Между народами. Часть 8. Циклы еврейской истории.

Историческая жизнь еврейского народа циклична. Так же, как историческая жизнь другого древнего и успешного народа – китайцев. Только исторические циклы еврейского народа несколько длиннее. И, начиная с эпохи эллинизма, привязаны к историческим циклам европейской цивилизации.

    Чрезмерно успешное общество, долгое время идущее от победы к победе, постепенно теряет необходимые для выживания качества. Оно деградирует и гибнет. Народ, становящийся совершенно неуспешным, чаще всего так же исчезает с лица земли.

   Другое дело – циклическое развитие. Оно помогает избегнуть обеих крайностей и сделать народ долгоживущим. При этом циклическое развитие – весьма жесткий процесс. В результате него иногда гибнут миллионы. Но при этом активизируются механизмы самоорганизации этноса, укрепляются социальные институты, необходимые для выживания. При этом есть и достижения, питающие национальную гордость и положительную идентичность.

   Первый цикл начался с завершения расселения древних евреев на территории Израиля. Создания достаточно сильных еврейских государств. Присоединения к еврейскому народу громадного числа местных аборигенов – ханаанеев. Очень сильно повлиявших на самих евреев. После этого последовал разгром еврейских государств Ассирией и Вавилоном, Вавилонское пленение евреев. Огромное их количество было уничтожено либо ассимилировано. Уцелевшие евреи в плену и в послепленный период значительно укрепили свою национальную религии – иудаизм. И вместе с ним – этнические границы, отделяющие их от других народов. Появился феномен еврейской диаспоры, живущей вне Израиля.

    Следующий цикл начался с появления нового еврейского государства Хасмонеев. При них еврейская государственность укрепилась, некоторые народы были завоёваны и обращены в иудаизм. Например, идумеи. Одновременно на евреев сильнейшее воздействие оказал эллинизм. Появилась масса грекоязычных и гречески образованных евреев. Очень многие евреи жили в диаспоре. Сама диаспора нередко была богата и влиятельна. Еврейский образ жизни и религия так же приобрели популярность. Представители разных народов или принимали иудаизм, или чаще становились некими «околоиудеями», т.н. «чтящими Бога». Большое значение тут играли мощные сетевые связи и взаимная поддержка разных еврейских общин друг другу. А так же отличная самоорганизация внутри общин.

    Откуда специфическая способность евреев создавать вокруг себя «околоеврейскую» среду? Ответить на этот вопрос не так легко. Возможно, дело в том, что одним из источников формирования древнееврейского этноса были так называемые хапиру. Изгнанники из среды кочевых и полукочевых семитских племён. Типологически очень похожие на самых ранних казаков. В особенности – тюркских. Например, и для тех, и для других были характерны такие виды деятельности, как военное наёмничество, работа по найму. Хотя о хапиру мы знаем явно недостаточно.

    В рамках общностей хапиру представители неродственных племён могли вступать друг с другом в весьма тесные отношения. Например, искусственного родства. И объединять их могло, например, поклонение некоему божеству. Т.е., можно сказать, некая идея.

     Кульминация цикла пришлась на появление христианства и разрушение римлянами Второго храма. В ходе борьбы с Римом громадное количество евреев погибло. Ещё большее число вынуждено было покинуть историческую родину. Христианство очень быстро эмансипировалось от иудаизма. И стало с ним очень активно и эффективно соперничать. Большая часть «околоиудейской» среды оказалась в рядах христиан. Так же как и очень многие из этнических евреев. Впоследствии очень многие евреи становились адептами мировых религий, «находящихся у власти». Как то христианство после признания его мировой религией Римской империи. А так же ислам после арабских завоеваний.

Произошло новое «сжатие» еврейского народа, сопровождающееся новым витком развития иудаизма и укреплением этнических границ. Появился Талмуд. Талмуд и талмудические установления можно назвать классическим примером целенаправленного проведения этнических границ. Во многом так, как этот описывает классик этнологии Ф. Барт. Из достаточно однородного населения тогдашнего Ближнего Востока, где были распространены общеизвестные языки, виды экономической и общественной деятельности, сходные религиозно-идеологические устремления талмудические предписания вновь резко выделяют евреев.

    Они были резко и специфически маркированы путём многочисленных предписаний, серьёзно влияющих на повседневную жизнь. Причём у этих предписаний был свой круг авторов – талмудических мудрецов. Далеко не всегда анонимных.

   Сам Талмуд – книга написанная не для посторонних. Порой кажется, что она сделана намеренно менее привлекательной для неевреев. Перед глазами мудрецов был пример корпуса текстов, позднее ставшего христианским Ветхим Заветом. Захватывающая эпопея патриархов, «викингская сага» о царе Давиде, глубоко экзистенциальные тексты пророков… Всё это оказалось чрезмерно привлекательным. И привело, в числе прочих обстоятельств, к размыванию этнической границы евреев. Которую талмудические мудрецы старательно восстанавливали.

    В течение средних веков имели место многочисленные пертурбации. И изгнания евреев из некоторых стран, и их господство в Хазарском каганате.  Однако коренным образом они ситуацию не меняли. Евреи оставались стабильной, замкнутой и закрытой общностью. Опять таки, определённое исключение представляла из себя мавританская Испания.

   С развитием европейского капитализма и модерна начался новый цикл еврейской истории. Весьма идентичный античному. Так же, как сами процессы в европейском обществе были сходными с аналогичными в период античности.

Трудно вместе с Вернером Зомбартом переоценивать значение евреев, наряду с некоторыми другими этническими группами, активно занимавшихся предпринимательством, в появлении европейского капитализма. На востоке была масса таких же этнических групп. Армяне – в торговых городах Ирина. Парсы – в портах западного побережья Индии. Китайцы – в крупнейших городах Юго-Восточной Азии. Только вот никакого капитализма в этих регионах не возникло. Несмотря на значительные экономические успехи.

   Евреи сыграли значительно большую роль в более поздний период. В период распада традиционных сословий, коллективов выживания, подготовки и проведения некоторых европейских революций. Когда появилась масса европейски образованных и воспитанных евреев. Подобных эллинизированным евреям античности.

    В течении XIX – XXI веков не прекращается крайне бурный спор о роли евреев в тот период. Кто-то называл и называет это борьбой за неотъемлемые права и средоточием всего самого лучшего. Другие называют это грязным и подлым заговором с целью захвата власти.

    Наблюдение за этим спором  меня жестоко утомило. Замечу только, что в той или иной степени европеизированные евреи, нередко активные либералы или социалисты, притягивали к себе людей, желающих иметь дополнительную поддержку в быстро меняющемся обществе. Это были самые разные люди. Они покровительствовали евреям и евреи покровительствовали им. Среди них встречались беспринципные карьеристы и авантюристы. Встречались гонимые поэты. И менее экзотические личности разных чинов и званий. Которые в той или иной степени оторвались от старых сословий и коллективов выживания. Но, пустившись в «свободное плавание», продолжали нуждаться в некоей силе, имеющей развитые навыки самоорганизации, создания «своей» социальной среды. Тем более, что эти люди прекрасно знали их язык инее были слишком далеки от них по культуре.

    Евреи опять резко европеизировались и появилась обширная «околоеврейская» среда. На этот раз – подчёркнуто светская. Состоящая из либералов и левых. На этот раз евреи связали свою судьбу с наиболее перспективными, динамичными и успешными силами западного модерна и постмодерна. И потому успех был гораздо более грандиозным, чем в период античности. Евреи получили возможность влиять на значительный сегмент мировой политики, экономики, культуры. Было создано процветающее и сильное государство Израиль.  Соответственно, и противодействие было сильнее. Несколько миллионов евреев (сколько – общего мнения нет) погибло во время холокоста.

    Однако кое в чём окружение светских европейских либералов и левых оказалось гораздо опаснее и вреднее христианского окружения.

Христиане стояли на позициях коллективизма, традиционализма, семейных ценностей, чёткого деления людей на своих и чужих. Эти принципы гармонировали с общими установками «культуры выживания». И, соответственно, со многими еврейскими ценностями. Окружение из полноценных христиан, несмотря на опасность нередких конфликтов, способствовало сохранению еврейских ценностей, этнических границ и идентичности.

   Околоеврейское окружение из либералов и левых, основывающееся на принципах стирания этнических и культурных границ, немало способствовало еврейской ассимиляции, утрате евреями многих этнических признаков, вступлению в смешанные браки, утрате самой национальной идентичности.

    Но эта не единственная опасность, которая угрожает евреям от их «лучших друзей». В своё время они создали для евреев среду наибольшего благоприятствования. Которую они же теперь не менее успешно уничтожают. Толерантные европейцы в западных странах постепенно заменяются на выходцев с Юга и Востока. Которые не слишком толерантны и, в лучшем случае не питают к евреям ни малейшего пиетета. А очень часто это откровенно антисемитски настроенные радикальные мусульмане. Последние уже превратились в объект первостепенной защиты и поддержки со стороны «еврейских друзей».

   «Официальное юдофильство» всё ещё демонстрируется. Например, поддерживается «культ» жертв холокоста. Однако на практике как европейские, так и заокеанские политики, как раз из тех же левых и либеральных кругов всё более негативно относятся к Израилю. И стремятся всё больше делать ставку на мусульман.

   Между евреями и, условно говоря, «либералами» нарастает неприязнь. Обе силы получили от долговременного союза по максимуму. А национальные ценности евреев, сохраняющих еврейство, и западных элитарных кругов диаметрально различны. Разрыв проходит по линии приверженности первых «культуре выживания».А вторых – поздней, вырождающейся «культуре достижения». При этом многие влиятельные и образованные евреи в большей степени интегрированы именно в этот безнациональный эстеблишмент. Чем собственно в еврейство. И если еврейство не будет способствовать сохранению их социального статуса, они от него откажутся. Возьмут, например, и примут ислам.

    В самом Израиле идут процессы, призванные превратить национальное модерное государство евреев в постмодернистское безнациональное. Развивается гей-движение, в том числе среди религиозных евреев. Развивается феминизм и интренационализм. Характерный представитель которого – профессор Шломо Занд. Убеждённый этнофоб, противник любой этнической идентичности, он призывает заменить еврейскую национальную идентичность на израильскую гражданскую.

    В то же время в Израиле растёт влияние консерваторов и религиозных ортодоксов. Они так же укрепляют свои позиции. В той же системе образования. Растёт и их общая численность благодаря многодетности. Рост влияния  ортодоксов объясняется и необходимостью этнокультурной мобилизации перед лицом угрозы радикального ислама. Но при этом укрепляются и внутриэтнические границы между светскими и религиозными евреями. Таким образом, ликвидация израильского национального модерного государства происходит в сразу в двух плоскостях: постмодернистской и неофеодальной. Это напоминает отнюдь не Европу. А современную ситуацию в другой стране древнейшей цивилизации – Индии.

   Понятно, что евреи вряд ли сами откажутся от союза с либералами и левыми. Сами они в массе не пойдут на резкое обострение. Еврейство слишком зависит от либералов. Особенно самое богатое и образованное. Всё будет идти своим чередом до тех пор, пока «друзья» не займут однозначную и агрессивную антиеврейскую позицию. Так же, как русские не откажутся от «ымперии», пока та сама не развалится…

   Зависимость современных евреев от международного лево - либерального пула сродни зависимости современных русских от русского же государства. Созданная давно «защитная оболочка» принесла немало пользы. Но теперь стала вредить, превратившись в свою противоположность. Так, русское государство было создано для защиты от агрессии с Юга и Востока. А теперь само является проводником этой агрессии. Однако «отказаться от услуг» оболочки уже трудно. Она чрезмерно разрослась и усилилась за счёт содержимого. Отчасти это содержимое заменило и стало выполнять массу ранее не свойственных ему функций. Государство подменило систему жизнеобеспечения русских, лево - либеральный пул подменил систему еврейской самоорганизации. Хотя во втором случае - и не полностью.

Еврейская история представляет из себя циклы, начинающиеся с укрепления и роста еврейства, в том числе и через прозелитизм. Появляется достаточно сильное еврейское государство. Этнические границы еврейского народа становятся менее строгими. Вокруг евреев образуется этническая периферия, состоящая из неевреев, так или иначе связанных с евреями. Потом эта периферия и значительная часть еврейства отпадает от еврейского народа. Вновь укрепляются этнические границы, и иудаизм делает новый виток развития. И после этого ситуация долгое время относительно стабильная до начала следующего всплеска активности. Последние два цикла, античный и современный, совпадают со взлётами западного модерна и постмодерна.

   Во второй половине XX века евреями была пройдена высшая точка успешности очередного цикла. Теперь начинается спуск вниз…

    Несомненно, при крушении общества постмодерна евреям придётся сильно ужаться. Их может просто-напросто стать в несколько раз меньше. Если не вообще очень мало. Будет потеряны социальный вес и влияние. Но у евреев всё же больше шансов уцелеть как этнос, чем у многих западных народов. Благодаря разветвлённому этноконфессиональному комплексу иудаизма. А так же наличию сравнительно большого количества национально мыслящих людей. Особенно в самом Израиле.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter