Мечты о России. Критический анализ «Русской Доктрины». Часть 1

Если бы какое-нибудь спасительное вероучение вдруг завоевало весь мир, оно тотчас бы раскололось по меньшей мере на два резко враждебных течения (свое — истинное, другое — еретическое), и вражда и борьба пылали бы так же, как прежде; ибо человечество, увы, таково, каково оно есть.

Эрих фон Гольст

О, бедная моя Отчизна!
Тебя все строят вкривь и вкось.
На всем — печать дилетантизма
И впереди — Исус Христос.

ЖАНР И АВТОРЫ «РУССКОЙ ДОКТРИНЫ»

Передо мной — солидный том, без малого в 900 страниц: «Русская доктрина», М., ЯУЗА-ПРЕСС, 2008 (далее: РД). Как говорится в аннотации, «это целостная мировоззренческая система, дающая для современной России программу общественно-политических преобразований с достаточно глубокой степенью конкретизации».

Над томом, как можно выяснить из выходных данных, трудилось множество людей: девять авторов и членов редколлегии (общая редакция В. В. Аверьянова и А. Б. Кобякова), а также 34 эксперта и 21 консультант.

Собственно, названные два характерные обстоятельства — огромный объем и огромный же авторский коллектив — бросаются в глаза в первую очередь, порождая любопытство: что же это за доктрина такая необычная, суперсоборная. Неужели ее архитеркторам удалось собрать цельный, внутренне непротиворечивый текст вот так, с миру по ниточке?

Доктрина ведь, как правило, есть короткий документ, ярко выражающий основную идею (например, «Доктрина фашизма» Муссолини — крохотная брошюрка, всего несколько страничек). А то и вовсе лишь набор тезисов («25 неизменных пунктов германского национал-социализма»). Пишется доктрина одним-двумя идеологами, наиболее ярко выражающими основную мысль («Доктрина Монро» или «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса), иногда затем утверждается верхушкой или съездом той политической партии, которая данную доктрину поднимает на щит. А то и государством (военная доктрина РФ, экологическая доктрина РФ).

Доктрину можно выразить на юридическом языке, написав, например, проект Конституции, основного закона, по которому предстоит жить новому государству, спланированному доктринерами, — но и это тоже в объеме брошюры. Доктрина может быть и вовсе неписаной (внешнеполитическая доктрина Сталина или доктрина Европейского Союза)… А чтобы вот так, шестьдесят с лишним человек собрались и всем миром создали 900-страничную «доктрину» — это, пожалуй, прецедент в истории жанра.

В таком прецеденте изначально заложены многие риски. Например, риск нестыковок и противоречий, не всегда заметных на первый взгляд на фоне огромного объема, но лезущих в глаза при внимательном анализе. Или риск увлечения деталью отделки при принципиально неверном конструктивном решении (на балках рюшечки и бантики, а сам мост-то вдоль реки!) и т.д. Об этом мы поговорим ниже[1].

Здесь же, по моей сложившейся методе, я хотел бы остановиться на составе авторского коллектива, которым, по большому счету, и определяется все содержание текста. Опыт ветерана русского движения позволяет разобраться с этим вопросом без затруднений.

Проблема мне видится в том, что соавторы и коллаборанты отчетливо делятся на несколько групп. В одну, например, объединены заслужено известные специалисты, профессионалы (В. В. Аверьянов, И. А. Гундаров, А. Б. Кобяков, И. Я. Медведева, Ю. М. Солозобов, Т. Л. Шишова и мн. др). Их участие заметно, разделы, написанные с их помощью, насыщены мыслью, фактами, побуждающими к раздумьям, читаются с интересом. В другую — бойкие публицисты, порой даже без высшего образования (Е. С. Холмогоров), прошумевшие в публике, — А. Ю. Бородай, В. Е. Хомяков и др. Эти тоже без труда прослеживаются в общем массиве, поскольку привыкли работать в хорошо узнаваемом со времен Белинского стиле «взгляд и нечто».

Отдельную, но весомую группу составили всем знакомые лица, давно и назойливо выступающие в жанре «русская идея глазами еврея» (М. В. Леонтьев, В. Л. Махнач, А. М. Малер, К. А. Фролов, М. Л. Хазин). Трудно, да здесь и неуместно исчислить весь вред, который принесли они своими многими писаниями за долгие годы доверчивым русским читателям. Целый ряд ложных установок РД, о которых речь впереди, обязан своим появлением этим авторам.

Наконец, есть еще небольшая группка всесветно известных мифотворцев, каковыми лично я считаю сносно образованного А. Н. Савельева и несносно невежественного С. П. Пыхтина, «высокопарные мечтанья» которых уже не раз заводили в идейный тупик по очереди КРО, «Родину», «Родину — КРО» и «Великую Россию». Их ушки заметно прорезываются из наиболее безответственных страниц РД.

Как видим, авторский коллектив оказался неоднороден до предела, блистает пестротой всевозможных лебедей, раков и щук, и, если так можно выразиться, изначально разнонаправлен. Что не могло не сделать текст мозаичным, лоскутным, эклектичным.

Отсюда же и вопиющий перепад квалификационных уровней отдельных разделов, глав и фрагментов, а также общее впечатление некоторой смысловой какофонии наших новоявленных смыслократов, как они сами себя величают. Расслоение авторов на интеллектуалов-профессионалов, с одной стороны, и руководящих проектом идеологов («смыслократов», собственно доктринеров) — с другой, и не могло бы привести к иному.

В основе проекта лежит инициатива некоего Центра динамического консерватизма, персональный состав которого мне не известен. Именно Центр и должен был обеспечить идейное единство РД:

«Идеология РД представляет собой новое слово на фоне доминирующих ныне в России идеологий. В предельно сжатом виде она может быть определена как “динамический консерватизм”. Ее суть — использование традиционных принципов и ценностей русской цивилизации для целей развития нашей страны» (аннотация).

Однако, как говорят китайцы, из тысячи кошек не сделаешь одного тигра… В результате, именно доктрины, ясной, краткой, емкой, мобилизующей, создать не удалось.

Как же назвать этот труд? К какому жару отнести?

Мне кажется, подойдет вот это: «Мечты о России». И все сразу встает на свои места.

Рассмотрим подробнее: о чем мечтают некоторые наши современники.

НЕСТЬ СПАСЕНИЯ ВО МНОГОГЛАГОЛАНИИ

Наибольший объем РД занимают добротные профессиональные (чтобы не сказать: технические) тексты, посвященные конкретным направлениям государственной жизни России: экономики, демографии, внешней и внутренней политики. Это как раз та часть книги, которая читается с наибольшим интересом и вызывает наименьший скепсис.

Скажу больше: некоторые аналитические главы, посвященные военной тематике, внешней политике, экономике, демографии не только профессиональны, но и имеют отчетливо новаторский, творческий, исследовательский характер. Это не просто «размышлизмы» на пустом месте, а научно глубоко фундаментированные рассуждения. Но… как только подмешиваются «идеологические» фрагменты, высосанные из пальцев публицистов-доктринеров, впечатление сразу же портится. Так обстоит дело, например, с разделом «Русский социум», посвященным народонаселению: пока идут разработки специалистов — все хорошо (узнается профессиональный почерк Башлачева, Гундарова, Медведевой и Шишовой), но как только начинаются не обеспеченные аргументами рассуждения (например, о миграционной политике), так перо все время тянется поставить на полях: «ерунда», «чушь», «неправда».

Удачным в целом мне показался раздел «Русское хозяйство», с его установкой на национал-технократию (термин мой). Особенно я бы выделил главу «Геоэкономический расклад сил» с блистательным и крайне актуальным анализом ситуации в Китае и в мире в связи с Китаем. Китайский фактор в писаниях наших патриотов до сих пор преступно недооценивался, и я очень рад, что наконец-то наступает прозрение.

Глава, посвященная русской науке, тоже показалась мне правильной и нужной, несмотря на некоторый налет прекраснодушия и на отсутствие внятного и убедительного ответа на самый жгучий вопрос: как развернуть вспять утечку мозгов из нашей Родины, комплектующей сегодня весь мир отборными кадрами интеллигенции с самоубийственным для себя ущербом.

Пропорция разумной информации и безрассудных утопических рассуждений показалась мне явно сдвинутой в худшую сторону в разделе «Русское государство» (тут сквозит каркас отличавшегося буесловным дилетантизмом конституционного проекта, некогда созданного Пыхтиным со товарищи; скажу хотя бы об идее сосредоточить в руках главы государства — диктатора — всю военную, законодательную, исполнительную и судебную власть). Но и здесь можно встретить весьма здравые наблюдения и соображения касательно международной политики и геополитического расклада (до этнополитики наши авторы так нигде и не поднялись), а также карты угроз для России и связанной с нею военно-политической аналитики.

Ну, а что касается разделов идеологических по преимуществу, как то «Духовно-политическая нация» и «Русский дух», то к ним претензий много, а отрадного они предъявляют мало, хотя и тут есть интересные разработки, например, касательно создания специфически русского «большого стиля» в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве (по аналогии с «историзмом» 1880-х или «русским модерном» конца XIX — начала ХХ вв).

Наконец, последний раздел «Пути преобразований», посвященный внедрению РД в жизнь, показался мне в общем и целом совершенно утопическим по трем основным причинам.

Во-первых, прекрасно отдавая себе отчет в том, что в русской России правит антирусская власть, что нынешняя «элита» (она же «кремлядь») отбросила идею служения народу и утвердила в России строй с клановой экономикой и корпоративной политикой (где каждая большая и малая корпорация сама за себя и против всех), авторы явно верноподданнейше адресуют свою РД именно Кремлю. Они против революционного изменения «прогнившей государственности». Это своего рода бунт на коленях. Наши теоретики едва ли не шантажируют Кремль угрозой партизанщины, народного восстания и т.д., но при этом надеются на чудесное и добровольное преображение кремляди в слуг народа и Отечества. Тщетные надежды премудрых пескарей, на мой взгляд.

Во-вторых, абсолютно несбыточна сама по себе мечта объединить интеллигенцию (любую, а русскую в особенности) вокруг идей и идеалов, а не вокруг прав и интересов.

Я пришел в политологию именно из присяжных социологов-интеллигентоведов и в данном случае готов отвечать головой за свои слова. Собственно, определенный идейный разнобой самой РД уже подтверждает мою мысль.

При попытке навязать РД широким русским интеллигентским массам в качестве действительно руководящей и направляющей доктрины, массовое же сопротивление этому гарантировано. О том, по каким разломам пойдет это сопротивление, я скажу ниже.

В-третьих, за какие-то сто лет в России произошли огромные необратимые перемены. Дореволюционное русское более-менее монолитное общество, крестьянское в своей основе (86% населения), разложилось и исчезло, не оставив политически значимого остатка.

От «новой исторической общности людей — социально однородного советского народа» остались, после раздела СССР и передела народной собственности, лишь социально дефективные клочки и ошметки. Каждый год они, во главе с Зюгановым, маршируют мимо Кремля без попытки зайти внутрь, что символично, и обречены так и маршировать, пока не вымрут. Ни о какой «российской нации», «россиянах» говорить тем более не приходится: такой нации как не было, так и нет, и не будет. А новое русское общество на сегодня пока не сложилось, будучи разделенным по многим граням и водоразделам.

Что же общего у разрозненных, разделенных и часто враждебных друг другу социальных групп русского мира, не связанных ни общественным положением, ни материальными интересами? Что же все еще позволяет нам говорить о существовании единого русского народа, русского племени в кругу иных племен мира? Только одно: кровь! Биологическая общность происхождения. И связанная с этим происхождением общая национальная, племенная история русских побед и поражений. Все прочие традиционные основы национального единства, такие как вера и культура, и так назваемые архетипы, разлагаются и исчезают на наших глазах, мало котируются у молодых русских людей. И даже язык деградирует и начинает разъединять поколения, теряющие взаимопонимание.

Можно сожалеть об этом, возмущаться, но нельзя не констатировать этот факт, закрывать на него глаза. Согласно опросам ВЦИОМ и других социологических служб, ценности, традиционно считавшиеся для русского народа базовыми, сегодня не воспринимаются уже большинством как ценность и не консолидируют нацию. Поэтому новый национальный общероссийский подъем может состояться сегодня только на новой базе — на базе русского национализма, причем сам национализм должен быть исключительно этническим, с опорой на общность русской крови, и никаким другим.

Но именно этот принцип с порога отвергается авторами РД самым решительным образом. Это, конечно, неудивительно, учитывая вышеупомянутый состав коллектива. Но нам от этого не легче, ибо единственная верная перспектива перекрывается при этом наглухо, а нам, под видом «русской», в действительности предлагается заведомо несбыточная и постылая «россиянская» доктрина…

По сим печальным обстоятельствам я сильно сомневаюсь, что добросовестные, трудоемкие и объемистые наработки высококвалифицированных специалистов, попав в столь дурное идеологическое обрамление, окажутся востребованными. Их попросту некому будет проводить в жизнь. Бесценная жемчужина, заключенная в дешевенькую пластмассовую оправу, не будет оценена по достоинству и не станет объектом вожделения могущественных общественных сил…

(Продолжение следует)





[1] По мнению корифея этологии Конрада Лоренца (1903-1989), в наше время слово «доктрина» вообще скомпрометировано в глазах тех, кто намерен твердо знать что-либо, а не просто верить в рукотворные гипотезы новоявленных пророков. С этой точки зрения название книги не кажется самым удачным.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram