Мастера пенсионного обеспечения

Увольнение «по собственному желанию» главы Пенсионного фонда России Геннадия Батанова вновь всколыхнуло интерес к работе Фонда и фигуре теперь уже бывшего Председателя.

Какие только версии не выдвигались: говорили, что многочисленные проверки обнаружили в ПФР финансовые нарушения, что не были соблюдены законодательные требования по госзакупкам, что народ уже достали офисные новоделы, в которые располагаются региональные отделения ПФР. (Глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин по этому поводу заметил: «Ну, вообще надо скромнее быть»).

Появились и вовсе экзотические объяснения, навроде умозаключения депутата Хинштейна, что, мол, отставка Батанова — месть со стороны политического трупа Зурабова.

Скажем сразу — в Пенсионном фонде происходит обычная ротация руководящего состава. Все разговоры о якобы имевших место махинациях с пенсионными деньгами так и останутся слухами. Если бы проверяющие инстанции, прежде всего Генпрокуратура и Счетная палата, для работы которым в головном офисе ПФР на Шаболовке отвели целый этаж, действительно «накопали» что-нибудь серьезное, с предъявлением обвинений церемониться не стали. Прошлогодняя история с руководством Фонда обязательного медицинского страхования — яркое тому подтверждение.

К слову о махинациях. Не так давно на средства Пенсионного фонда, то есть на деньги пенсионеров, были куплены квартиры, целых десять штук. Но оформлением занимался не лично Батанов, а исполнительная дирекция ПФР во главе с исполнительным директором Павлом Авериным. Другое дело, как эти квартиры распределялись. Достались они не наиболее нуждающимся, а тем, кто уже владел тремя, а то и четырьмя объектами недвижимости. Неудивительно, что часть приобретенного жилья тут же была перепродана.

Батанову ставили в упрек аренду представительских иномарок по запредельным расценкам — до $30 тыс. в месяц за машину, что превышает рыночные ставки как минимум в 10 раз. Но и здесь Батанов ни причем. Хозяйственными операциями в ПФР занимается соответствующее управление, а Председатель если и подписывает договора, то с визами и заключениями руководства всех заинтересованных служб Фонда.

В прошлом году в ПФР вскрылась сомнительная операция с покупкой компьютерного оборудования по явно завышенным ценам. Проверяющие инстанции проводили обыски и выемки документов не только в самом Фонде, но и в организациях-поставщиках. Впрочем, и здесь формально все оказалось по закону: фирмы выигрывали открытые конкурсы, техника была поставлена полностью, а дальнейшая судьба контрагентов Пенсионный фонд волновать не должна.

Уже давно бельмом на пенсионном глазу стали роскошные дворцы отделений и филиалов ПФР. Однако основные средства на строительство ультрасовременных зданий выделялись не Батановым, а его предшественником Зурабовым. При Батанове расходы на капитальное строительство уменьшились в 2007 году до 1,6 млрд. рублей или 0,09% всех расходов Фонда, а в 2010 году по этой статье планируется израсходовать всего 600 млн. рублей или 0,02% всех расходов.

В подтверждение версии о штатной смене руководства в ПФР говорят несколько дополнительных аргументов. Во-первых, Геннадий Батанов — креатура влиятельнейших Председателя Счетной палаты Сергея Степашина и Генпрокурора Юрия Чайки, с которыми бывший генерал-»политрабочий» работал еще в Министерстве юстиции и той же Счетной палате. Во-вторых, бывший руководитель ПФР был исполнительным и конъюнктурным чиновником, чутко и многократно улавливавшим дуновения верховных ветров. В-третьих, в ПФР Батанов пользовался едва ли не самым большим уважением среди всех, кто когда-либо возглавлял эту структуру.

Но… Каждому овощу свой срок — пора уступать дорогу более молодым и алчным. То, что пенсионное хозяйство в который раз может возглавить непрофессионал, никого не волнует.

ПЕНСИИ ПАХНУТ НЕФТЬЮ

Если следовать теории и практике мирового пенсионного страхования, российский Пенсионный фонд должен был стать страховым институтом, аккумулировавшим часть наших доходов для последующих выплат и накоплений.

Однако с момента образования в конце 1991 года, ПФР столкнулся с острой нехваткой средств, вызванной массовым неперечислением взносов и огромным количеством получателей «серых» зарплат. Пенсии большей частью выплачивались из бюджета, денег в котором постоянно не хватало. Сейчас уже мало кто знает, что лет 10 назад ПФР управлял собранными средствами в режиме онлайн — руководство Фонда получало информацию о перечисленных взносах на Дальнем Востоке и тут же перебрасывало деньги в те регионы, где проблема с выплатами пенсий была наиболее острой.

Ситуация начала немного выправляться в начале этого десятилетия. Понемногу начали возрастать нефтегазовые доходы бюджета. Был введен ЕСН, доля пенсионных взносов в котором составляла 28% из 35,6%. Пенсии в период 2000-2004 годов увеличились более чем в 2,5 раза. Бюджет ПФР из хронически дефицитного стал профицитным: например, по итогам 2003 года остаток средств бюджета ПФР составил 100,4 млрд. рублей, а по итогам 2004 года — 66,5 млрд. рублей (вот где истоки пенсионных дворцов, заложенных Зурабовым, отвечать за которые почему-то выпало Батанову). Правда, с 2002 года в стране началась пенсионная реформа, но ее истинные цели пока остаются тайной: то ли руководство страны действительно хотело позаботиться о будущих пенсионерах, то ли за счет пенсионных накоплений государство собиралось погасить часть внешнего долга, выплаты по которому в 2003 году составили $17 млрд.

Все изменилось в 2005 году, когда страну одновременно сразили монетизация и снижение ЕСН. Стремясь погасить народное недовольство, правительство одним махом увеличило базовую часть трудовых пенсий в полтора раза. По итогам первого полугодия 2005 года был пересмотрен в сторону увеличения расходов федеральный бюджет. Уменьшение ставки ЕСН привело к дефициту средств в ПФР, восполняемому за счет сверхдоходов от продажи сырья. Да и надежды, что люди начнут показывать «белые» зарплаты (напомню, что чуть раньше ЕСН до «плоских» 13% был снижен подоходный налог), так и не оправдались.

В результате даже согласно официальным данным дефицит страховой части бюджета ПФР, покрываемый за счет федеральных средств, в 2008 году составит 171,8 млрд. рублей. Еще 708,3 млрд. рублей государство перечислит в ПФР на выплату базовой части пенсии. Общая же сумма средств, запланированных в 2008 году на выплату трудовых пенсий (трудовые пенсии получают 94% всех российских пенсионеров) составит 1 639,5 млрд. рублей. Выходит, что в будущем году из средств федерального бюджета, более чем на треть наполненного нефтерублями, в ПФР будет перечислено 880,1 млрд. рублей или 53,7% трудовых пенсий. А ведь еще существуют государственные пенсии, социальные пенсии, дополнительные пенсии…

Дефицитный бюджет ПФР — главное доказательство абсурдности обвинений руководства в Фонда в том, что они, якобы, так и не научились «зарабатывать деньги». Базовая часть и средства на многочисленные пособия поступают из федерального бюджета, накопительная часть перераспределяется во «Внешэкономбанк», негосударственные управляющие компании и пенсионные фонды, а страховая (распределительная) часть ЕСН « с колес» идет на выплату пенсий. Ну и на чем зарабатывать?

В последние годы проявилась еще одна противоестественная тенденция — ПФР из страхового института превращается в большой собес. Сегодня ПФР осуществляет ежемесячные денежные выплаты ветеранам, инвалидам, блокадникам, Героям, тем, кто подвергся воздействию радиации, выплачивает компенсации по уходу за нетрудоспособными гражданами, даже заявления на предоставление «материнского капитала» и то регистрирует ПФР. Львиная доля этих обязанностей возникла при министре Зурабове. Возвращать несвойственные ПФР функции обратно в органы социального обеспечения почему-то никто не торопится.

За 16 лет существования нового российского государства что экономика, что пенсионная система так и не были отстроены. Достаточно сказать, что по оценкам Всемирного банка 46% российской экономики до сих пор пребывает в нелегальном секторе, а более половины всех доходов ПФР составляют бюджетные дотации.

С чем пожалует преемник Пенсионного головы?

ПЛАН МИСТЕРА ИКС

Происходящие перестановки в руководстве социальных внебюджетных фондов (кроме Батанова свой пост в связи с переходом на депутатскую работу в Госдуму оставила Председатель Правления Фонда социального страхования Галина Карелова) свидетельствуют о том, что смена руководящих кадров в высшем государственном управлении страны уже началась. Судя по всему, новый министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова сохранит свой статус после президентских выборов. Вполне вероятно, что и многие другие члены кабинета министров останутся при своих должностях.

Что же произойдет в российском социальном обеспечении? На смену Батанову в ПФР придет креатура новой власти, а руководитель Фонда социального страхования, скорее всего, так и не будет назначен, поскольку в Минздравсоцразвития вынашиваются планы по слиянию двух фондов, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования. Если слияние будет сопровождаться разделением самого министерства на два «новых-старых» (Министерство здравоохранения и Министерство социальной защиты с передачей последнему всех нестраховых функций, с избытком розданных по социальным страховым Фондам Зурабовым), можно надеяться, что порядка в российском социальном обеспечении станет больше. По крайней мере, Фонды будут заниматься социальным страхованием, собирая и распределяя наши взносы, а Министерство соцзащиты — социальным обеспечением, получая деньги из федерального и региональных бюджетов.

Для усиления социально-популистского эффекта от действий властей новый Председатель Правления ПФР придет с очередной пенсионной реформой. Уже более месяца в Минздравсоцразвития денно и нощно разрабатываются изменения в действующей пенсионной системе. Перечислим основные.

Прежде всего, предлагается перераспределить те 6% ЕСН, что идут на формирование базовой части трудовой пенсии. Базовая часть перейдет в разряд государственного социального обеспечения, а высвобождающиеся 6% будут разделены между ПФР и другими социальными фондами, где также присутствует дефицит средств. Далее, будет пересмотрена формула расчета размера трудовой пенсии. Сегодня основное недовольство пенсионеров вызывает расчетный период выплаты пенсии, составляющий 19 лет. При средней продолжительности жизни в России в 65,9 лет (мужчины в среднем живут 59,1 лет) прогнозный срок выплат выглядит издевательством. Наконец, будут повышены различные виды социальных пенсий, также выплачиваемые за счет федерального бюджета. Так что в будущем году пенсии будут увеличены не только за счет индексаций, но и благодаря изменениям в пенсионном законодательстве.

А теперь о проблемах, решение которых опять отложено в долгий ящик. Это несправедливое социальное налогообложение, предполагающее уменьшение ставки ЕСН с годового дохода свыше 280 тыс. рублей, и послабления отдельным категориям налогоплательщиков, например, адвокатам или частным нотариусам. Это разрушающаяся система негосударственного пенсионного обеспечения, в которой из 260 негосударственных пенсионных фондов через несколько лет на плаву останутся не более 30. Это игнорирование необходимости создания профессиональных пенсионных систем, предназначенных для тех, кто трудится на тяжелых работах или в неблагоприятных климатических условиях. Это в упор не замечаемый непрофессионалами от соцзащиты переход мировых пенсионных систем с государственно-распределительного на паритетно-накопительный принцип пенсионного обеспечения, при котором в формировании пенсионных накоплений помимо работника участвует не государство, как у нас, а работодатель.

Интересно, доживем ли мы до того дня, когда к управлению социальной сферой придут люди, в будущем рассчитывающие прожить только на честно заработанную пенсию?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram