Кто разжигает межнациональную и межрелигиозную рознь в Республике Татарстан? Объективный анализ фактов

Новое российское законодательство в сфере межнациональных и межнациональных отношений совершенно справедливо возлагает ответственность за упущения на глав администрации территорий, на которых происходят конфликты. Только – работает ли этот справедливый закон в реальности?

Наиболее  характерные примеры, пожалуй, можно почерпнуть из жизни «самого благополучного» региона, администрация которого усиленно внушает всей России, международному сообществу, а главное – себе самой, что именно здесь – торжество межнационального и межконфессионального согласия. Но на поверку все далеко не так.

Вот, ровно год назад 4 января 2014 года в соцсетях появляется информация о драках, и главной из них – 3 января в райцентре Базарные Матаки – столице Алькеевского района Республики Татарстан, примерно 130 км. от Казани. Кстати, в этих «Русских пробежках», среди активистов симптоматично  значились кроме русских – и чуваши (их в районе почти треть) и татары (большинство). По сути говоря, местные ребята попросту навтыкали приезжим распоясавшимся ваххабитским молодчикам так, что те до больниц инорайонных (где у них, как выясняется, была поддержка) еле доползли.

Информация о событии мигом облетела сотни ресурсов, даже на официальном портале муниципальных образований перепостили.

На следующий же день 5 января 2014 года на месте событий побывал один из членов Общества русской культуры Республики Татарстан. Вся  информация подтвердилась. В тот же день информация появилась и на лентах некоторых федеральных СМИ, а публикации о шариатских патрулях в СМИ, включая федеральные, появились задолго до этого конфликта, взять хотя бы нашумевшую статью «КП Татарстан: огненное крещение».

Уже 9 января 2014 года появилось объёмное описание всей ситуации с шариатскими патрулями в районе и с оговоренным инцидентом на «Русской народной линии», и любой, кто не поленится прочесть этот текст, поймёт, что корреспондент побывал на месте, встречался со свидетелями и некоторыми участниками, и что всё описанное – скорее всего – правда, подтверждённая позднее другими изданиями, например, федеральной газетой «Завтра».

А  что же татарстанский официоз, силовики, и особенно те, кто по закону должен отвечать за подобные вопиющие инциденты, т.е. прежде всего – тогдашний глава администрации Алькеевского района Фердинат Мидхатович Давлетшин? Тем более что сигналы о наличии носителей радикального ислама и шариатских патрулях, повторимся, оттуда поступали не один и не два раза.

Так вот. Одни ленивые коты (иначе не назовёшь в такой ситуации) в погонах «пробудились» от новогодних корпоративов, домашних и дружеских посиделок только 8 января. Оперативность поражает, как и подача «информации». Публикуем в оригинале.

«В ряде республиканских и федеральных СМИ появились сообщения о массовом столкновении между местными жителями Базарных Матак, произошедшем в первых числах января текущего года. По факту появившейся в СМИ информации была проведена тщательная проверка. Информация не подтвердилась. Пресс-служба МВД по Республике Татарстан»

 

Комментарии, как говорится, излишни. И молчали бы дальше в такой краткости, но нет.

Наилучшим, пожалуй,  «украшением» ситуации со стороны органов охраны правопорядка является речь их официального представителя подполковника полиции Рамиля Нугуманова, произнесённая на брифинге 9 января 2014 года – здесь практически каждое слово – от лукавого. И как нам, обычным людям после этого вообще доверять полиции?

Но дальше – больше: 11 января 2014 года в Базарных Матаках с подачи руководителя Департамента внутренней политики Аппарата президента РТ Александра Терентьева проводится расширенное заседание общественного совета Алькеевского муниципального района Татарстана, на котором обсуждалось состояние межконфессиональных отношений. И здесь, уже  после тщательной зачистки территории от участников инцидентов и свидетелей, заседающими «окончательно подтвердился факт» отсутствия шариатских патрулей в районе, а также – упомянутого инцидента. Чего стоило зачитанное о. Андреем Зиньковым по бумажке отказное заявление: мол, ни в ислам его  никто не звал, ни дом его не поджигал за отказ предать православную веру. Для всех ясно, что православного священника заставили по бумажке зачитать заранее подготовленный текст.

Понёс ли соответствующее наказание глава района Фердинат Давлетшин за то, что при его попустительстве, а может, прямом соучастии (в открытых источниках публиковалась информация о ваххабизме в мечети «Мидхат», построенной в честь отца главы), распространения радикального ислама во вверенном ему районе? Вопрос, как говорится, риторический.

Более того, видим, что «вся республика» бросилась ему на выручку.

Агентство «Татар-информ», естественно, впереди паровоза.  Ответом на ситуацию стало заявление Общества русской культуры Республики Татарстан, поэтому, опуская здесь анализ истерии в местных СМИ, приведём лишь текст от умеренно националистической и провластной интернет-газеты «Бизнес-Онлайн». Самый «веский» аргумент здесь, что никакой драки и патрулей в Матаках не было, - это что автор статей в «КП Татарстан» - «тот самый Дмитрий Стешин, русский националист».

Так или иначе, 2012 и  2013 годы принесли массу известий о терактах, совершённых радикальными исламистами в Татарстане, осквернениях ими православных храмов, сожжённых дотла церквях. И о насаждении ваххабизма и шариатских патрулях в Базарных Матаках были не одна и не две публикации в федеральных СМИ. Чего стоит выкраденный и уничтоженный в полном объёме «непонятно кем» бумажный тираж упомянутой «Комсомолки» со статьёй о Татарстане?!

Даже позорный «прокол» Терентьева, что яко бы драка, ранее произошедшая  в Нурлате (городок на юге Татарстана) летом 2013 года, не имела межнациональной подоплёки, им нипочём. Кстати, по ряду публикаций известно, что на подмогу нурлатским ваххабитам тогда выехали «братья мусульмане» из Базарных Матак!

Но методы борьбы Казанского кремля с экстремизмом, терроризмом и разжиганием межэтнической и межконфессиональной напряженности заключаются в том, чтобы обвинять в этих грехах не виновных руководителей соответствующих территорий, а тех людей, кто осмеливается озвучивать эти серьёзные проблемы. Ну, что ж, «Вор кричит: «Держите вора!» - не сейчас придумано, и народную мудрость никакими совещаниями, конференциями и лживыми заявлениями не перемудровать.

Но, по-видимому, каждый Новый год теперь население Татарстана будут радовать новыми фокусами. Вот и 2015-й уже ознаменован соответствующим событием, и очень интересно – как на него прореагирует Казанский кремль?!

В канун Нового года в другом теперь райцентре Республики Татарстан – Высокая Гора (21 км от Казани) была установлена большая новогодняя ёлка с верхушкой в виде… исламского полумесяца.

Информация об этом появилась в группе Вконтакте «ПОДСЛУШАНО ВЫСОКАЯ ГОРА», опубликована фотография монтируемой в Парке Победы ёлки.

Фотография новогодней ёлки, монтируемой в Парке Победы райцентра Высокая Гора 29 декабря 2014 года

Характерны и комментарии под сообщением – большинство пользователей с татарскими фамилиями – считают это нормальным, с русскими – деликатно (и слава Богу!) оппонируют. Правда, в одном комментарии как бы в форме шутливой провокации написано, что это, может быть, крест. В общем же чувствуется, что всё на грани фола.

После этой полемики «Вконтакте» и других перепостов в соцсетях инициаторы исламизации новогодней ёлки, по-видимому, одумались, сначала добавили симметричную фигуру - получилось "кольцо" – увидели, что хоть и не по-исламски, но как-то совсем «ни о чём», а затем заменили кольцо на снежинку с лучами.

Та же новогодняя ёлка с «исправленной» верхушкой.

Общаясь с многочисленными жителями Высокой Горы, стала ясна вероятная картина событий. Подобная «инициатива» - совершенно не по силам управлению культуры района и его руководителю, это почерк главы района Рустама Калимуллина.

Жители, кто имел возможность наблюдать, говорят, что для него ислам – навязчивая тема, но у него она «прихрамывает» - человек и матом может ругаться и многое другое. Но идея водружения исламского полумесяца на детскую районную новогоднюю ёлку, считают жители, может принадлежать только ему.

Слава Богу, убереглись на этот раз люди от опасных инициатив руководства района, но дальше что?

Станут ли силовики и законоблюстители федерального подчинения разбираться в ситуации и проверять – по недоумию ли или по злому умыслу имела место попытка должностных лиц навязать религиозную символику светскому празднику, да ещё детскому прежде всего?

Станет ли руководство республики принимать кадровые решения? Ведь если это деяние умышленное, то не только весь район в опасности, а если – от недоумия, то почему управлять целым районом допущен человек, имеющий такой существенный недостаток в специфической и очень тонкой сфере межнациональных и межконфессиональных отношений?

Поживём, как говорится – увидим, хотя сомнений пока больше чем надежд, да и дело не в этом частном случае, вопрос для республики – системный, и Высокогорский район – не исключение из правил.

Например, вопрос татаризации и исламизации населения районов, включающих русские, православные поселения. Уже давно повелось, что если в русской деревне Татарстана оказались два татарина, то, скорее всего, один из них окажется  главой поселения (председателем сельсовета), а второй – как минимум, директором сельмага. А благоприятный режим поселения татарских семей в русские деревни, организуемый главами – не системное явление для республики? А строительство мечетей в русских сёлах также принимает массовый демонстративный характер: почему-то нужно их ставить в самом центре, например, как в селе Шуран Лаишевского района, чтобы издалека со всей реки Камы, на берегу которой село и эта мечеть, видно было, со всех лодок и пароходов, проезжающих мимо. Даром, что заведение никто не посещает, – некому.

О дисбалансе в национальном составе руководства – уже татары-депутаты местного парламента говорят открыто. Правда, озвучивший эту проблему депутат Рафаил Нурутдинов на одной из сессий Госсовета Р, в новый состав Госсовета почему-то не прошёл, но это пока нормально. Вон, изучите состав глав районов и их замов. Или загляните в кадровый резерв администраций районов, хоть Высокогорского, где и в райцентре половина русских и по территории – тьма русских деревень. Видим, что из 28 человек первого списка - на районное руководство -  только 7 русских фамилий, а из 60 человек второго списка – резерв глав сельских поселений – только 5 с русскими и 4 с русско-татарскими фамилиями, именами или отчествами.

Что ж до халялизации всех и вся, включая халялизацию образования, то у руководства районов и республики руки совсем развязаны. Особенно после того, как один высокопоставленный представитель Патриархии, последнее время ставший регулярно посещать Республику Татарстан, фактически благословил употребление православными халяля (а заодно и кошерного)  в своём интервью, данном опять же в «Бизнес-Онлайн». Понятно, что большинство православных, священство и монашество отнесутся к словам протоиерея Всеволода Чаплина (о нём речь) иначе, чем он представил, однако, слова-то  – сказаны. И тут уже не комментаторы в сетях, а глава может сказать – «ну и что такого?», дескать, подумаешь – халяль, вон же – официальный представитель Патриархии разрешил. Правда, остается вопрос открытым: почему в православных монастырях, где монахи более религиозно активные, чем миряне, халяльную пищу не едят? 

Кстати, о заезжих представителях центральных структур разных уровней. Они почему-то неизменно,  поев сладкого чак-чака (татарское национальное кушанье) из рук добрых хозяев, дуют в их дуду. Характерный пример – вице-премьер Игорь Шувалов, заявивший, что все без исключения жители республики просто обязаны знать татарский язык. И это притом, что сейчас татарского языка в Республике Татарстан не знает примерно 50% жителей, а русский знают примерно 99%.

Сейчас «помощь» москвичей местным правителям и поддержка их курса приобрела новые формы – теперь сюда привлекают учёных и экспертов федерального масштаба, участвующих здесь в различных форумах, неопровержимо доказывающих стабильность и просто райскую обстановку в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Регулярные гости Татарстана – зам.директора Института этнологии и антропологии РАН Владимир Зорин (по мнению наблюдателей, он был одним из худших министров в новейшей истории России) и руководитель Центра изучения межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева. И даже заезжего генерала-силовика Александра Михайлова в отставке зовут сюда «порулить наукой». Мы его впервые увидели на недавнем круглом столе в Казани «Актуальные вопросы оценки межнациональных и межрелигиозных отношений» в конце 2014 года, где он (совершенно непонятно на основании каких таких заслуг) командовал и поучал как проводить мониторинги и исследования межнациональных отношений в Татарстане.

Зачем эти люди приезжают сюда, участвуют в разных официозных мероприятиях, фактически помогая местным учёным, входящим в искусственно созданный Казанским кремлем Экспертный совет по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ, обслуживать местную власть? Льют мёды в уста друг другу и правителям о рае толерантности и согласия на земле Татарстана? Неужели они не понимают, что их просто используют? Неужели так велики гонорары за эти поездки, что можно и поступиться именем независимого учёного, эксперта? Каков размер гранта, который получили столичные ученые из РАН на свои «научные» исследования этнорелигиозной ситуации в республике от Казанского кремля?  Впрочем, к некоторым из выше перечисленных такой вопрос давно лишний.

Подобные посиделки доходят до курьёзов. Вот, например, во время проведения одной из них – заседания Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям (говорили там всё о том же - межнациональном и межконфессиональном  «благополучии», да ещё с участием не только Зорина и Дробижевой, а самого президента республики Рустама Минниханова) выяснилось, что вандалы осквернили православный храм прямо в центре Казани, прямо недалеко от самого Казанского кремля, где резиденция самого Минниханова, расписав его провокационными надписями. Но об этом на совещании, конечно, ничего не говорилось.

Надписи на православном храме-памятнике воинам, павшим при взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 г. Дата – 15.12.2014  г. – во время заседания Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям, проводимого президентом РТ Рустамом Миннихановым

В обсуждаемой в данной статье проблеме наметилась одна очень негативная тенденция – преследование независимых от Казанского кремля экспертов, осмеливающихся подымать эти проблемы. Причём состоит оно не только в решительном осуждении «научным сообществом Татарстана», но уже и «всем российским сообществом» экспертов, посмевших нарушить стройные доказательства экспертов-баюнов. Это «решительное осуждение» активно распространяется в местной прессе, уже были попытки уголовного преследования. Вот, эксперт в области этнорелигиозных проблем Поволжья Раис Сулейманов, вскрывший, по сути, в одиночку проблему радикализации  ислама в Республике Татарстан и преподнёсший её силовикам и руководству республики на тарелочке с голубой каёмочкой, – вдруг получает прокурорское предостережение о недопустимости экстремистской деятельности! Тот, кто раскрыл через независимые СМИ проблему экстремизма, сам, получается, занимается экстремизмом через СМИ. И, что характерно – все суды в таких случаях – на стороне власти, а прокурор в Верховном суде намекнул по секрету Сулейманову, оспаривающему это предостережение, что ничего поделать не может – сверху есть указание.

Самой же отвратительной была попытка дважды инициировать уголовные дела против профессора-социолога с мировым именем Александра Салагаева, более 20 лет возглавлявшего Общество русской культуры Республики Татарстан.

И ещё более отвратительно, что в основе этого преследования – «экспертиза» местных «баюнов» из Казанского межрегионального центра экспертиз, за которую, кстати, заказчики весьма недурно платят. Лукавая и непрофессиональная работа, а проще сказать – откровенная брехня. Так или иначе, сейчас нельзя утверждать, как именно развивались бы события, если бы не смерть Салагаева, в результате чего дела в отношении него закрыли.

И, вот, в связи с этим всем хочется задать Леокадии Михайловне Дробижевой – тоже социологу с мировым именем, кстати, отлично знавшей Александра Леонидовича, вопрос, не касающийся корпоративно-профессиональной поддержки и даже этики – как личной, так и этики учёного.

У Вас есть сомнения в том, что Салагаев, будучи практикующим социологом, стал бы поднимать незначимые или мало значимые для социума проблемы русской культуры, русского языка, Православия, русских как значимой части социума Республики Татарстан, тем более – для России?

Если Ваш ответ – «да, были», то это, уважаемая Леокадия Михайловна – обвинение признанного в Вашем же сообществе учёного в непрофессионализме. А с этим, думаю, много кто сможет и захочет поспорить – и на русском языке и на многих мировых языках.

Ну, а если – «нет», так чего ж Вы не изучили научные и публицистические труды Салагаева и его единомышленников в этой области, не встретились с его последователями, прежде чем приезжать в Казань и величаво вещать о том же предмете? Вы даёте местной, прикормленной местной же властью  прессе разные интервью, освящая своим именем ложь, потому как полправды = именно ложь. Но, слава Богу, есть пока независимые издания и научные площадки! Есть и независимые эксперты, которые не бояться смело сказать о реальном положении русских, православия, кряшен, ситуации в мусульманской среде Татарстана.

Итак, если «нет», то у Вас есть ещё возможность профессионально исправиться. Мы поможем Вам наладить взаимодействие с учёными и экспертами в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, имеющими иное мнение, чем то, что удобно Вашим добрым друзьям из Татарстана с широкими улыбками. И фактуру соответствующую принесём готовую – даже напрягаться в поисках  не придётся.

А  если всё же «да» - тоже  милости просим: приезжайте, топчите память своего коллеги, и добивайте нас грешных своим статусным соучастием в деле обслуживания региональной  власти Республики Татарстан.

И, в принципе, если так дело пойдёт, то можно будет «доказать», что надписи на православном храме-памятнике намалевали… активисты Общества русской культуры Республики Татарстан с целью провокации и разжигания. Ведь появились они накануне эпохального заседания Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям под патронажем президента.

И хотелось бы узнать, Леокадия Михайловна, получили ли Вы грант на свои научные исследования этнорелигиозной ситуации  в Татарстане и каков его размер?

Да, и в связи с православным благословением халяля точку в теме «Толерантный рай – Татарстан» можно будет окончательно  поставить, если сюда будут регулярно приезжать статусные представители РПЦ и ещё благословлять, благословлять, благословлять… , вот, хоть бы полумесяц на новогодней ёлке, чего тянуть – прямо в конце этого 2015 – приехать в райцентр Высокая Гора и благословить. Аппарат президента РТ поможет познакомиться для этого с главой района, организовать поездку.

И тогда уже, если кто посмеет поставить под сомнение возможность установки полумесяца на общей ёлке, то вполне себе обоснованно будет обвинён в разжигании. И глава расслабится – шулай (ладно – тат.) всё правильно сделал!

И «Бизнес-онлайн», еженедельно публикующей опусы татарских сепаратистов, обеспечит правильный контент, логику, форматы – вполне профессионально!

Но только, слава Богу, что СМИ есть разные – не все зависят от региональной власти и её структур, и есть объективные журналисты, да ещё с совестью!

И священники, православные – тоже есть очень разные. Знаю я наше священство и монашество – общаюсь по канонической территории митрополии и по России. Это со священноначалием гораздо реже общаемся – не попускает Господь почему-то…

Вот, протоиерей Димитрий Василенков, в связи как раз с шариатскими патрулями, говорит удивительное: «Надо определить, кто против нас воюет, и действовать по законам военного времени не только внутри страны, но и вне её. Пора снимать розовые очки, иначе это может кончиться печально». Это он в своей статье «Действуя методами мирного времени, мы проигрываем», опубликованной на ресурсе «Русская народная линия», пишет. Кстати, наград военных много имеет, разбирается, наверное, что говорит. Или – разжигает?

У нас слова святого полководца Александра Невского любят повторять «Не в силе Бог, а в правде!». Не по правде – перемалывать полправды в своём кругу и тиражировать это затем  народу, а также – отчитываться полуправдой перед руководством. И дело здесь не только в нарушении майских указов президента страны Владимира Путина о необходимости системного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

И не по правде прикрывать недочёты, просчёты и серьёзные нарушения глав районов в этой сфере.

Кривда – это не Правда, это не по-Божьи.

А Россия и жива-то в веках тем, что народ наш верит в торжество правды. Народ ошибаться не может.

Автор - председатель Общества русской культуры Республики Татарстан

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram