Осторожно, вас предупреждают

ОТ РЕДАКЦИИ. Разумеется, «Иван Петров» — редакционный псевдоним. Мы сами не знаем, кто за ним скрывается. Разговор состоялся по телефону, который нам дали друзья из редакции газеты «Спецназ России». Известно, что человек, с которым мы беседовали, в настоящее время не является действующим сотрудником.

Многое из того, что сказано, может показаться странным и неприятным, в том числе и нам. Тем не менее, эта точка зрения заслуживает того, чтобы к ней прислушаться.

 

Террористический акт является актом насильственной коммуникации. Есть предложения, от которых невозможно отказаться – а есть сообщения, которые нельзя пропустить мимо ушей.

Террористическое сообщение имеет двух адресатов: общество и власть. Эти сообщения разные, и террористы предпринимают усилия, чтобы они не смешивались. Поэтому, в частности, официальные требования террористов часто выглядят нелепыми, невыполнимыми или вообще не выдвигаются. Настоящая информация поступает к властям по другим каналам — как правило, не прямым. Никто не будет пересылать файл с записью на Лубянку: так не делают. Но, например, какой-нибудь уважаемый эксперт может посоветовать человеку в погонах пообщаться на данную тему с таким-то уважаемым на юге России человеком. Который, разумеется, никак не связан с террористами, но как бы имеет представление, чем люди недовольны… Реальные требования обычно не касаются идеологии или политики, а связаны с кадровым вопросом. Иными словами, можно убивать людей, чтобы снять какого-нибудь чиновника на Кавказе. Или где-нибудь ещё.

Тем не менее, некоторые предположения сделать можно, по характеру теракта. Данный теракт был предупредительным. Об этом говорит незначительное количество трупов и разрушений. Теми же средствами можно было вынести в пять-шесть раз больше людей и вызвать настоящую панику. Власти передают сигнал: мы могли бы положить больше народу, но не хотим, мы просто демонстрируем силу, давайте говорить. Наверное, кто-то с кем-то уже говорит.

Рассуждения о психологии шахидов бессмысленны. Конечно, есть идейные. Но вообще-то в шахида или шахидку можно превратить кого угодно, технология отработана палестинцами и сейчас применяется повсеместно, это работа психологов и использование определённых препаратов. Но можно и проще. Человека попросили перевезти груз, груз по дороге взрывается. Можно использовать мобильник, но вообще-то достаточно простого химического взрывателя. На самом деле я упрощаю, но это близко к истине.

Никакие меры против террора не являются достаточными. Более того, самые эффективные меры будут вызывать огромное противодействие общества, из-за их неудобства и резкого снижения эффективности пользования теми системами, которые они обязаны защищать. Вы представляете себе поголовный досмотр всех, кто входит в метро? И я не представляю.

Даже знание о том, что теракт будет, ни от чего не гарантирует. Я, например, допускаю (не уверен, допускаю), что какая-то информация о готовящихся неприятностях в метро была. Я сам передвигаюсь на метро, когда спешу, и за день до теракта видел на многих станциях тройки милиционеров, работавшие по пассажиропотоку. Разумеется, это могло быть связано и с другими обстоятельствами, теперь это узнать не представляется возможным. Но, допустим даже, они что-то знали. Это ничего не изменило.

Наше население абсолютно не готово к террористическим актам. Способность защищать собственную жизнь у нации на нуле. Мы даже не овцы, мы овощи, нас можно кухонным ножом резать.

Например, у нас никто не знает, что делать, если что-то случается. Максимум, на что способен наш человек – до посинения набирать «02» или «03» (более точных телефонов он тоже не знает, да и неоткуда). Для сравнения: на Западе любой человек, работающий с людьми и отвечающий за них (например, школьный учитель или администратор в отеле) обязан знать, что делать в случае стихийных бедствий, катастроф, и, в том числе, нападений вооружённых людей. Они имеют в том числе и военную подготовку. Фактически они подготовлены на уровне командиров среднего звена. Но главное — они умеют обращаться с толпой. Учительница, например, обязана уметь вывести детей из горящего здания, а для этого нужно их организовать, успокоить и так далее. Нашу тетёху саму бы кто-нибудь спас… Но, поймите, там и дети тоже другие. В Америке четыре миллиона одних скаутов, это даёт серьёзную подготовку. Но главное — все западные дети имеют опыт командных действий, хотя бы в рамках спортивных команд или самодеятельных оркестров. Это кажется ерундой, но реально очень меняет поведение. Они не овощи, они хотя бы овцы, их можно куда-то вести, заставить бежать в одну сторону. Мы этого не умеем, и у нас нет людей, которые умеют.

По поводу «дома надо сидеть». Как хотите, а это разумный совет. Конечно, не нужно отсиживаться по схронам и бояться ходить в магазин. Но некоторые меры безопасности стоит соблюдать в любом случае. Особенно избегайте толпы, особенно когда в ней много людей азиатской внешности. Дело не в расизме. Просто у русских хотя бы остались следы культуры, например, мы не так быстро впадаем в слепую панику, у нас не принято громко кричать, накручивать страх, топтать упавших, и так далее. Люди иной культурной традиции агрессивны и пугливы одновременно, если что — они будут кричать, бегать, спасаться сами и спасать своё имущество, не обращая внимания, что у них под ногами. А под ногами у них можете оказаться вы. Но вообще лучше избегать любых скоплений людей, в наших условиях это самое правильное.

Когда вы тут пишете, что власть использует теракты для того, чтобы запугать народ и начать какие-то репрессии против оппозиции, это можно понять так, что она сама что-то там взорвала. Это удобная версия для дураков, которые любят поговорить о злых кознях начальства, но на самом деле, конечно, это не так. Нет, бывают ситуации, когда власть будет делать всё, что угодно, но чтобы просто кому-то что-то запретить, это проще сделать обычными методами. Зачем запугивать морковку? А мы от морковки не очень отличаемся. Завтра всю эту оппозицию пересажают, шелупонь всю эту, и никто не почешется, только послушнее будут. Но власть обязана отрабатывать любую ситуацию, в том числе и террористическую, в том числе в таком плане, что теракт — это повод для закрутки гаек. Это делается всегда и в любой стране, потому что закручивание гаек (то есть повышение управляемости) является стратегической задачей любой власти. Жаловаться на это так же глупо, как на дождь и ветер. Умные люди просто надевают пальто и не ходят по улицам, когда идёт буран.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram