацию в государстве после событий зимы-весны 2014 г., вернуть страну под киевский контроль (как – это уже другой вопрос). Она отвоевала большую часть Донбасса и сделала из этого конфликта опору своего международного и внутригосударственного положения, важнейший источник легитимности, позволивший требовать от западных покровителей постоянной финансовой, дипломатической и военной помощи, а от граждан Украины – послушания своим основным идейным постулатам. Возможно, только благодаря такой системе информационного террора и удалось удержать единство страны, значительная часть населения которой была явно нелояльна к выбранному национально-государственному проекту. «Евромайданная власть» смогла поставить под свой контроль многочисленные парамилитарные группировки украинских национал-радикалов и использовать их в своих интересах. После сильного падения экономики крупным капиталистам были созданы условия для дальнейшего обогащения, при этом удалось не довести их взаимоотношения до открытого столкновения. Да и зарплаты простых украинцев росли в эти годы (после сильного падения) гораздо быстрее чем, например, в России.

Власть выполнила все основные свои обещания, все цели, за которые «стоял Евромайдан» – было подписано и вступило в действие Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом, причём именно в своей изначальной «азаровской» версии, на чём очень настаивали на Майдане. Удалось получить упрощённо-визовый режим с ЕС (т.н. «безвиз»), который стал чуть ли не самым популярным достижением Порошенко и откровенно говоря спасательным кругом для страны, в которой осуществлялась ускоренная деиндустриализация. Благодаря всему этому удалось избежать социальных бунтов и голода, а также в значительной степени решить задачу по сокращению населения. Была модернизирована армия, и сколько ни иронизируй по поводу её нынешнего состояния, а всё-таки оно несопоставимо лучшее, чем было при Януковиче. И главное – у молодёжи есть вариант, куда пойти, где себя применить и даже чувствовать себя достойным человеком, нужным родине.

Велики и успехи прежней власти в продвижении главного содержания украинского проекта – в распространении ненависти к России и всему русскому, утверждении украинской идентичности, в заметном прогрессе языковой и идеологической украинизации. Были приняты важнейшие законы, искореняющие русский язык во всех сферах жизни общества, была как-никак создана новая «церковь Украины», хотя здесь вскрылись наибольшие проблемы. И всё же предвыборный лозунг Порошенко «Армiя! Мова! Вiра!» – в отличие от таковых у большинства других политиков – был и вправду наполнен конкретным смыслом, по каждому из этих пунктов президенту было чем отчитаться. За пять лет удалось сделать решительный рывок в деле создания украинской нации, и с этим в целом не спорят даже самые радикальные националисты. Ну а то, что эта нация создаётся как небольшой сельскохозяйственный народ, ведущий постоянные военные действия на своих восточных границах – так это не недочёт прежней власти, а свойство самого проекта, сознательно и добровольно поддерживаемого и активным меньшинством, и во многом пассивным большинством украинского общества.

Ну и оставление прежней властью своих постов можно считать её символической победой – она честно проиграла оппозиции на вполне себе демократических выборах. Более того – проиграла не позорно, всё же прежний президент собрал почти четверть голосов, вышел во второй тур и теперь привёл свою фракцию в парламент. После пяти лет управления страной в крайне сложных условиях, Порошенко, Гройсман, Яценюк и другие важнейшие лица прежнего режима сохранили в глазах Запада в целом респектабельное реноме и обеспечили себе место в украинской политике при новой власти. Ну и походу многократно обогатились, что тоже немаловажно.

Проблемой любой украинской власти является то, что сколь бы ни были велики её успехи в деле строительства Незалежной, она всё равно довольно быстро теряет доверие большинства населения и становится объектом массовой ненависти. Украинцы были уверены, что Соглашение об ассоциации с ЕС – это лишь первая ступень к скорой и полноценной интеграции, и хотя это вовсе не так и никто им этого никогда не обещал, они чувствуют себя обманутыми и разочарованными. Они надеялись, что общий рынок с ЕС принесёт им процветание, и хотя эти надежды были экономически абсурдны и их об этом многократно предупреждали, они всё равно крайне раздражены удручающим сравнением нынешнего уровня своей жизни с тем, который был до Евромайдана. Многие надеялись и на скорую победу в «войне с Россией», когда «весь мир» заставит её встать на колени, вернуть Украине Крым и огромные репарации в придачу, а главное – признать превосходство «настоящих европейцев» украинцев, верность украинской версии истории, а в конечном счёте и покаяться за свою ордынскую азиатскую сущность и многовековые обиды, якобы неизменно наносимые украинскому народу. Вся страна до сих пор живёт в предвкушении, когда же это произойдёт, и именно в «падении России и её окончательном развале» видит залог своего будущего процветания. А его всё нет и нет, и уже руки опускаются. И суровый упрёк за эту затяжку украинцы направляют к прежней власти.

Приход «новых лиц» ознаменовал беспрецедентную в современной украинской истории смену политических элит. Когда в 2014 г. в Верховную Раду пришло немало людей «с Майдана», обновление её состава было несопоставимо меньшим. Вот только можно ли утверждать, что прежние элиты сменились новыми? Вряд ли, так как до статуса элит «новые лица» пока не дотягивают. Парламент 2014-2019 гг. имел немало шокирующе безграмотных людей, занесённых туда волной «революции» и немало затруднивших работу законодательного органа. Но по сравнению с новым составом прежний выглядит довольно профессионально. К законотворческой деятельности теперь во многом призваны люди, в основном не имеющие ни опыта, ни компетенций, ни подчас даже образования, позволяющего заниматься такой работой. И то же самое можно сказать о президенте и его администрации (Офисе). На ведущие должности назначены в значительном числе друзья детства и юности нового президента, его коллеги по игре КВН, а также представители некоторых союзных сил (того же олигарха Коломойского или скандально известного нардепа Геращенко), которые прежде не были заметны своей активной деятельностью. Страна, находящаяся в тяжелейшем положении и переживающая всесторонние трансформации, вполне способные погубить всю государственность, отдаётся в руки дилетантам. Даже предположения об их личной честности являются скорее проекцией свойств киногероя Зеленского, а не выводом из их предыдущей деятельности. Да и доступа к таким деньгам, как теперь, они прежде не имели. Доверять таким людям решение сложнейших проблем – шаг совершенно отчаянный.

А проблемы будут, причём огромные. На вторую половину 2019-го и последующие два года приходится пик выплат по государственным долговым обязательствам. Более того, как теперь оказалось, последние полгода правительство Гройсмана набирало долги в абсурдно больших количествах – очевидно, чтобы подставить следующую власть. Кроме того, важнейшей целью новой комадны, как она была заявлена Зеленским ещё с самого начала его предвыборной кампании, является введение на Украине рынка земли – снятие моратория на её продажу и массовая приватизация земельных ресурсов. В этом процессе будут принимать участие как национальный крупный капитал, так и транснациональный, за которым будут стоять зарубежные центры силы, и борьба между ними развернётся нешуточная. Всё это будет проходить на фоне передела собственности и сфер влияния, который неизбежно проходит на Украине каждый раз после смены власти, а также попыток провести в жизнь прежние программы по большой приватизации, которые предыдущее правительство выполняло менее чем на 1% в год.

Заявленная задача борьбы с коррупцией на этом фоне представляется попыткой отмахнуться от снежной лавины. Нетрудно себе представить, что такой сценарий на ближайшие годы означает тотальную войну элит, феодальные распри, которые могут обернуться не только краткосрочным притоком средств в госбюджет, но и разрушением всей социально-экономической системы. Правительства Порошенко не решались на эти шаги именно из опасений начала войны всех против всех, а также прихода западных капиталов, несопоставимо больших и влиятельных, чем у своего олигархата. Чтобы справиться с такими мощными преобразованиями и при этом удержать страну, нужна команда гениев администрирования. А глядя на «новые лица», очень трудно в них что-то такое заподозрить. Между тем, цель заявлена многократно и, судя по всему, её осуществление неотвратимо, да и состояние финансов государства почти не оставляет выбора. Простым украинцам остаётся лишь надеяться, что все эти планы будут реализованы почти в столь же малой степени, как и прежде.

Трагедия Украины в том, что происходящая смена лиц в политике ни в коей мере не сопровождается сменой экономических элит и радикальными переменами в характере имущественных отношений. Кланово-олигархическая система при этом, как и в результате двух «майданов», только укрепляется, а общество ещё больше отбрасывается в условные «девяностые». Ярким свидетельством этого является полная преемственность курса прежней столь ругаемой власти, причём как во внутренней, так и во внешней политике. Зеленский уже чётко дал понять, что разрешение кризиса на Донбассе он видит ровно так же, как и Порошенко – через саботирование Минских соглашений, поддержание обстрелов на линии фронта, милитаристскую риторику властей и призывы к западным партнёрам усилить давление на Россию. Конфликт на востоке страны стал государствообразующим – он определяет всю систему легитимации власти и внешнеполитическое позиционирование, и никуда от этого уходить новая власть не собирается. То же касается и украинизаторских программ, всех этих принятых законов об образовании, языке и т.д. Даже если они всё же будут частично изменены, то только с одной целью – сделать украинизацию ещё более эффективной, о чём открыто заявил глава партии Дмитрий Разумков. Сохраняется вся старая идеологическая конструкция, сохраняется курс, сохраняется построенная на нём структура внешних связей. И это понятно, так как никаких радикальных перемен при сохранении имеющейся социально-экономической и государственно-идеологической системы быть не может в принципе.

Сам Зеленский очень чётко сформулировал своё отношение к прежней власти во время т.н. предвыборных дебатов на стадионе. Тогда он сказал, обращаясь к Порошенко: «Я не ваш оппонент, я ваш приговор!» Иначе говоря: «я вам ни в чём не оппонирую, я пришёл заменить вас в кресле президента, так как вы больше не можете справляться с этими обязанностями». Можно даже порадоваться, что Зеленский так хорошо понимает отсутствие реального оппонирования прежней власти, преемственность своего курса.

Каково именно будет новое правительство, да и каков будет парламент, пока что очень трудно себе представить. Несомненно, что помимо проблем с компетентностью, новая власть столкнётся с проблемами и в области партийной дисциплины во фракции «Слуги народа», и трудностями с выработкой её общей политической платформы. Парламент, большинство в котором состоит из случайных людей, это большой риск для страны. Формирование однопартийного правительства лишает Украину шансов на занятие кресла премьера опытным профессиональным политиком. Технический премьер, являющийся хорошим экономистом, вряд ли может справиться со стоящими перед правительством вызовами – здесь нужен крупный и умелый управленец, прошедший все уровни власти и разбирающийся в структуре и свойствах украинских олигархических кланов, в конечном счёте умеющий с ними договариваться и улаживать их конфликты.

Зеленский играть такую роль явно не способен. У него очень низкое образование, которое даже трудно назвать высшим (учёба на юриста в глубоко провинциальном экономическом институте – по-старому выражаясь, в торговом техникуме – где преподавал его отец, вряд ли занимала много его времени, ведь на первом месте была игра в КВН, да и по профессии поработать потом не пришлось). У него нет опыта даже в муниципальном управлении, нет необходимых знаний и компетенций. Его подход к выполнению президентских обязанностей, который он уже успел ярко продемонстрировать, можно назвать наивно-административным: он заключается грубых окриках, командном тоне, публичных оскорблениях подчинённых (да и не только подчинённых), угрозах, увольнениях во время собраний и т.п. Так ведёт себя очень слабый неопытный управленец, которому по блату досталась большая должность. Сакраментальный вопрос задал Зеленскому директор Николаевского аэропорта: «Вы хотите нам помочь, или нас построить тут всех?», – и примерно этим же вопросом сейчас задаются многие чиновники Украины. Проблема в том, что помогать он не может, так как для этого нужно глубоко разобраться в вопросе, для чего у него нет ни знаний, ни опыта. Всё, что он может – это изображать из себя решительного управленца, разгоняющего «всех этих коррупционеров», – то, что очень нравится публике, и что у него в целом получается. Но это опять же роль президента, а не работа президентом. При таком президенте-актёре по идее нужен действительно грамотный и опытный премьер, однако такого, судя по всему, в рядах партии «Слуга народа» найти будет трудно.

Но пока что Украина празднует объединение страны – впервые так основательно сломлена столь привычная электоральная география, делящая её на Восток и Запад. Однако надо заметить, что большая часть Украины объединилась не в позитивном выборе общего курса, а именно в протестном голосовании, в общем запросе на новые лица. При этом фильм «Слуга народа» с его решительно русскоязычным президентом больше соответствует вкусу именно юго-восточного электората, чем западного. За результатом этих выборов можно увидеть катастрофическое поражение Евромайдана – все его «герои» в новый парламент не прошли, а основывавшиеся на нём политические элиты убраны на обочину государственной жизни. Симптоматично, что к власти пришёл человек, вообще на Майдане не бывший и даже открыто его не поддерживавший. И для общественных настроений может это был бы и правильный вывод. Вот только для всей государственной системы – нет. Наоборот, Евромайдан утвердился, сменив лица на новые, но полностью сохранив свои завоевания и основанный на них курс. А русскоязычное население впервые перестало представлять собой хоть сколько-нибудь значимую политическую силу.

Надежды на то, что Зеленский и «Слуга народа» будут защищать русский язык, довольно быстро развеются. Новый президент в этом плане уже не похож на своего героя из фильма. В сериале не было фактора свободной безнаказанной деятельности национал-радикальных вооружённых формирований. А в жизни он есть, и Зеленский с ним вынужден считаться. Государство как потеряло монополию на насилие зимой 2013-2014 г., так её себе и не вернуло. Зато радикалы с тех пор многократно размножились, вооружились, получили опыт боевых действий, приобрели идейную подкованность и ощущение своей полной правоты и абсолютной безнаказанности. Они стали важнейшей силой, с которой вынуждены считаться все уровни государственной власти. И главное, они – хозяева дискурса, и именно они решают, кто здесь предатель, а кто патриот. Мизерный результат радикально-националистических организаций на выборах не должен смущать – они и не собираются действовать демократическим путём, у них другая идеология и другие методы. К мнению большинства они относятся с презрением, и опыт участия в украинской политике им многократно подтверждал обоснованность такого настроя. Если Зеленский посмеет пойти поперёк их требованиям по дальнейшему проведению радикальной украинизации, они сметут его, и органы правопорядка им не помешают. Собственно, вся политическая стратегия этих движений основана на подготовке к этому моменту, когда слабого президента можно будет обвинить в предательстве нации.

Примечательно, что «Слуга народа» проиграла выборы на подконтрольной территории Донбасса. Это результат вполне обоснованного разочарования местного населения в перспективе разрешения конфликта при Зеленском. Однако результат победившей здесь «Оппозиционной платформы – За жизнь» в целом безрадостный. Эта наследница «Партии регионов» по идее претендовала на весь Юго-Восток, однако помимо Донбасса везде уступила «Слуге народа». Результат в 13% партии, ориентирующейся на электорат русскоязычного населения и получившей огромную публичную поддержку из России, является откровенно постыдным. Политическая сила, известная в украинском обществе в качестве «пророссийской», сохранила своё представительство в парламенте, однако окончательно стала маргинальной. Она оказалась в числе тех старых лиц, против которых голосовало (и не голосовало) большинство граждан Украины. И по идее такой результат должен стать поводом для пересмотра самого характера «ппророссийских сил» на Украине.

Во-первых, конечно, нужно соответствовать запросу, а значит такая партия должна состоять не из представителей старой номенклатуры и олигархата. Но это вопрос скорее политтехнологический, а основная проблема в содержательном поле. Сам формат партии, претендующей на голоса главным образом юго-восточного русскоязычного населения, однако выступающей от лица всего украинского народа, является неадекватным и обречённым на неуспех. Такая партия сама себя отделяет от своего избирателя и по идентичности, и по интересам. Её главный мессидж – изменение геополитической ориентации, однако это слишком общие материи для реальных избирателей. При этом в её программе не сказано ни слова о защите и статусе русского языка. Вместо такой политической силы, всё более похожей на политическую слабость, должна появиться новая, чья открыто заявленная цель была бы связана с выражением интересов и идентичности именно русскоязычной части граждан Украины, а не всего «украинского народа». Пока общеукраинский патриотизм и полёты в геополитических высотах не будут заменены на открытую борьбу за права «своей» части граждан, Юго-Восток будет всё меньше чувствовать в подобных партиях своих представителей.

Произошедшая встряска украинской политической жизни несёт с собой большие риски и угрозы, однако всё же стоит в ней видеть и некоторые шансы. Граждане Украины проголосовали за Зеленского и «Слугу народа», исходя из вполне русского «авось», то есть в надежде, что вдруг у этих хоть что-то получится. У тех-то совсем не получалось. И полностью отрицать такую возможность, действительно, нельзя. Равно как и не видеть шансы на то, что наконец-то произойдут позитивные структурные перемены в т.н. «пророссийском», то есть русскоязычном политическом поле Украины.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter