Экономические предпосылки русского национального государства

Текущее состояние мировой экономики

Исторически, рост прибавочной стоимости путём усложнения цепочек разделения труда в мировой экономике осуществлялся за счёт двух механизмов. Во-первых, это рост размеров экономических систем (рынков, технологических контуров) за счёт глобализации. По мере разрушения социалистической системы в 1980-90-е годы рынок стал глобальным.

Во-вторых, это снижение рисков инвестиций за счёт двух процессов в финансово-инвестиционном секторе: компенсации потерь неудачных проектов за счёт прибыли успешных и вертикальной интеграции производственных цепочек в рамках транснациональных корпораций.

На данный момент можно констатировать исчерпание указанных механизмов роста мировой экономики в результате тесной интеграции национальных экономик, в том числе российской, в мировую систему разделения труда. Основная проблема, с которой сталкиваются и национальные правительства, и транснациональные корпорации - отсутствие платежеспособного спроса. Какое-то время спрос поддерживался за счёт долговой накачки частного и государственного спроса и снижения стоимости обслуживания долгов за счёт обнуления учётных ставок центральных банков, но и этот ресурс, как показывает разворачивающийся на наших глазах долговой кризис, подошёл к концу.

Окно экономических возможностей появления русского национального государства

Происходящие в мировой и отечественной экономике процессы дают шанс на появление русского национального государства по следующим причинам.

Во-первых, долговой кризис означает резкое падение платежеспособного частного спроса, что приведёт к упрощению структуры этого спроса, разрушению ряда мировых высокотехнологичных цепочек разделения труда, обособления отдельных зон разделения труда и, т.о., открытию окон возможностей для появления в государствах размером с РФ суверенных финансово-промышленных и связанных с ними политических элит. На данный момент уже очевидно появление двух зон разделения труда: китайской и американской. Хватит ли процессу падения частного и государственного спроса силы для появления европейской и/или евразийской зон с ключевым участием России - вопрос открытый.

Во-вторых, изменяющаяся структура потребления делает более значимыми сырьевой сектор, в первую очередь - производство продуктов питания. Вопрос в том, кто именно будет контролировать отечественные сырьевые рынки: крупные национальные производители или мировая финансовая олигархия. Об этом подробнее - в следующем разделе.

В-третьих, в мире накоплены огромные инвестиционные ресурсы, не имеющие возможностей для эффективных инвестиций, в том числе путём лоббирования. По сути, на данный момент вопрос для среднего инвестора не в том, где можно получить прибыль, а как можно уберечь накопленный капитал от банкротств, конфискации и девальвации. В этих условиях выигрышной стратегией для части российской элиты становится не вывоз капитала, а создание островка стабильности с понятной государственной системой, защищающей частную собственность, и персональной ответственностью должностных лиц перед обществом за принимаемые решения.

В-четвёртых, существование транснациональных корпораций становится возможным только благодаря реализации их возможностей к осуществлению недобросовестной конкуренции (лоббированию, захвату национальных и наднациональных регуляторов, уходу от налогов через оффшоры и т.д.), а не эффективным инновациям. Это делает их потенциально уязвимыми перед институтами национальной демократии и, т.о., создаёт возможности для появления суверенной политической элиты в России на принципах государства-корпорации.


Необходимые экономические реформы


Правительство под руководством Д. Медведева считается либеральным. Вместе с тем, его либерализм выражается, в первую очередь, в отсутствии должного контроля и обеспечения прозрачности в главном секторе российской экономики - сырьевом.

По мнению автора, русское национальное государство не может быть экономически успешным без разрушения национальным правительством вертикальной интеграции транснациональных финансово-промышленных корпораций путём продажи всего объёма производимого сырья и первичных материалов на товарной бирже. Только так можно сформировать точки получения возможной прибыли в России и избежать продолжающегося тотального вывоза капитала. Только так можно обеспечить стабильность курса национальной валюты без крупных интервенций ЦБ. Только так можно регулировать сырьевую экономику рыночными, а не бюрократическими методами.

Механизм товарной биржи должен осуществлять не только куплю-продажу сырьевых товаров и материалов в точках их производства, потребления и экспорта, но и предоставлять перевозчикам специальные возможности реализации сложных логистических цепочек.

Для обеспечения конкуренции на рынке перевозки из системы российских железных дорог должен быть выделен независимый от инфраструктуры перевозчик-оператор локомотивной тяги. Услуги инфраструктуры должны продаваться государственному и частным перевозчикам на комбинаторных аукционах. Это необходимо сделать не только для создания конкурентного рынка перевозчиков, но и для создания условий для частных инвестиций в узкие места инфраструктуры, т.к. зависимый от государственной инфраструктуры оператор локомотивной тяги не будет заинтересован использовать частную.

Остальное, в том числе финансовая стабильность, необходимая для роста длинных цепочек высокотехнологичных отраслей, приложится.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter