«Британский исход» и европейские перспективы киевского режима

Выход Британии из ЕС серьёзно встревожил правящие круги Киева. Президент Порошенко, не дожидаясь приглашения, отправился 27 июня в Брюссель для встреч с руководством правящих структур ЕС с целью прояснения в новых условиях позиции Брюсселя в минском процессе и в вопросе визовой либерализации. А это основные вопросы повестки отношений ЕС-Украина.

Порошенко в Брюсселе снова изложил свою версию ситуации с выполнением Киевом минских соглашений, просил о продлении срока действия экономических санкций против России, а также пытался ускорить сроки обещанной Брюсселем либерализации визового режима Украины с ЕС.

Президент Украины сказал, что просьба о сохранении антироссийских санкций была в ЕС услышана, и, что сам он ожидает «позитивных сообщений» в смысле продления санкций против России на встрече ЕС 28-29 июня в верхах.

Также, Порошенко заявил, что получил заверения руководства ЕС в том, что существенной задержки в предоставлении Украине безвизового режима из-за «британского выхода» не будет. По его словам, европейская и украинская стороны «скоординировали действия по безвизовому режиму».

Реакция в Киеве на «британский выход» не без основания связана с опасениями ослабления проамериканского и антироссийского аспекта, как в деятельности ЕС, так и в позиции отдельных его членов. В оценках «британского выхода» функционерами киевского режима звучат сожаления и уныние. При этом, в киевском режиме уже начали искать способы поддержания должного антироссийского напряжения в ЕС.

Так, посол Киева в Лондоне Н.Гарибаленко откровенно расстроена случившимся и признаётся, что «всё это время Великобритания была другом Украины в ЕС, а когда речь идёт о санкциях против РФ, то, без преувеличения, и нашим адвокатом...». Она считает, что задача киевского режима в этой ситуации - «приложить все усилия для того, чтобы российская угроза европейской безопасности не отошла на второй план» и утверждает, что «рассчитывать только на свои силы в этом вопросе нельзя».

Президент Порошенко сожалеет о решении британцев, но предлагает ничего не менять в европейской повестке Киева — добиваться безвизового режима и продления санкций ЕС против России.

Первый заместитель главы Рады И.Геращенко также считает, что последствия британского референдума будут иметь негативные перспективы и для Украины. По ее словам, ЕС с трудом проходит испытания миграционным кризисом … серьезные внутренние проблемы «убивают рейтинги всех нынешних лидеров ЕС», заставляют сосредоточиться на ситуации внутри Евросоюза,... а это может реально отсрочить безвизовый режим.

Член комитета Рады по зарубежным делам от Блока Порошенко В.Арьев считает, что санкции против РФ очень вероятно начнут постепенно снимать с 2017 года, а безвизовый режим для Украины, Грузии и Турции откладывается на неопределенный срок.

И только забавный клоун по фамилии Климкин — и он же по совместительству глава МИД киевского режима — уверен, что из-за такого «пустяка», как «британский выход» из ЕС безвизовый режим может быть отсрочен, максимум на месяц. 

Негативная реакция на «британский выход» в Киеве показывает, что режим в целом вполне адекватно оценивает характер данных рисков для себя. Визит Порошенко в Брюссель, фактически, а не по риторике заявлений, подтвердил эти опасения.

Так, подтверждая Порошенко намерение ввести визовую либерализацию (это более точное понятие, чем безвизовый режим), никто в Брюсселе не затронул вопрос о том, как это намерение соотносится с инициативой Франции остановить визовую либерализацию с Украиной, Турцией и Грузией до выработки чёткого механизма экстренной приостановки в случае необходимости безвизового режима.

Ещё в мае глава МВД Франции Бернар Казнёв на встрече глав МВД стран ЕС в Брюсселе исключил, что в ЕС решение по отмене виз для граждан Украины примут в ближайшие месяцы пока не будут продуманы режимы экстренной остановки безвизового режима. Главу МВД Франции поддержал его бельгийский коллега, который подчеркнул, что «с царящим в Европе „безумным“ миграционным кризисом, крупнейшим со времен Второй мировой войны, проводить либерализацию визового режима попросту глупо». Такое же мнение высказал и глава МВД Германии Томас де Мезьер.

Маловероятно, что после прошедшего референдума в Британии, где миграционный фактор стал одним из решающих мотивов голосования за выход из ЕС, названные страны поменяют своё отношение к французской инициативе. Молчание в Брюсселе на этот счёт во время общения с Порошенко красноречиво.

Симптоматично, что официальный представитель МИД Германии Мартин Шефер 27 июня, комментируя перспективы членства Украины в ЕС в свете «британского выхода», сообщил, что «вопрос о членстве Украины в ЕС не стоит в обозримом будущем ни перед министром иностранных дел (Франком-Вальтером Штайнмайером), ни перед всем Европейским союзом".

В Киеве давно уже не ставят в качестве цели вступление, хотя бы в среднесрочной перспективе в ЕС, но, всерьёз надеются на некие «европерспективы» (членство, или для начала, твёрдые обещания членства при выполнении необходимых требований) в отдалённом будущем. В принципе, ради этого киевские верхи пошли на соглашение об ассоциации с ЕС, которое рассматривается, как подготовительный этап вступления в Евросоюз. В Брюсселе и в ведущих европейских столицах знают об этих иллюзиях Киева, поэтому периодически развеивают их соответствующими заявлениями.

На этом фоне, очередные обещания, данные Порошенко в Брюсселе являются максимумом того, что могла сделать Меркель, чтобы успокоить население Украины и поддержать хоть как-то репутацию прозападного режима в его глазах. Ни одно из еврообещаний киевского режима не выполнено на фоне принесённых жертв - уничтоженная на половину промышленность, гражданская война, военные преступления киевских силовиков и тысячи погибших на Донбассе. Всё это подпитывает напряжение в украинском обществе.

Выход Британии неизбежно влечёт за собой ряд последствий, которые, свою очередь, окажут влияние на отношения в треугольнике ЕС-РФ-Украина в целом и, возможно, на решение донбасского конфликта, в частности. Такие последствия связаны с ослаблением в ЕС после «британского выхода» проамериканского и антироссийского лобби (а это, как правило, сопряжённые позиции) и усилением позиций евроскептиков.

Британия в ЕС последовательно занимала ярко выраженную проамериканскую и антироссийскую позицию, которая оформилась в систематическую и жёсткую антироссийскую линию после начала киевским режимом гражданской войны на Донбассе. Именно Британия последовательно настаивала на усилении давления на Россию по украинскому вопросу, в то время, как Париж и Берлин вели дело к договоренностям с РФ.

Поэтому, с выходом Британии из Евросоюза с высокой вероятностью можно прогнозировать: 1) укрепление в Европе настроений в пользу снятия антироссийских санкций, что, видимо, повышает шансы на восстановление нормального партнёрства ЕС с РФ в 2017 году; 2) уход украинской проблематики - реализация Киевом минских соглашений и обещанная киевскому режиму визовая либерализация - на второй план перед внутренними проблемами ЕС и проблемой выстраивания новых отношений между Британией и ЕС.

При этом, вряд ли есть основания прогнозировать ужесточение требований и претензий Брюсселя к Киеву, как главному виновнику затягивания реализации вторых минских соглашений.

Во-первых, США имеют на киевский режим намного большее влияние, чем ЕС или Германия с Францией. Во-вторых, ЕС не вовлечён непосредственно в процесс мирного урегулирования на Донбассе в каком-либо формате; этим занимаются Германия и Франция в нормандском формате. В-третьих, Запад, т.е. ЕС и США уже обозначили красную линию в давлении на Киев, которую в ближайшей и среднесрочной перспективе не перейдут, сколь бы демонстративно киевский режим ни затягивал выполнение своих обязательств по «Минску-2».

Такая красная линия - любой ценой не допустить досрочных парламентских и, тем более, президентских выборов, чтобы не подвергать риску относительную стабильность киевского режима, а, следовательно, контроль Запада над ним и Украиной в целом.

Подталкивание Брюсселем Киева к более конструктивному поведению в минском процессе может быть лишь косвенным, именно через снятие санкций против РФ, о чём киевский режим уже не раз предупреждали США и Евросоюз. С предстоящим выходом Британии из ЕС такой сценарий, действительно, стал более реалистичным.

Вопрос в том, достаточен ли он для принуждения Киева к выполнению своих обязательств по «Комплексу мер...»?

Учитывая названные факторы – скорее всего, нет.

Возможное снятие в 2017 году антироссийских санкций, действительно, ставит под удар основную линию Киева по Донбассу, которая состоит в тактике неопределённого во времени затягивания Минского переговорного процесса с откладыванием интеграции донбасских республик на условиях «Минска-2» в расчёте, что экономические потери России из-за санкций вынудят её отойти от Минских соглашений в пользу киевской версии урегулирования.

Эти расчёты с самого начала строились на песке. А на сегодня окончательно понятно, что они не оправдались. В Киеве сейчас в большей степени тянут время уже не в ожидании результатов санкционного воздействия на Россию, а, скорее, в ожидании победы Х.Клинтон на президентских выборах в США. Намного большее влияние на позицию Киева в минском процессе, скорее всего, окажет не «британский выход», а предстоящая смена власти в США, а в 2017 году во Франции и Германии (президентские и парламентские выборы, соответственно).

Поэтому, вероятное смягчение санкций и общей политики ЕС в отношении России вряд ли заставит Киев в ближайшее время сменить тактику затягивания минского процесса. Основным мотивирующим фактором для Киева здесь будет позиция США, а не ЕС.  

Впрочем, нельзя полностью исключать вариант реального усиления давления ЕС, а также, Германии и Франции на киевский режим относительно выполнения минских соглашений на фоне самоустранения США от этой проблематики (например, по причине выборов). Если такое произойдёт, то это может поставить во внутриполитическую повестку, как минимум, вопрос смены расстановки сил в Раде, а, значит, ускорит досрочные парламентские выборы. При существующей конфигурации сил в Раде, принять необходимые законы для выполнения обязательств киевского режима по «Минску-2» невозможно.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram