Абхазский протест – причины и следствия

Современное постсоветское пространство является регионом, в котором проблема де-факто государственности и национально-территориальных конфликтов выражена особенно ярко. Пять конфликтов, четыре из которых возникли на стыке советского и постсоветского времени привели к появлению де-факто государств, среди которых Абхазия отличается не только признанием со стороны России и высоким уровнем союзнических отношений с ней, но и долгим и специфическим путем развития своей государственности.

С одной стороны, Абхазия демонстрирует довольно успешный пример страны, в которой, несмотря на все сложности послевоенного развития, формально развиваются институты государственности и выстроена система, которая обеспечивала поддержание и даже некоторое развитие страны в постсоветский период. Однако, то, что было хорошо для военного периода, и то, что являлось адекватным периоду послевоенных двадцати лет, сегодня уже не в полной мере соответствует тем задачам, которые стоят перед абхазским обществом. Последние события, связанные с протестами оппозиции у здания МВД республики и проведением референдума о доверии президенту Р.Хаджимбе стали ярким подтверждением этого. Сегодня анализ ситуации в Абхазии не может исходить из довольно примитивного противопоставления внешнего и внутреннего начала кризиса, думается что, если и говорить о соотношении в этом контексте, то природа кризиса многофакторная, а вовсе не сводится к тому, возможен или нет абхазский Майдан и есть ли в протестах рука Тбилиси и Вашингтона. (При том, что не стоит забывать о реализации такой программы как «Сотрудничество без признания», реализации Грузией ряда программ, например, программы медицинской помощи абхазам в Зугдиди и т.д., а также объективный фактор – появления нового поколения взрослых людей, которые родились уже после войны).

Первый важный аспект, о котором необходимо сказать в этой связи - это то, что Абхазия вошла в политический и социальный кризис вовсе не сегодня. В Абхазии он носит волнообразный характер, но корни его ведут еще к началу 90-х. к периоду первоначального становления абхазской государственности. События, связанные с противостоянием С.Багапша и Р.Хаджимбы, при всей их сложности еще не воспринимались как системный кризис, а скорее, как борьба кланов, традиционная для архаичного общества, как закономерный процесс перехода от военного и послевоенного периода к периоду восстановления и развития. Тогда, Абхазия обрела своего национального лидера, который при всех недостатках и сложностях все же сумел сохранить политическую стабильность и проявил изрядные личные качества, чтобы переубедить Москву, изначально ориентированную на Р.Хаджимбу, а затем и не дать последнему возможности обеспечить себе серьезное политическое влияние на посту вице-президента. Период президентства Багапша, который проявлял довольно большую самостоятельность от Москвы, все же был периодом относительной политической стабильности, о которой сегодня не может быть и речи. Уже с 2014 г. после ухода под давлением оппозиции с президентского поста президента А. Анкваба, ситуация характеризуется своеобразными качелями, когда период относительной стабильности сменяется временем острого политического противостояния властей и оппозиции.

Второй базовый элемент нынешнего кризиса – это то, что он в значительной степени замешан на трех важнейших составляющих современного абхазского общества, таких как этнизация, коррупция, замешанная на клановости и общая архаичность общественных отношений. Конечно, можно сказать, что все это характерно и для республик российского Северного Кавказа, в некоторых их которых уровень жизни не отличается в лучшую сторону от абхазского, однако в условиях пусть и де-факто, но независимости, в условиях отсутствия федерального центра, эти характеристики принимают гораздо более весомое значение.

Эти три составляющие обеспечивают во многом экономическую стагнацию. Несмотря на то, что в последние годы Абхазии в сравнении с предыдущими двумя десятилетиями удалось достичь особенно при помощи Москвы определенных успехов в своем развитии, все равно успехи эти явно недостаточны для того, чтобы изменить общую картину деградации и развернуть ситуацию в сторону поступательного развития.

Безусловно, курортная инфраструктура играет огромную роль в экономике Абхазии, характерно, что даже последний кризис не привел к массовому оттоку отдыхающих, а абхазское направление в условиях во многом вынужденного для многих в России акцента на внутренний туризм стало в еще большей степени популярным, но уровень сервиса, несмотря на строительство целого ряда отелей остается довольно низким, сохраняются проблемы с санитарией, курортной инфраструктурой итд. В довольно плачевном состоянии находится и сельское хозяйство, не говоря уже о производственных мощностях, огромные проблемы существуют с занятостью молодежи, да и инвестировать в республику многие в Абхазии вовсе не хотят, видя скорее перспективу в переводе денег в Москву и Турцию, чем вложение их во внутреннее развитие. Пока же пусть и интересные и амбициозные проекты президента Р.Хаджимбы по удвоению доходов Абхазии из собственных источников, направлены в будущее и непонятно за счет чего это будет достигнуто, особенно принимая во внимание негативную внешнюю конъюнктуру.

Третий важнейший элемент – это все, что связано с отношениями Абхазии и России, играющей огромную роль во внутриполитической жизни Абхазии. В последние годы в этих отношениях также наметился целый ряд проблемных моментов, которые особенно остро проявились в период подписания договора между Москвой и Сухумом, когда по настоянию абхазской стороны из текста договора были исключены все положения, свидетельствующие об интеграции, а речь в итоге шла о стратегическом партнерстве, а абхазам удалось отстоять свои позиции и по земельному вопросу.

Подписание договора зафиксировало важнейший факт противоречия между экономической зависимостью от Москвы и особым стремлением абхазского общества и элиты отстоять свой суверенитет в наиболее широких его формах. Москва пошла во многом по политическим соображениям на подписание договора, который в нынешней форме не соответствует характеру и пропорциям отношений между Абхазией и Россией. Однако вскоре выяснилось, что ограниченная Москвой экономическая помощь явно недостаточна, ибо сама Абхазия без нее не может обеспечить свое развитие. Безусловно, речь не идет о том, чтобы полностью отождествлять нынешний кризис, по крайней мере его экономическую составляющую, с недостаточной помощью России, но при сохранении нынешнего уровня поддержки абхазская экономика развиваться эффективно не может в силу своих структурных проблем.

Конечно, тесная связь России и Абхазии очевидна - русский язык продолжает играть большую роль в Абхазии, в стране размещены российские войска, россиянами охраняется граница, Абхазия заняла в целом пророссийскую позицию в вопросе о введении санкций по отношению к Турции, однако все это при всей важности не затмевает главного - зависимой и стагнирующей экономики, и стремления при этом использовать свое положение в международном контексте для получения определенных бонусов. Само по себе такое стремление понятно для Абхазии, но оно было бы выигрышно в случае эффективного внутреннего развития, чего не наблюдается.

 Россия, конечно же, если она хочет играть серьезную роль на постсоветском пространстве, так или иначе должна поддерживать своих союзников, это же касается и интеграционных процессов, где, например, в рамках ЕАЭС Россия имеет огромный вес. Однако, Москва не получает зачастую тех преференций, которые были бы соразмеримы вложениям. При этом порой, несмотря на все эти вложения, партнеры постепенно дрейфуют не в сторону России. В отношении Абхазии это вряд ли применимо – в стране нет сколько-нибудь серьезных антироссийских политических сил, однако, влияние России на само общество Абхазии часто сильно преувеличивается.

Что же касается самого нынешнего кризиса, то он показал, что на данном этапе президент Р.Хаджимба переиграл своих оппонентов. Это в первую очередь выразилось в том, что президент согласился с требованием оппозиции о проведении референдума, назначив его на июль - летний курортный период, когда явка даже по объективным причинам была бы небольшой, а затем, когда оппозиция потребовала перенести референдум на осень, отказался это сделать. В итоге сама оппозиция не использовала референдум, фактически провалив свою затею, – на избирательные участки пришло не многим более 1 процента населения, а также не смогла с пропагандисткой точки зрения эффективно обвинить власти в его срыве.

 Тактически власть выиграла очередной раунд борьбы, и теперь в условиях курортного сезона накал политической конфронтации скорее спадет, однако это вовсе не гарантирует от того, что осенью ситуация не повторится, ведь ясно, что сторонников у Амцахары далеко не один процент. Хотя популярность президента и остается довольно высокой, и он поддерживается Москвой как самый популярный политик, обеспечивающий союзные отношения с Россией, системные проблемы в Абхазии требуют своего скорейшего решения. Пока же, напротив, отчетливо проявляется кризис и тупик существующей архаичной модели экономики и социальных отношений, что несет перманентный риск для политической стабильности.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram