Долговые ямы

Тема государственных инвестиций, развернутая в моем предыдущем материале, вполне логично привела к необходимости рассмотрения текущего положения с внешним долгом России. Как известно, нефтяные излишки будут расходоваться только на погашение внешних долгов. Тогда что это за долги такие, раз обязательства по ним не позволяют высшим чиновникам задумываться о родной экономике? Возьмем за основу гипотезу о том, что нынешнее руководство страны и его консультанты не в состоянии эффективно влиять на экономику, и попытаемся подтвердить это суждение неприкасаемым стабфондом да отсутствием масштабных бюджетных инвестиций. Получится «хорошо, но мало». Должны быть другие аргументы и доказательства данного утверждения.

История

Внешний долг означает общую задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Государственный внешний долг отражает задолженность органов федерального и регионального управления правительствам, международным и частным иностранным банкам. Совокупный внешний долг включает государственные долги и обязательства органов денежно-кредитного регулирования (в нашем случае ЦБ РФ), коммерческих банков, а также нефинансовых предприятий. По внешнему долгу обычно расплачиваются валютой, товарами или услугами, которые в свою очередь отражаются в платежном балансе.

До Первой мировой войны Россия по объему внешнего долга занимала первое место в мире, а по общей сумме государственного долга — второе после Франции. В 1917 г. госдолг России составлял 14,9 млрд. рублей. До 1983 г. внешний долг России (доля России в обязательствах СССР) не превышал 5 млрд. долларов. В 1984 г. после падения нефтяных цен произошел резкий скачок задолженности — СССР занял более 15 млрд. долларов (5% тогдашнего ВВП). В 1986 г. объем внешних заимствований превысил 30 млрд. долларов, а к 1989 г. внешний долг достиг 50 млрд. или почти 10% тогдашнего ВВП. Еще 30 млрд. долларов «стрельнули» в 1989–1991 годах. Есть устойчивая версия, что Запад, предоставляя СССР и России кредиты, оплачивал, таким образом, вывод войск из ГДР, Кубы, Афганистана, поддержку резолюций Совбеза ООН о введении санкций в отношении Ирака и Ливии, заключение Договоров СНВ-1 и СНВ-2, а также отказ от поддержки антиамериканского движения в Латинской Америке.

К концу 1991 года внешний долг СССР составлял 93 млрд. долларов, что было закреплено 28 октября 1991 г. в Меморандуме «О взаимопонимании относительно долга иностранным кредиторам СССР», которым 12 бывших союзных республик (кроме Прибалтийских) взяли на себя солидарную ответственность за советский долг. Договор о правопреемстве внешнего долга и активов СССР был подписан бывшими союзными республиками 4 декабря 1991 г. Каждое из вновь образованных государств должно было нести свою долю ответственности, также иметь соответствующую долю в активах бывшего СССР. К Российской Федерации тогда перешло 61,3 % задолженности, то есть 57 млрд. долларов.

2 апреля 1993 года правительство Российской Федерации взяло на себя все внешние долговые обязательства бывших советских республик взамен на их отказ от доли в зарубежных активах СССР — весь государственный внешний долг бывшего СССР в размере 93,3 млрд. долларов (вместе с процентами — 96,6 млрд. долларов) перешел к России. К концу 1993 года, «благодаря» новым займам, долговые обязательства России составили уже более 110 млрд. долларов.

Долг СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 г. составлял 37,6 млрд. долларов. Напомню, что Парижский клуб кредиторов (ПКК) — объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 г. для урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам. Руководство страны в лице Ельцина, Черномырдина, Лившица, Ясина и других товарищей всеми силами стремилось войти в этот Клуб, что в 1997 г. и случилось.

Но прежде, в апреле 1996 года, правительство РФ подписало Меморандум об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами — членами ПКК. Долги перед ПКК были признаны полностью, активы или долги бывшего СССР, которыми владела Россия, — наполовину. В сентябре 1997 года в Гонконге первый вице-премьер России Чубайс подписал «Меморандум о взаимопонимании», которым определялись условия присоединения России к ПКК. Чубайс от имени России добровольно отказался от половины кредитов, выданных в виде денег или товаров бывшим СССР. В результате, страна потеряла 60 млрд. долларов.

Однако это еще не все. Вступив в Клуб, правительство России взяло на себя обязательства обслуживать реструктурированный долг по ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат. Советскому Союзу США, Франция и другие страны предоставляли займы по ставке 1,5 — 2% годовых. Другим условием стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. Наконец, условием вступления стала невозможность ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга. Это ограничение автоматически обязало страну выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года. Несмотря на все прилагаемые усилия, на 1 января 2006 г. долг России Парижскому клубу составил 22,2 млрд. долларов.

Существует и другой клуб кредиторов, которому в конце 1991 года мы были должны 32,3 млрд. долларов. Речь идет о Лондонском клубе кредиторов (ЛКК) — международном объединении частных коммерческих банков, созданном в конце 1970-х годов для решения проблем, возникших из-за неспособности стран обслуживать внешнюю задолженность. ЛКК решает вопросы задолженностей перед частными банками, кредиты которых не обеспечены государственными гарантиями и не застрахованы. В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран мира.

Из 600 коммерческих банков, входящих в ЛКК, 430 банков так или иначе имеют претензии к России. Для работы с нашей страной был даже образован специальный Банковский консультативный комитет с председателем Deutsche Bank AG. На 1 января 2006 года Россия должна Лондонскому клубу 19 млрд. долларов.

Есть еще несколько интересных фактов.

1. Книга учета и регистрации внешних обязательств СССР находится не в Министерстве финансов Российской Федерации, а у немецкой консультационной фирмы Warburg Dilon Read.

2. Не проведена инвентаризация и не установлена юридическая достоверность всех включенных в суммарный внешний долг бывшего СССР договоров и финансовых соглашений, подписанных до 1 января 1992 года Правительством СССР.

3. Все правовые акты в 1992–2000 гг. от имени Российской Федерации подписывались Правительством без требуемого законодательного одобрения, оформлялись в виде заявлений, меморандумов и других юридических документов, не соответствующих важности решений.

Таковы итоги управления внешним долгом в 1990-х.

Современный внешний долг и платежный баланс России

Посмотрим на динамику внешнего долга за последние пять лет. Кроме долгов Парижскому и Лондонскому Клубам Россия должна странам, не вошедшим в ПКК, по коммерческой задолженности, ЕБРР и другим финансовым структурам, по еврооблигационным займам, по другим ценным бумагам. Не отстают ЦБ, коммерческие банки и корпорации.

Таблица 1. Динамика российского внешнего долга в 2000-2005 гг. (млрд. долл.)

Должники

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Органы госуправления, в том числе

116,7

103,0

96,8

98,2

97,4

71,4

новый российский долг

49,7

41,0

39,8

38,6

39,6

35,6

долг СССР

65,8

61,0

55,9

58,3

56,1

34,5

Органы денежного регулирования

11,9

8,1

7,5

7,8

8,2

11,0

Банки

9,0

11,3

14,2

24,9

32,5

50,2

Нефинансовые предприятия

22,4

23,9

33,8

55,1

76,4

126,0

ВСЕГО

159,9

146,3

152,3

186,0

214,5

258,6

Источник: Банк России.

Что можно сказать?

Во-первых, государственный внешний долг сокращается. С 2000 года он уменьшился на 29% или на 45 млрд. долларов до 28% от всего внешнего долга. Однако положительная динамика присуща лишь долгам бывшего СССР. Так, за прошлый год долг бывшего СССР уменьшился почти на 40%, а долг России — только на 10%. Объяснений может быть несколько: подошедшие сроки погашения советских долгов, особые неизвестные нам условия предоставления займов России, заинтересованность определенных внутренних и внешних центров влияния в сохранении тенденции приоритетного погашения долгов Советского Союза. Точных ответов мы не найдем — «закрытая» информация.

Во-вторых, на фоне положительной динамики государственного долга мы видим стремительно растущий объем западных займов банковского сектора. С банками пусть разбирается ЦБ, есть нормативы и отчетность. В конце концов, денежная масса с 2000 года увеличилась более чем в 5 раз, а курс доллара практически не изменился (на 1 января 2001 года он составлял 28,16 рублей за доллар, на 1 января 2006 года — 28,78 рублей). Так что активы российского банковского сектора увеличивались как раз пропорционально росту внешних заимствований.

В-третьих, должен насторожить галопирующий рост заимствований не связанных с финансовым сектором предприятий в западных банках и компаниях: за период 2000–2005 годов долги российских корпораций западным кредиторам выросли в 5,6 раз! Неужели на столько же выросли активы предприятий? Конечно же, нет — активы взаимосвязаны с ВВП, а его рост таков: в 2000 году ВВП составил 7306 млрд. рублей, в 2005 году — 21598 млрд. То есть ВВП вырос менее чем в 3 раза, а сумма кредитов — в 5,6! При этом совсем не весь рост обязательно проявляется в увеличении активов, которые можно заложить. Росла реализация нефти и газа, росли услуги, возрастала денежная масса, а с нею цены.

Чем можно объяснить такую ловкость российских предпринимателей? Причин опять же несколько. Ни для кого не секрет, что основными должниками перед Западом являются российские сырьевые гиганты. Они кредитовались под гарантии будущих поставок и возросшую капитализацию их акций. Ушлые производственники могли предоставить один и тот же залог в нескольких кредитных организациях (такая схема залогового обеспечения до сих пор встречается на российских банковских просторах, а десять лет назад она была практически повсеместной). Родным государством российским корпорациям могли быть выданы гарантийные бумаги, под которые они и получили кредиты. Наконец, сами предприятия эмитировали долговые обязательства.

За последние годы Россия простила долгов на 40 млрд. долларов, в том числе Монголии (10 млрд.), Вьетнаму (9млрд.), Ираку (8 млрд.), Эфиопии (4 млрд.). Что мы получили взамен кроме обещаний и хорошего расположения — непонятно. Но есть еще более 30 млрд. долларов долгов, с которыми тоже надо что-то делать. Самые крупные оставшиеся должники — Куба (16 млрд. долларов), Алжир и Сирия (по 3,5 млрд.). Вьетнам после прощения остался должен 1,7 млрд., а Ирак — еще 1 млрд. Из стран СНГ наибольшие долги у Украины (1,6 млрд. долларов) и Узбекистана (654 млн. долларов).

Приведенные выше выводы не новы, гораздо интереснее рассмотреть структуру экспорта, импорта, а более широко — платежного баланса.

Платежный баланс — это соотношение всех фактических денежных платежей страны за границу и поступлений из-за рубежа. Сделаем краткую сверку платежного баланса России за период 2000–2005 годов в части экспорта и импорта товаров и услуг. Нас будут также интересовать «чистые ошибки и пропуски» — сумма, возникающая вследствие разницы в методологиях подсчета ФТС и Центробанка. На практике это означает, что из-за разных методик в стране ежегодно испаряются миллиарды долларов.

Знак « — » означает, что к нам пришло больше, чем отправили мы.

Таблица 2. Платежный баланс России за 2000-2005 гг. (в млрд. долл.)

Основные агрегаты

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Торговый баланс

60,2

48,1

46,3

59,9

85,8

118,3

Экспорт, в том числе

105,0

101,9

107,3

135,9

183,2

243,6

сырая нефть

25,3

25,0

29,1

39,7

59,0

83,4

нефтепродукты

10,9

9,4

11,3

14,1

19,3

33,8

природный газ

16,6

17,8

15,9

20,0

21,9

31,7

прочие

52,2

49,8

51,0

62,2

83,0

94,7

Импорт

-44,8

-53,8

-61,0

-76,1

-97,4

-125,3

Баланс услуг

-6,7

-9,1

-9,9

-10,9

-13,4

-14,7

Чистые ошибки и пропуски

-9,7

-10,0

-6,5

-9,7

-6,3

-11,9

Источник: Банк России.

Экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа вырос почти в 3 раза с 53 млрд. долларов в 2000 году до 149 млрд. долларов в 2005-м. Для сравнения — в кризисном 1998 году экспорт сырья составил всего 28 млрд. долларов. Суммарный экспорт за прошлый год составил почти 244 млрд. долларов, из которых на долю минеральных продуктов приходится 65% (в 2000 году — 54%).

С 2000 года импорт вырос с 45 до 125 млрд. долларов, из которых на долю машин оборудования и, что немаловажно, автомобилей пришлось 55 млрд. долларов. Еще одна важная составляющая импорта — продовольствие. В 2000 году его ввезено на 10 млрд. долларов, а в 2005-м — уже на 22,5 млрд. долларов. И это при победных реляциях Минсельхоза о рекордных урожаях последних лет! Вот вам наглядные подтверждения провалов экономического курса: в стране умирают производства самых необходимых товаров и услуг, однако с каждым годом Россия все больше и больше развивает зарубежную экономику и сельское хозяйство. Динамика импорта последних лет — лучшее тому подтверждение. Никаких сомнений нет и в том, что данная тенденция сохранится в 2006 году.

Импорт товаров в Россию возрос за 2005 год почти на 29%. А теперь представим себе, что 2006 году импорт будет расти такими же темпами, вспомним хотя бы заявление Грефа о том, что с инфляцией нужно бороться за счет импорта. Рост экспорта сырья будет незначительным, и связано это со снижением нефте- и газодобычи и с относительно стабильными ценами на рынке. Так вот, если исключить из российского внешнеторгового баланса поставки минерального сырья, через год возникнет дефицит, и страна окончательно сядет на нефтяную иглу.

Пикантность позе придает тот факт, что основным покупателем сырья выступает ЕС, которому однажды могут надоесть российские внешнеполитические и корпоративные экзерсисы. Кто кого должен бояться, если, по подсчетам Владислава Иноземцева, объем потребления нефти и газа в ЕС не превышает 4,7% ВВП, а в США — 6,2%? Российская экономика напротив потребляет больше газа, чем Япония, Великобритания, Германия, Франция и Италия вместе взятые (совокупный ВВП этих стран превосходит российский показатель почти в 13 раз).

Не дает покоя строка «чистые ошибки и пропуски», обозначающая расхождения центробанковской методики подсчета и данных, поступающих с таможни. Неужели расхождения столь велики, что составили почти 12 млрд. долларов? И если «ошибки и пропуски» оцениваются в миллиарды долларов на протяжении многих лет, разве нельзя было привести две методики к единому знаменателю? Зачем...

Иностранные инвестиции

При рассмотрении вопроса кому и сколько должны наши нефинансовые предприятия, составим еще одну табличку, в которой собраны данные об основных государствах-инвесторах.

Таблица 3. Основные страны-инвесторы в 2004–2005 гг. (млрд. долл.)

Страны

2004

2005

Всего инвестиций, из них

40,5

53,7

Люксембург

8,4

13,8

Нидерланды

5,1

9,0

Великобритания

7,0

8,6

Кипр

5,5

5,1

США

1,9

1,6

Франция

2,3

1,4

Виргинские о-ва

0,8

1,2

Источник: Росстат.

Главный вывод: в Россию инвестируют оффшоры. Чьи денежки из оффшоров приходят к нам? Правильно — большей частью наши, наших соотечественников, хотя стоит сказать, что Люксембург — крупный банковский центр. Другие страны вкладывают в Россию гораздо меньше, чем нас уверяют. В 2004–2005 годах из всех иностранных инвестиций прямые инвестиции, то есть инвестиции в основной капитал, а также средства от зарубежных совладельцев, составляли приблизительно 24% от всех инвестиций, портфельные инвестиции — около 1%, прочие инвестиции — 75%.

Сущность прочих инвестиций проста — в основном это кредиты, то есть средства, выданные под определенные цели, на определенный срок и на определенных условиях. Государственная статистика делит прочие инвестиции на торговые кредиты, то есть товары и услуги, полученные с отсрочкой платежа, и ссуды и займы корпораций. 20% всех прочих инвестиций составляют торговые кредиты, остальное — средства для финансовых организаций, типа тех же брокерских контор, и финансовые займы предприятиям.

Перспективы

Первый вывод, который приходит на ум — при нынешнем курсе на «укрепление рубля», необходимости «поддувать» фондовый рынок и неприкасаемости стабфонда с 2007 года Россия вновь начнет наращивать объем государственного внешнего долга. Имея 70 млрд. долларов в загашнике, страна вновь выйдет на финансовый рынок с протянутой рукой! Косвенно это подтвердил Кудрин, когда в феврале этого года завил, что в 2007–2009 гг. мы «стрельнем» еще 145 млрд. рублей или более 5 млрд. долларов.

Развивая мысль о возросшей капитализации, обсудим такую догадку — а что если постоянный «поддув» фондового рынка связан в том числе с залоговыми обязательствами российских гигантов? Уменьшится курсовая стоимость «голубых фишек» — у западных кредиторов неизбежно возникнет просьба или вернуть часть кредита до размеров новой стоимости залога, или предоставить другие залоговые обязательства.

Едем дальше. Общеизвестный факт — иностранные фондовые спекулянты пришли на российский фондовый рынок по трем причинам (кроме цены на нефть): из-за дешевых финансовых ресурсов, получаемых в Японии (долгое время ставка рефинансирования составляла там 0%), недооцененности российских ценных бумаг и повышения курса рубля по отношению к доллару. На сегодняшний день бесплатные японские деньги кончились (ставка рефинансирования повышена), ценные бумаги наших предприятий не то, чтобы оценены по достоинству, но даже переоценены, и остаются только постоянно растущий курс доллара, да сохраняющаяся высокая волатильность рынка.

Курс в свою очередь не может падать до бесконечности, потому что снизу его подпирают финансовые обязательства государства перед бюджетниками, пенсионерами и остальными гражданами страны по реализации нацпроектов, монетизации, индексации зарплат и пенсий, увеличению госрасходов и прочее. План по доходам и расходам бюджета сформирован в рублях, профицит бюджета предполагается также в рублях, наконец, стабфонд — и тот в рублях. Где взять столько рублей, если более половины доходов федерального бюджета составляют деньги от продажи сырья? Повысим курс доллара — уменьшится профицит и возникнет проблема изыскания дополнительных средств для финансирования тех же нацпроектов. На них, кстати, уже сегодня денег не хватает. А ведь еще есть планы по снижению налога на добычу полезных ископаемых и НДС.

Рано или поздно курс рубля достигнет максимальной точки роста, за которой — дефицит бюджета, задержки выплат пенсий и срыв планов по финансированию основных бюджетных статей расходов. Другими словами, у иностранных фондовых спекулянтов исчезнет последний стимул вкладывать деньги в наши ценные бумаги. Продолжая абсурдную линию поведения наших финансовых властей, скажу, что единственным выходом из приближающегося коллапса и последующего обвала становится стабилизационный фонд, вернее, та его часть, которая в бюджетном послании обозначена как «фонд будущих поколений».

Заметьте, что нигде и никто ни разу не сказал, что «фонд будущих поколений» можно размещать только в иностранных акциях. Нигде и никто, даже в бюджетном послании. Значит, очень скоро мы услышим о размещении этих денег в акциях российских корпораций, а каких — догадайтесь сами. На определенный период времени такие вливания, безусловно, «поддуют» фондовый рынок, вопрос — на какой период. Главных участников этой операции волнует более конкретный вопрос — хватит ли «воздуха» до 2008 года или даты ухода Путина с поста президента? Сколько их, главных? Почитайте недавний материал в «Новой газете». Вот вам и ответ на все догадки об инсайде. Не исключено, что «фонд будущих поколений» — такая же бесхитростная афера, как раздербанивание кредита МВФ накануне дефолта. Напомню, что выделенные МВФ 4,8 млрд. долларов до России так и не дошли, ими закрыли обязательства по ГКО некоторым западным финансовым институтам.

Еще более бесхитростной аферой становится само погашение долгов за счет средств стабфонда. Внешние долги — излюбленная тема Минфина последних пятнадцати лет, тут вам и «Миша — два процента, сидевший на потоке, и недавний скандал с минфиновским клерком Михайловым. О чем разговор? О том, что с долгами можно «играть» — продавать, обменивать, платить совсем не деньги, которые от нас ждут. Недавняя история с погашением Кудриным и компанией долга Кувейту — лишнее тому подтверждение. С кем договоришься — тому и заплатишь.

Долги нужно отдавать, а что делать, если рынок обвалится или с нефтью какая беда произойдет? Брать оставшиеся рубли и идти на биржу покупать баксы, благо, у Центробанка их в золотовалютных резервах пока вдоволь. По принятым в международной практике критериям сегодняшний объем золотовалютных резервов считается достаточным для обеспечения бескризисного состояния платежного баланса в среднесрочной перспективе. Показатель, характеризующий возможность финансирования за счет резервных активов импорта товаров и услуг, равняется 13,3 месяца. Если все будет также хорошо и спокойно, как сейчас.

Именно от экспорта зависит поступление валюты в страну, а значит и возможности по обслуживанию внешнего долга. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасности — в 3 раза. На первый взгляд, все хорошо — внешний долг составляет 258,6 млрд. долларов, экспорт — 243,6 млрд. А теперь вычтем из экспорта сырье. Получим 94,7 млрд. долларов. При таком подсчете внешний долг России превышает экспорт в 2,74 раза! Вы скажете, что природные ресурсы всегда были основой нашего экспорта. Так-то оно так, но в начале 1980-х, накануне обвального снижения нефтяных цен тоже так думали. Чем это кончилось — смотрите сначала.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter