Украина : после того, как …

Сбылась вековая мечта украинского националиста: в 2014 году Украина занимает первое место в рейтинге упоминаний стран – событий в мировых СМИ. Правда это обстоятельство не приблизило её  к числу стран успешных, благополучных и перспективных .  Больше того, красивый, умный и трудолюбивый украинский народ под гнётом этой популярности оказался ещё в большей незащищённости, нищете и зависимости. Им утрачивается последний наличный  ресурс – «надежда», что после того, как  … им станет жить радостнее, свободнее и в достатке. Украинская «надежда» прошла тернистый путь отречения от общего славянского, русского, имперского и советского прошлого, но не получила ожидаемых обретений. На смену утратам прошлого пришли утраты настоящего: украинской государственности, украинской идентичности, украинского единства, украинского благополучия, украинского мира и согласия.

Надежда на будущее всё больше и чаще сопровождается ностальгией о прошлом, в котором не было мифов ублажающих национальное сознание,  но была полноценная жизнь развивающегося национального организма устремлённого к высотам человеческого торжества. Удручающий финал: размен оказался не только не равноценным, но и губительным. Может так статься, что  на обратный путь сил не останется.

Страна никак не может вырваться из жёстких американcких тисков  настоящего, зажавших её между Россией и Евросоюзом,  с единственной целью ослабить Россию, поссорить украинский  и русский народы, создать новый очаг напряжённости в Европе на противоположном полюсе славянского мира ( на западе  - Сербия, на востоке – Украина).

Украина и её народы живут вчерашним днём, в полной зависимости от не предсказуемых текущих событий, по принципу: после того, как …

Итак:

 после того , как Майдан сместил команду Януковича ничего не изменилось. Ни один лозунг,  выдвинутый на нём,  не реализован, ни одно обещание не выполнено. Вместо олигархической команды Януковича, пришла олигархическая команда Порошенко- Коломойского – Фирташа - Ахметова.

Вместо освобождения от «русского рабства» пришло  дополнительное и подлинное  евро- атлантическое закабаление.

Вместо украинской мечты -  трагедия  внутри украинского и внутри славянского конфликта.

Влияние украинского народа и этнической национальной элиты на развитие страны ослабло и приблизилось к нулевой отметке. Её представительство во властных структурах резко сократилось.

Выборы : ожидания и разочарования

После того, как неконституционное смещение власти не дало ожидаемых  результатов, новоявленные властители душ «подарили» украинскому народу надежду на лучшее будущее … через выборы. Нет не будущего, а будущей элиты. Выборы задумывались Порошенко как способ сколотить послушное большинство в парламенте, которое станет фундаментом укрепления личной власти нынешнего президента. Попутно ставилась задача избавиться от Яценюка и  лишить  амбиций Коломойского, строящего свое удельное княжество. Именно под эти цели разваливалась прежняя Рада.

Результаты выборов известны и объявлены: в них приняли участие 52% избирателей.  При этом само число избирателей в Украине тщательно скрывается. Что,  на самом деле, вызывает много вопросов. Не верить официальной  статистике, что  в выборах приняло участие 15 миллионов 200 тысяч человек, нельзя.  Если это так, то  при явке в 52.4%, базовое число избирателей в стране  должно составлять  28 миллионов 965 тысяч. Но, 2 года назад, на предыдущих  выборах в Верховную Раду число избирателей в Украине составило 36 миллионов 253 тысячи 147. Куда же делись 7 миллионов 300 тысяч избирателей. Крым и Севастополь не участвовали в выборах, следовательно, число избирателей уменьшилось соответственно в Крыму на 1 541 033 и в Севастополе на 308603 или в совокупности на один миллион 850 тысяч. Несложные арифметические расчёты показывают, что должно остаться тридцать четыре миллиона 400тысяч  избирателей.   ЦИК Украины, в соответствии с  законом о выборах в Верховную Раду , проводило их в 198 округах из 225, оставив 27 округов без выборов по одномандатным округам: для Крыма (10 округов), Севастополя (2 округа), Донецкой (9 0кругов из 21), Луганской области (6 округов из 11) в которых выборы не проводились. С Крымом и Севастополем мы определились. Допустим, что в Донецкой области в списки избирателей  не включены граждане, проживающие на  территории 9 округов. Их число составит результат,  образовавшийся от умножения среднего числа избирателей в округе  Донецкой области  равному 162 487  на количество округов не участвующих в выборах, т.е. 9. Получаем искомую сумму 1 462 383 избирателя.

 Такие же подсчёты по Луганской области (166414 – среднее число избирателей в округе на 6 округов)  дают число не участвующих в выборах избирателей – 998 414. В сумме это составляет,  по двум самопровозглашённым республикам 2 460 867 избирателей. Вычитаем это количество избирателей из 34 миллионов 400 тысяч и получаем базовую цифру числа избирателей на выборах в Верховную Раду Украины 26 октября 2014 года: 31 миллион 939 тысяч 133. Для упрощения дальнейших расчётов, округлим эту цифру  до 32 миллионов. Тогда получается, что явка на выборах составила 47.54 % (15 183 433 принявших участие в голосовании разделить на общее число избирателей  в 31 939 133). Но при этом в голосовании от Донецкой области приняло участие 631,7 тыс избирателей.( общее число избирателей 3 412 231  вычитаем 1462383 из округов не участвующих в голосовании и умножаем на процент официальной явки  в 32.40%). Получается, что только 632тысячи из 3 миллионов 412 тысяч  избирателей Донецкой области или 20.5% выступают за сохранение Донецкой области в составе Украины. Примерно такая же тенденция и по Луганской области. Какие цифры важнее для Киева определяться ему. Но хороших цифр в его пользу на выборах нет.   В 10 из 25 регионов Украины( 8 на юго- востоке и 2 на западе)  явка на выборы оказалась меньше 50%.

Но не только.

Низкая явка на крайнем западе страны, В Закарпатской ( явка44,68%) и Черновицкой ( явка 48,49%) областях выборы массово проигнорировали компактно проживающие русины,  румынское и венгерское национальные меньшинства, заложив основу под будущие требования к Киеву о предоставлении этим районам особого статуса, аналогичного Донбассу.

 Петр Порошенко, добившийся роспуска старой Рады и проведения досрочных выборов, не достиг своих целей. Вместо дополнительной легитимации власти получен прямо противоположный результат — самую низкую явку за все 23 года независимости.

Первый вывод:

прошедшие выборы  подтвердили, что единой Украины не существует. 

Ещё большую пищу для размышлений предоставили результаты голосования: Многие питали надежду, что военный угар пройдёт. Неоправданные жертвы образумят большинство, отвратят его от воинствующих радикалов, приведут на смену партии войны умеренную силу, способную вывести страну на тропу мира. Предполагалось, что главный миротворец Президент Украины П. Порошенко сумеет консолидировать вокруг себя здоровые силы и получить парламентское большинство в Верховной Раде.  Не случилось! И  не могло случиться, если в своей предвыборной риторике хочешь казаться радикальнее - радикала, либеральнее - либерала, националистичнее - националиста. Выхолостив мирную повестку дня,  Порошенко получил то, что получил. Избиратель верно рассудил: «если голосовать за партию войны, то уж пусть она будет ведома Яценюком. У него это лучше получается, он и  в Минск не ездил и с Путиным не встречался».

 В итоге:

- Народный фронт (Яценюк, Турчинов) – 22,14%;

-БПП (П. Порошенко) – 21.82%;

Самопомощь (А. Садовый) – 10.97 %;

Оппозиционный блок (Ю. Бойко) – 9.42%;

Радикальная партия (Ляшко) – 7.44%;

Батькивщина (Ю. Тимошенко) – 5.68%

В раду не прошли коммунисты, националистическая партия «Свобода» и Правый сектор. При  этом лидер «Свободы» Тягнибок не без оснований полагает, что его партию попросту «слили». На его прохождение в ВР указывали все исследования экзитполов ( Центр Разумнова – 6.3%, Интер – 5.8%, международный ( Группа рейтинг) – 5.8%).  Более внимательный анализ указывает на то, что «слили» не только «Свободу». Партии,  не преодолевшие проходной 5% фильтр, потеряли в  сумме 19.24% процентов голосов, отданных за них избирателями. Это беспрецедентно большое количество голосов,  отданных за непрошедшие  в парламент партии В результате Порошенко с Яценюком «поделили на двоих» каждый пятый голос,  не принадлежащий им.  Нельзя не заметить и того, что из 198 одномандатных округов победу одержали  в 97,  или почти в половине  округов,  кандидаты  баллотировавшиеся в качестве самовыдвиженцев. А это ещё один аргумент в пользу недоверия населения  правящей коалиции.

Из этого вытекает вывод второй:

победу на выборах одержала «партия войны»  возглавляемая связкой Яценюк – Коломойский. Поражение потерпел Пётр Порошенко и «партия мира».

По сути дела,  выбран не договороспособный парламент,  в котором не представлены самые крупные ментальные группы населения: националистическая (Свобода, Правый сектор) и советско – социалистическая (компартия). Фактически проигнорирована воля молодёжи, заражённой  украинским национализмом, и ветеранов центральной и юго- восточной Украины, - ностальгирующих по советским временам.

Сам факт того, что  «Оппозиционный блок»  в 5 регионах юго - востока  Украины получил первый результат, а в двух - второй, свидетельствует  о полном неприятии в этой части страны правящего режима. На объективность этого вывода не влияет достоверный факт того, что «оппозиционный блок» одна их избирательных колонн Порошенко, сформированная из остатков Партии Регионов.

Нельзя не согласиться с преобладающим в политологической среде мнением, которое можно сформулировать в качестве третьего вывода:

Ни о какой стабилизации внутриполитической жизни на Украине теперь говорить не приходится. Новая Верховная рада, в силу заложенной в ней конфликтности, просуществует еще меньше своей предшественницы и  уже весной может встать вопрос о проведении новых парламентских и президентских выборов.

 

Новая коалиция –старый курс:

 

После того, как выборы состоялись, сформирована политическая элита. Какой она будет – вопрос времени. Но уже сегодня очевидно, что  она ещё дальше от народа и от заботы о его будущем.

В представленной  партийной мозаике видится крайне проблематичным формирование устойчивой и долгосрочной коалиции парламентского большинства. Даже если не принимать во внимание сложившуюся украинскую парламентскую практику «все  против всех»  и то,  что «майдан» фактически переместился с центральной площади столицы государства в зал заседаний Верховной Рады, понятно , что союз Порошенко и Яценюка не может быть долгосрочным. Ибо у этих политиков разные цели и задачи. Яценюк, реализуя установки США,  обеспечивая интересы противодействующей Порошенко олигархической группы Коломойского,   преследует  свои личные политические амбиции - быть единоличным лидером страны. По понятным причинам он не захочет брать на себя ответственность за « миротворческие инициативы» Порошенко. Скорее всего, им  под сомнение будет поставлена легитимность Минских договорённостей. Мирное соглашение, под предлогом его не соблюдения ополчением,  будет отменено. В силу этого,  у украинского Президента крайне сужается  пространство для политического маневра, а продолжение войны в Донбассе становится практически неизбежным. И это четвёртый вывод

Президент Украины в свою очередь не заинтересован в том, чтобы Правительство , сформированное парламентским большинством, в котором доминируют депутаты ориентированные на Коломойского ,  возглавил амбициозный и плохо управляемый Яценюк. А если иметь в виду , что к тому переходят важнейшие  конституционные полномочия по управлению страной, то перспективы П. Порошенко становятся ещё более призрачными. Его функции могут быть сведены к представительским. Благо европейская практика даёт множество таких примеров, наиболее подходящий из которых ФРГ.

Нет никаких резонов входить в правящую коалицию Ю. Тимошенко, которую грубо «кинули» её «щенята» Яценюк, Турчинов, Луценко. Она не может не учитывать того факта, что после выборов  устойчивость  «правительства комикадзе»  ещё более снизилась.  Предстоящая  суровая зима,  на фоне резкого экономического спада и нарастания социальной напряжённости, может к весне следующего года сформировать новый народный майдан. Можно к гадалке не ходить, предсказав, что его лидерами станут  «обделённые на выборах  доверием народа» Тимошенко, Тягнибок и Ярош.

Будет испытывать определённый дискомфорт и «Самопомощь», которая шла на выборы под лозунгами народного единства в защите своих прав и социальных гарантий, большей самостоятельности муниципалитетам и регионам, вплоть до наделения их особыми полномочиями. Речь по сути идёт о сторонниках федерализации. По большому счёту,  это социальный проект львовского Мэра, с которым он может пойти на президентские выборы через 5-6 лет, легко трансформировав его в социалистический, с прибавкой  слова национальный , в его западно – украинском понимании, т.е. национал – социалистический.

Но, скорее всего, парламентское большинство будет сформировано. В него войдут все фракции за исключением оппозиционного блока. Оно будет обладать возможностями проведения любых законов. Но это будет абсолютно не договороспособная коалиция. Грех не воспользоваться  этим  Порошенко. Противоречия внутри парламентского большинства, а следовательно и внутри правительства, дают Президенту страны сильный козырь, как для вмешательства в  его деятельность, так и для критики его за неизбежные неудачи. П. Порошенко,  оставшись с урезанными конституционными полномочиями , скорее всего, будет заинтересовать в реализации проекта по децентрализации власти на Украине , вплоть до  федерализации. Аргументов в пользу этого больше, чем достаточно, в т.ч.  и по результатам голосования на Западе и Юго-Востоке страны. Только децентрализация и федерация позволят Президенту нарастить свой политический вес.   И в этих вопросах  волею обстоятельств  он может оказаться  сторонником оппозиции, которая будет после холодной зимы инициировать отставку Правительства и роспуск Верховной рады. Если конечно раньше не состоится импичмент Президенту.

Дорога в никуда или путь на голгофу

После того, как новая власть удовлетворилась выборами, единственным пострадавшими  продолжает оставаться страна и украинский народ. Сформировавшееся  парламентское большинство и утверждённое им Правительство не смогут выработать, принять и реализовать программу выхода из кризиса. В стремлении  сохранить себя в привлекательном для  избирателей виде, провластные политические партии будут вести жёсткие политические дискуссии, которые реально не смогут привнести  в жизнь Украины положительных перспектив.

Жёсткие противоречия дадут о себе знать уже на этапе формирования персонального состава Правительства. Есть большое сомнение, что Яценюк отдаст Порошенко силовой блок.

 В свою очередь «самопомощь», радикальная партия и Батькивщина вряд ли согласятся взваливать на себя социальный блок.

Надо признать, что лёгких решений у нового – старого Правительства нет.

Остановить спад экономики в условиях переориентации на европейский рынок и неминуемого энергетического кризиса едва ли удастся в ближайшей перспективе. По итогам года он может составить более 10%.  Неизбежна остановка многих предприятий. По оценкам экспертов число безработных в стране возрастёт только по этой причине на 2 миллиона человек. Введение Россией,  в качестве ответной меры,  визового режима для трудовых мигрантов из  центральной и западной  Украины, может увеличить число безработных ещё на 3 миллиона человек.  10 миллионов голодных и 30 миллионов «холодных» - критический,  по своей неблагоприятности,  фон.

Закрытие этих проблем и  нейтрализация вызванных ими социальных потрясений, возможно только одним  способом, втягиванием страны в широкомасштабную войну.

Евроинтеграция: спасение от себя 

После того, как  Украина окончательно утратила способность самостоятельно выбирать направление развития и загнала себя в  глубочайший кризис,  альтернативой разрастающему военному пожару может быть только ускоренная интеграция. Курс взят на евроинтеграцию. Как заявлено, «подальше от Москвы и от  русских». На самом деле - это бегство на запад от себя.  Правящая элита Украины , таким образом, призналась в своей неспособности к государствостроению,   сохранению национального суверенитета и готова обменять его на эффективное внешнее управление. Судя по всему,  с этим согласилась и большая часть украинского народа, разуверившись в способности своих «управленцев» реализовать украинскую мечту. Однако шансы на  ускоренную евроинтеграцию  Украины сокращаются по мере того, как правящая элита  этой страны демонстрирует свою не готовность  к совместным действиям.

 Боливар столько не вынесет

Евросоюз правомерно опасается, что Украина может увеличить число входящих в него  стран,   не умеющих и не желающих  договариваться об общих принципах и условиях развития. Эти опасения только усилятся, если после парламентских выборов  не будет продемонстрировано единство  сил,  победивших на парламентских выборах  и ориентированных на создание  политической и экономической  стабильности  на Украине. Брать на себя ответственность и немалые расходы по восстановлению украинской экономики Европа не станет. По крайней мере, не раз подумает, надо ли ей втягиваться в эту авантюру, затеянную США.

Украина самая крупная страна в Европе, которая вступает в Евросоюз после распада СССР. У неё  после России самая большая из европейских стран территория (577 тыс. кв. км.), а по численности населения она занимает 6  место на европейском континенте. Для восстановления  и обустройства такой территории с населением,  отличающимся завышенными запросами,  потребуются серьёзные инвестиции, ежегодно до 50 миллиардов евро.

Новороссия: возвращение к истокам  независимости

После того, как на парламентских выборах в Украине  победила «партия войны», отменившая минские договорённости, самопровозглашённые Донецкая и Луганская республики взяли окончательный курс на создание своей полноценной государственности. Параллельно решаются две задачи:

  1. Повышение обороноспособности .
  2. Создание полноценной системы  политического управления  экономическим и социальным развитием территорий  в качестве самостоятельных государств.

После того, как 2 ноября пройдут выборы в региональные и муниципальные органы власти Донецкой и Луганской народных республик, будут сформированы законные органы власти. Вслед за этим последуют действия по созданию единого государства по имени Новороссия. Данный проект , рассчитанный на длительную перспективу едва ли состоится без поддержки Российской Федерации. Его реализация представляет серьёзную угрозу дальнейшей целостности Украины.

Новороссия будет служить примером для всех юго- восточных регионов Украины.  Неизбежное продолжение антирусской политики на этих территориях будет только усиливать их стремление к объединению с Новороссией.

Поэтому следует ожидать продолжения активных действий  вооружённых сил Украины на т.н. «восточном фронте». Это единственное, что может сделать партия войны для нейтрализации нарастающего  народного бунта  теперь уже в регионах с преобладающим украинским населением . Однако, неминуемое  поражение на «восточном фронте» только ускорит  консолидацию протестных настроений по всей Украине.

 Новороссия и население непризнанных республик  наверняка  готовятся  к продолжению активных боевых действий. Логика событий подсказывает,  что они будут переноситься Луганском и Донецком на территорию, контролируемую Киевом.

Россия: трагедия одиночества

 После того, как партия мира проиграла на Украине парламентские выборы, России ничего не остаётся, кроме поддержки  в одиночку Новороссии в её неравной борьбе за безопасность и независимость.  Гуманитарные грузы  из России на Донбасс свидетельствуют  о подготовке к новому военному противостоянию.

Едва теплящаяся надежда перевести внутри украинский конфликт в мирное русло, утрачена. Вместе с ней утрачена и возможность снижения напряжённости с Европой и США. Перед российским руководством стоит непростая задача недопущения перерастания украинского кризиса во внутрироссийский политический и социально- экономический кризис.

 Больше того, он может ещё и  усилиться в связи с эскалацией конфликта в Приднестровье.

Многие эксперты справедливо утверждают, что Россия продолжает терпеть поражения на украинском направлении. Правда,  при этом,  все отмалчиваются на тот счёт, что она не могла и не рассчитывала на успех на выборах в Раду.

Для этого у неё не было никаких возможностей.

России остаётся искать союзников не среди властной политической элиты, а в толще народной массы, прозрение которой будет наступать по мере ухудшения социально- экономической ситуации в Украине. Здесь существует прямо – пропорциональная зависимость: чем хуже справляется парламент и сформированное им правительство с кризисом, тем больше появляется пессимистов относительно евроинтеграции, тем увереннее чувствуют себя граждане Украины, которые изначально убеждали,  что «евроинтеграция» это заведомо провокационный и негодный проект, который  может только расколоть Украину. Что собственно и произошло.

Конечно путь от разочарования  от национальной власти  к уважению к российскому руководству долгий и непростой. Скорость движения по нему во многом будет определяться благополучием российского общества.

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram