Протекционизм - удавка на шее государства

Современный понятийный аппарат выделяет два вида протекционизма:

Позитивный – политика государства по защите отечественных производителей на национальном рынке;

Негативный (по словарю Ожегова) – подбор должностных лиц не по деловым качествам, а по знакомству или чьей – либо протекции.

            Именно второй вид протекционизма и является самой настоящей угрозой существованию государства и нормальному развитию общества. Начинаясь в  кадровой сфере, он автоматически переходит в сферы финансовых, экономических, а затем и политических отношений. Он уничтожает любую конкурентную среду, создаёт условия для преобладания интересов частных над государственными и общественными, порождает когорту политиков никчемных, а нередко и продажных, растлевающих всю кадровую систему.

            Знаменитая фраза: «Кадры решают всё»,   принадлежит И.В. Сталину. Прозвучала  она в  его речи на выпуске красных командиров 4 мая 1935 года. Фраза оказалась крылатой, потому что отражала собой суть политического момента: страна могла  быстро перейти от  восстановления народного хозяйства к её  индустриальному развитию,  в условиях неумолимо приближавшейся войны, только опираясь на грамотные,  профессиональные и владеющие техникой  кадры, беззаветно  преданные интересам своей страны и своего народа. Как известно эта задача была успешно решена.

            Несмотря  на прошедшие 80 лет со времени  выдвижения  этого лозунга, его верность,  политическая прозорливость и практическая целесообразность  для современной России не только  не утратились, а только  усилились. Да, мы уже давно,  больше 25 лет,  живём в другой стране. В   другой    не только  по  названию, но и  по общественно – политическому  устройству,  по принципам и условиям  её экономического и хозяйственного развития. Но это не отменяет актуальности утверждения: кадры решают всё! Скорее,  наоборот,   в условиях  кризиса, превращает его  в насущное требование.

            Мы видим, как много внимания Президент страны уделяет этому вопросу. Как много им  сделано по  устранению тех перегибов, которые были допущены в этой сфере управления в злополучные 90-ые. Практически стопроцентное одобрение граждан вызывает деятельность руководителей Администрации Президента, МИДа и Министерства обороны России Иванова С.Б, Лаврова С.В. и С.К. Шойгу.  Эти «Три Сергея», словно легендарная  русская тройка, управляемая опытным «кучером» Путиным, мчится вперёд, преодолевая  выдвигаемые перед Россией преграды.  Настоящих подвижников возрождения  в России не мало. К их числу, несомненно,  можно  отнести губернаторов Белгородской области Савченко Е.С., Калужской области Артамонова, Кемеровской области Тулеева А.Г.,  многих руководителей крупного бизнеса. Генеральные конструкторы, руководители предприятий, специалисты, рабочие оборонного комплекса в невиданно короткие сроки восстановили,  качественно обновляют и наращивают производство военной техники   и вооружения, укрепляя оборонный щит России. Такие  примеры есть  и в аграрно- промышленном комплексе, и в строительстве,  и в сфере наукоёмких технологий. Благодаря таким людям мы держимся на плаву, не без затруднений, но   справляемся  с имеющимися трудностями.

            Однако, существующие и усугубляющиеся проблемы социально – экономического развития страны однозначно указывают на то, что занимающимся этой сферой специалистам не хватает профессионализма, ответственности. Многие из них  не прошли начальной  профессиональной адаптации   в трудовых коллективах и  от  того плохо знают реальную жизнь, принципы функционирования финансовых и  экономических механизмов, не владеют современными способами прогнозирования  процессов и методами предупреждения возникающих проблем. Можно сколь угодно долго говорить о том, что кризисное состояние российской экономики является отражением состояния мировой экономики, но этим не скрыть очевидного факта:  не компетентности наших ведущих специалистов, которые не утруждают себя поиском эффективных средств защиты национальных интересов, а  порою, просто,  не умеют этого делать.  За 25-летний период  капиталистическую Россию через каждые 9-10 лет потрясает глубочайший социально – экономический кризис, который зарождается, развивается и гасится по одним и тем же лекалам. Монетаристская политика Правительства России продолжает существовать, не потому, что она обеспечивает эффективность национальной экономики, а потому, что ничего более разумного нынешние российские политэкономы предложить не могут. Их опыта и знаний хватает исключительно на то, чтобы заимствовать чужой, нередко, не лучший опыт. Во времена 90-ых законопроекты по сущностным вопросам становления и развития новой  страны,  направляемые либералами  в  Госдуму  для  рассмотрения и принятия, представляли из себя дословный перевод соответствующего закона Германии, Великобритании или США. Участники таких проделок, иначе их назвать нельзя, зададут мне вопрос: «А что в том плохого? Законодательство этих стран самое современное». И это правда. Только,  это ИХ законодательство!  И регулирует оно отношения в этих странах, а,  значит,  никак не учитывает  проблемы и специфику российского общества,  нашей национальной экономики и отечественной политики.

Да и как можно рассчитывать на другой подход, если у большинства современных российских управленцев хоть по вертикали, хоть по горизонтали – этого жизненного опыта вовсе нет. Сомневаетесь? Посмотрите  биографии членов Правительства Российской Федерации. Большинство из них начинали свою самостоятельную  трудовую деятельность с федеральных министерств и ведомств, куда, как правило,  десантируется по протекции послевузовская «золотая молодёжь». Впрочем, нет,  и это утверждение не совсем достоверно. Начинают  они самостоятельную трудовую деятельность коммерсантами, совмещая учёбу и предпринимательство, как правило,  в структурах родителей или  родственников, имена которых почему - то в последнее время тщательно вымарываются из биографий современных российских  политических  «вундеркиндов».

            Дабы избежать обвинений в голословности, прибегну к исследованию, опубликованному  в агентстве РИА Новости, под названием: «Самые молодые российские чиновники». Оно подготовлено три года назад  на основании материалов из открытых источников, которые и будут ниже процитированы.

            Самым молодым Министром России в её 25 – летней  истории, является Николай Никифоров. Он  назначен на должность Министра связи и массовых коммуникаций РФ в 30- летнем возрасте в мае 2012 года. Родился 24 июня 1982 года в Казани. Окончил экономический факультет Казанского Государственного университета в 2004году. С августа 2005 года был советником премьер-министра Татарстана по информационным технологиям, с 2006 по 2010 год работал генеральным директором Центра информационных технологий Татарстана. С 22 апреля 2010 года занимал должность заместителя премьер-министра - министра информатизации и связи Республики Татарстан. Ключевая должность  в его биографии - советник Премьер Министра Татарстана Р.Н. Минниханова, ныне являющегося Президентом данной  Республики. Это, что называется, «материнская плата», а  дальше – всё производное.

            Его сверстником являлся, при назначении на должность руководителя Рособрнадзора, 30 летний Иван Муравьёв, который родился всё в том же 1982 году,  в Н. Новгороде. В 2004 году окончил Нижегородский государственный университет им. Лобачевского, в 2006 Московскую международную высшую школу бизнеса «МИРБИС». В 2003 -2006 годах работал в коммерческих организациях. В 2006—2007 годах — советник отдела взаимодействия с палатами Федерального Собрания Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Затем, здесь же  - заместитель директора Департамента по международному сотрудничеству и связям с общественностью. С 2008 по 2009 годы занимал пост начальника Управления делами, проще говоря,  завхоза  Росообрнадзора. И отсюда новый карьерный взлёт: куратор направления проектной деятельности ведомства, заместитель руководителя, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Действительный государственный советник 3 класса. И всё это за 3 (!) года.  Через год он сложит с себя полномочия за грубые нарушения при проведении ЕГЭ. Неужели не  было понятно, что всё этим и закончится?! Как может осуществлять федеральный надзор человек абсолютно не знающий и не понимающий предмета деятельности ни в образовании, ни, тем более,  в науке?

         Примерно такая же судьба и у Михаила  Курбатова – который проработал заместителем Министра энергетики с июня 2012 по сентябрь 2013 года.   Курбатов (Шупяцкий) Михаил Юрьевич родился в 1981 году в С.- Петербурге. В 2003 году окончил С.- Петербургский государственный университет экономики и финансов. С 2004 по 2010 год работал в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ), прошёл путь от  ведущего специалиста до директора Департамента, обращаю внимание (!), государственного регулирования тарифов,  инфраструктурных реформ и энергоэффективности. Ключевая должность, требующая огромного опыта и фундаментальных знаний. В 2009 году вошёл в первую сотню кадрового резерва Президента РФ Медведева Д.А.. С 2010 года – заместитель директора ООО «Холдинг МРСК» 

            Дмитрий Юрьев - заместитель министра сельского хозяйства РФ. Родился 26 марта 1981 года в городе Новосибирске. В 2003 году окончил Новосибирский государственный аграрный университет, в 2006 году - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, в 2008 году - Сибирскую академию государственной службы. В 1999-2007 годах работал в различных коммерческих организациях. В 2007-2012 годах - специалист-эксперт департамента анализа эффективности деятельности органов исполнительной власти, консультант, советник департамента, главный советник, заместитель начальника департамента экономической политики Экспертного управления  Администрации Президента РФ. С июня 2012 года - заместитель министра сельского хозяйства РФ.

            Антон Инюцын - заместитель министра энергетики РФ. Родился в 1980 году в городе Калининграде Московской области (ныне Королев). В 2002 году окончил Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ), в 2012 году - Академию народного хозяйства. Кандидат юридических наук. С 2000 года - внештатный помощник депутата Госдумы. В 2002-2004 работал в центральном аппарате МВД. Участвовал в думских кампаниях "Единой России" в 2003 и 2007 годах, с 2004 года работал в Госдуме (Стартовая позиция).  С 2008 года - в аппарате правительства РФ, в 2012 году перешел в администрацию президента. С июля 2012 года - заместитель министра энергетики РФ.

            Ринат Гизатулин - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ. Родился 28 июля 1980 года в городе Уржум Кировской области. В 2002 году окончил Пермский государственный университет. Кандидат исторических наук. С 2004 года, в бытность Трутнева Ю.П. (отправная позиция),  работает в Минприроды России: в 2004-2006 годах - руководитель пресс-службы, в 2006-2008 годах - заместитель директора департамента управления делами, государственной службы и кадров, с 2008 по 2011 год - директор департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. С апреля 2011 года - заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ.

                Савва Шипов - руководитель Федеральной службы по аккредитации с 2011 года. Родился 15 января 1980 года. В 2001 году окончил Московскую государственную юридическую академию. Кандидат юридических наук. В 1999-2002 годах, не имея ещё высшего образования,  работал в министерстве по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. С 2001 по 2002 год был экспертом рабочей группы комиссии при президенте РФ по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. С 2002 года по 2007 год работал в АНО "Центр правовой поддержки местного самоуправления". С 2006 года по 2008 год - эксперт рабочей группы по вопросам федеративных отношений и местного самоуправления комиссии при президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления. С  августа 2008 года - на руководящих должностях в министерстве регионального развития РФ, с января 2010 года - директор департамента государственного регулирования в экономике министерства экономического развития РФ.

            Примеров подобного рода  множество, как на федеральном, так и на региональном, муниципальном  уровнях. Многие губернаторы регионов  имеют   мало в чём отличный от вышеперечисленных путь к власти. Активист  или финансовый донор партии на  выборах, через созыв Депутат Государственной Думы, ещё через созыв – два баллотируется в губернаторы и побеждает.  Пугает то, что  год от года их число  растёт, естественно за счёт уменьшения среди губернаторов числа людей, прошедший настоящую систему подготовки и кадрового продвижения советского периода. Уже в ближайшие годы  более 30 из них по возрасту прекратят эту деятельность. Сегодня, среди губернаторов много тех, кто никогда в жизни ничем и никем не управлял, почти половина в возрасте до 50 лет, 43 имеют стаж работы до 5 лет. А задачи, которые предстоит решать,  год от года становятся всё сложнее и ответственнее.

            По большому счёту, ничего страшного в молодом возрасте и быстром карьерном росте нет. Это достоинства, а не недостаток. Сталинские наркомы тоже были молоды.  И у них были головокружительные карьеры: Николай Алексеевич Вознесенский в 1938 году в возрасте 35 лет, возглавил государственную плановую комиссию (Госплан). В этом же возрасте Алексей Николаевич Косыгин в 1939 году был утверждён наркомом текстильной промышленности, а Алексей Иванович Шахурин в 1940 году возглавил Наркомат  авиационной промышленности.  Вячеслав Александрович Малышев начиная с 1941 года ( 33 года от роду) возглавлял поочерёдно, в зависимости от важности задач наркоматы тяжелого, среднего машиностроения и танковой промышленности. Его ровесник,  легендарный Дмитрий Фёдорович Устинов с начала войны возглавил Наркомат вооружений. Николай Константинович Байбаков, также в 33 летнем возрасте в 1944 году возглавил Наркомат нефтяной промышленности.

            Этих людей отличало  одно главное качество, - способность и желание  отдать свой несомненный талант служению народу и Отечеству. Их выдвигали на посты безукоризненная репутация, сверхчеловеческая работоспособность и выносливость, и время,  не прощавшее ошибок. Все они, не смотря на молодость,  прошли через горнило работы в производственных коллективах. Тот же Косыгин А.Н., после  окончания текстильного института в Ленинграде, работал мастером, начальником смены, директором текстильной фабрики. Байбаков до назначения на должность наркома 10 лет проработал на нефтяных промыслах в Баку.  По  сегодняшний день они  представляют собой эталон организаторов, или, как сегодня принято говорить, ТОП менеджеров производства.

            Может быть,  упомянутые ранее современные  молодые  управленцы и талантливы,  и организованны. Может быть, дай Бог, придёт время, мы будем гордиться ими, как и сталинскими наркомами.  Только всё говорит за то, что при существующем  подходе   этот результат  станет не закономерным, а случайным. Причина здесь одна: кадровая политика, которую мы наблюдаем, строится на одном принципе с названием п р о т е к ц и о н и з м. Этот принцип изначально  незаметно вырос из той неизбежности, когда в переходный период и Ельцину,  и Путину пришлось комплектовать команды из людей близких и доверенных. Не собираюсь давать оценок -  хорошо это или плохо.  Так бывает. Иногда без этого невозможно обойтись. Но,  когда это становится нормой, правилом и повседневной практикой, то наступает угроза существования всему государственному организму. Протекция, как и коррупция становятся  удавкой,  наброшенной  на шею государства.  Руководство страны не может этого не понимать. Но, видимо, протекция,  обрядившись в одёжки «своячества», кумовства, междусобойчика,  приобрела  такие масштабы, так прочно вросла  в повседневную жизнь, что одними призывами  её не одолеть. 

            Посмотрите, что происходит в регионах и в муниципалитетах. В большинстве случаев там правит бал «народ пришлый». Даже Москва, которая, казалось бы, является центром протекционизма, превратилась в его объект. В Правительстве Москвы две – третьих его членов не являются  коренными  москвичами. Но это полбеды. Москва в смысле чиновников, руководителей коммерческих структур,  оккупирована, в полном смысле этого слова,  выходцами из других регионов России, которым составляют протекцию на работу в Москве сотрудники федеральных органов власти и управления. В свою очередь эти вновь «испечённые» руководители  тянут за собой в столицу  «своих», из числа родственников, знакомых. Москвичу, имеющему хорошее образование, немалый опыт работы по специальности, вообще трудно устроиться на работу в столице. Их естественные  конкурентные преимущества снижаются требованиями социального порядка. Однако это никого не волнует. Безработица в Москве определяется по проживающим в Москве, а не по родившимся в ней.

            Или возьмите ситуацию, которая складывается в театральной сфере, в шоу - бизнесе. Новому человеку, без надёжных связей,  без поддержки, в том числе финансовой,  невозможно пробиться  через стройные ряды творческой интеллигенции, которая всё больше приобретает узнаваемое «родственное лицо». Туда теперь «принимают» не по таланту, а, как правило, по династийному принципу. И не только там. Теперь модно, чтобы рядом с папой депутатом, был сын депутат, чтобы на смену главе муниципалитета, уходящему на пенсию по возрасту, приходил его родственник.

            Да, что там, художественный мир и властная пирамида! Вы посмотрите, что происходит в сфере, которая отвечает за здоровье нации. О медицине речь. Мне помнятся разговоры, ещё в советское время, что коррупция и мздоимство тотчас исчезнут в торговле и здравоохранении, как только они станут частными. И что мы видим сегодня?! Частные клиники  стали недоступными для абсолютного большинства населения по финансовым возможностям. Царящие здесь нравы не то, что не отличаются от советских, но и переняли  всё самое худшее, что в них  было. И это произошло не само по себе. Здесь,   за  последние 30 лет, всё строилось  по протекционистской системе: по протекции в ВУЗ, по протекции распределение, по протекции нагрузки, а значит и зарплаты. Кто больше брал взяток, тот оказался в числе первых «приватизаторов» медучреждений. Побоку врождённая предрасположенность, знания, талант, ответственность!... А,  на выходе  что?  Абсолютное отсутствие гарантии, что тебя «не залечат». Медицинское сообщество всерьёз  обсуждает проблемы о том, чтобы  медперсонал защищали правоохранительные органы, ну как судей, например, либо надо переходить на  самооборону. Как это  нужно делать,  нам уже продемонстрировал врач - убийца Илья Залендинов из 2-ой горбольницы Белгорода. Опасность для медицинских работников  действительно  есть и она будет нарастать, если медицинское сообщество внутренне не очистится  и  практически  не будет следовать клятве Гиппократа! И если для большинства из работающих здесь нажива, по – прежнему,  будет важнее здоровья человека.

    Не знаю, следует ли и дальше доказывать пороки, порождаемые протекционизмом? Ясно одно, сохранение ситуации, в надежде, что всё само по себе рассосётся и образумится, несёт  большую угрозу стабильности  и развитию страны не только сегодня, но и в  отдалённой  перспективе. Надо отчетливо понимать, что протекционизм  представляет из себя процесс формирования нынешней элитой страны элиты завтрашнего дня. Условно говоря, той элиты, которая будет управлять страной через 15-20 лет. Такая  перспектива вызывает ужас, ибо действующая элита, не отличающаяся профессионализмом, нравственной устойчивостью, честностью и порядочностью, готовностью бескорыстно служить стране, способна оставить после себя только худшее наследство. Надеюсь, нет необходимости объяснять почему.  Но, если у кого - то есть сомнения в правомерности таких выводов, то я их аргументирую. Потомство будет худшим потому, что оно воспитано на неправедности своих предков. Потому, что нынешняя элита сформировалась не на конкурентной основе. Точнее,   в тех условиях, в которых конкурентные преимущества определялись толщиною кошелька и степенью агрессивности  при его о наполнении реальными купюрами.  А дальше цепная реакция по  формуле: деньги решают всё.

             А надо, чтобы кадры решали всё! Кадры грамотные, совестливые, ответственные, преданные своему делу, стране и обществу. Государство должно повседневно заниматься отбором самых лучших, самых достойных, самых надёжных. Если государство,  и власть по его поручению,  не делают этого, то, через непродолжительное время  оно либо распадётся в хаосе и анархии, либо попадает в руки циничных и жестоких политических авантюристов и проходимцев. Через всё это мы уже не раз  проходили в своей истории…

             Может быть, достаточно?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram