Бюджет досрочных выборов

Проект федерального бюджета на 2006 г. предусматривает существенное увеличение расходов почти по всем крупным статьям (см. табл.1).

Проявляемое при этом пренебрежение насущными вопросами не только бюджетного контроля, но даже характера и направления использования этих средств (клиническим проявлением чего представляется передача на усмотрение правительства механизмов и направлений использования инвестиционного фонда) исключает гипотезу о внезапном изменении курса государства со стабилизации на модернизацию.

Единственное логичное объяснение демонстративного разворота экономической политикиподготовка к избирательной кампании. Поскольку поддерживать установленные темпы наращивания бюджетных расходов уже в 2007 г. будет по объективным причинам невозможным (а снижение темпов роста обманывает сформировавшиеся ожидания и вызывает политически опасное разочарование), проект бюджета-2006 представляется отражением планов проведения досрочных выборов уже в конце 2006 г.

Дополнительным аргументом в пользу этого служит разработка Минфином документа "Бюджетная политика 2006–2008 годов", носящего несвойственный этому ведомству характер откровенной предвыборной пропаганды, а также абсолютно предвыборное по стилистике выступление Путина 5 сентября 2005 года.

Существенно, что, хотя формально президент говорил о мерах, намеченных на трехлетний период бюджетного планирования, то есть 2006-2008 годы, наиболее значимый и эффектный шаг — повышение зарплат участковых терапевтов, педиатров (отменяемых, кстати, прорабатываемой реформой здравоохранения) и врачей общей практики "в среднем" на 10 тыс.руб., а медсестер "как минимум" на 5 тыс.руб. — намечен уже на начало 2006 г. (По опросу ФОМа, верит в решение этой задачи 14% населения, не верит — 10%, а по заявлению Зурабова, президентское повышение зарплаты коснется лишь 8% врачей).

Весьма характерны и другие поручения, данные нынешним президентом вполне в предвыборном стиле Б.Н.Ельцина:

· провести масштабную газификацию страны, в первую очередь сельских районов — не менее чем на 35 млрд. руб. на 3 года по предложению "Газпрома", что крайне опасно, учитывая предстоящий России дефицит газа (по опросу ФОМа, в это верит 13%, не верит 12% населения);

· оснастить школы Интернетом (+12%, ׫%; Путин говорил об оснащении "как минимум" 20 тыс. школ за 2006–2007 годы и доведении их числа в 2008 до "более 30 тыс.", чтобы в итоге Интернетом было оснащено более половины школ России; забавно, что основной объем работ в этом направлении и по сей день, насколько можно понять, выполняется за счет благотворительных программ М.Ходорковского, плоды усилий которого Путин изящно занес в свой актив);

· оснастить "новым диагностическим оборудованием… более 10 тысяч муниципальных поликлиник, из них более трети на селе, а также значительное число районных больниц и фельдшерских пунктов. Это практически все первичное звено здравоохранения. У нас их чуть больше, около 17,5 тысячи, но разница — это ведомственная сеть" (+9, ׯ%);

· обеспечить дешевые кредиты на покупку жилья (+7, 㬈%);

· повысить зарплаты "квалифицированных научных сотрудников" РАН "в среднем" до 30 тыс.руб. (+5, 㬆%);

· построить центры медицинских технологий в российских регионах (+4, 㬇%);

· создать новые университеты в Сибирском и Южном федеральных округах (+4, ׮%).

Не менее характерны и инициативы президента, степень доверия населения к которым лояльный Кремлю ФОМ выяснять не стал:

· "Обеспечить подготовку более десятка тысяч участковых врачей и врачей общей практики… Обновить автопарк "скорой помощи", включая приобретение реанимобилей, медоборудования и современных систем связи".

· "Число граждан, которым за счет федерального бюджета будет оказана высокотехнологичная медицинская помощь, должно вырасти к 2008 году не менее чем в четыре раза".

· "Решить вопрос… об открытии бизнес-школ для подготовки управленческих кадров в Московском регионе и Санкт-Петербурге".

· "Будет учреждено не менее 5 тысяч индивидуальных грантов для школьников, студентов, молодых специалистов".

· "В течение 2006 года надо завершить переход к так называемому нормативному финансированию учебного процесса, при котором бюджетные средства следуют за учащимися".

· "учредить ежегодные поощрения в размере 100 тысяч рублей для 10 тысяч лучших учителей страны".

· "К 2007 году обеспечить значительный рост объемов жилищного строительства. …К уровню 2004 года не менее чем на треть".

· Комплекс мер по развитию сельского хозяйства.

· "Будет создан совет по реализации приоритетных национальных проектов, деятельность которого буду контролировать лично… В его состав могут войти представители всех уровней власти, местного самоуправления, основных политических сил… экспертные и деловые круги".

В конце 2006 г. могут быть проведены лишь досрочные выборы во вполне ничтожную Госдуму. Повышенное значение, придаваемое им, означает, что Госдуме предстоит сыграть исключительно значимую роль. Единственная правдоподобная сегодня гипотеза — подготовка перехода от всенародного избрания президента к его избранию Госдумой.

Это облегчит сохранение Путина президентом на третий срок, в чем, как представляется, заинтересована преобладающая часть его окружения, устранит противоречие между всенародным избранием президента и "избранием" губернаторов региональными парламентами и явится достойным завершением политической реформы, направленной на искоренение демократических процедур и институтов. (Неявно эта реформа была начата Путиным почти сразу же после прихода к власти, а открыто она была объявлена им 13 сентября 2004 г., под прикрытием бесланского кошмара.)

В то же время не вызывает сомнений, что за предстоящее до конца 2006 и тем более до весны 2008 г. время могут произойти самые разные события, вынуждающие государство отказаться от реализации планов, проявлением которых стал бюджет-2006.

Таблица 1

Функциональная структура расходов федерального бюджета

Наименование

расходов

2005 год

2006 год

Изменения

(млн. руб.)

утверждено*

(млн. руб.)

% расходов

% расходов

проект

(млн. руб.)

Всего расходов

3 396 268,7

   

4 270 114,7

873 846,0

( + 25,7 %)

Общегосударственные вопросы, в т.ч.:

491 327,7

14,5

15,2

647 040,9

155 713,2

(+ 31,6 %)

· обслуживание госдолга

244 150,3

8,0

4,7

202 482,2

- 41 668,1

(- 20,6 %)

· инвестиц. фонд

-

-

1,6

69 741,2

впервые

Национальн.оборона

549 680,4

16,2

15,7

667 257,4

117 577,0

(+ 21,4 %)

Нац. безопасность и правоохран. деят-ть

442 552,3

13,0

12,6

540 248,0

97 695,7

(+ 22,1 %)

Национ. экономика

253 507,2

7,5

7,9

338 577,0

85 069,8

(+ 33,6 %)

ЖКХ

10 098,2

0,3

0,7

31 627,4

21 529,2

(+ в 3,1 р.)

Охрана окружающей среды

4 782,3

0,1

0,1

6 335,2

1 552,9

(+ 32,4 %)

Образование, в т.ч.:

162 947,7

4,8

4,8

206 029,0

43 081,3

(+ 26,4 %)

· начальное профессиональное

4 267,9

0,1

0,2

6 728,5

2 460,6

(+ 57,7 %)

· среднее профессиональное

20 424,4

0,6

0,5

21 840,8

1 416,4

(+ 6,9 %)

· переподготовка и повышение квалиф-и

2 360,9

-

-

3 912,6

1 551,7

(+65,7 %)

· высшее профессиональное

114 699,7

3,8

3,7

158 922,9

44 223,2

(+ 38,5 %)

Культура, кинематография, СМИ

46 149,1

1,3

1,2

50 448,1

4 299,0

(+ 9,3 %)

Здравоохранение и спорт, в т.ч.:

87 876,4

2,8

3,4

145 845,3

57 968,9

(+ 66,0 %)

· здравоохранение

73 811,9

2,2

3,0

127 570,0

53 758,1

(+ 72,8 %)

Социальная политика

177 476,0

5,2

4,9

209 559,0

32 083, 0

(+ 18,1 %)

Межбюджетные трансферты

1 169 871,2

34,4

33,4

1 427 147,4

257 276,2

(+ 22,0 %)

* с учетом дополнительных ассигнований расходной части на 348 339,4 млн. рублей, утвержденных ФЗ от 5.07.2005 г. № 84-ФЗ

Источник: Госдума РФ

Косвенным подтверждением преимущественно пропагандистского характера изменений в бюджетной политике служит рассмотрение укрупненных групп расходных статей (см.табл.2).

В силу изменения бюджетной классификации с начала 2005 г., существенно снизившего прозрачность бюджета, эти укрупненные группы во многом условны (так, фундаментальная наука включена в раздел "общегосударственных нужд").

Кроме того, в отличие от прошлых лет после мы не можем однозначно трактовать межбюджетные трансферты как расходы социальной направленности, так как их рост в критически значимой степени стал вызываться не усилением социальных приоритетов федеральных властей, но усилением финансового давления на регионы.

Однако в целом картина представляется адекватной и наглядной.

Действительно, в максимальной степени в 2006 г. растут расходы на нужды экономики (на 61,1%) и социальную сферу (32,8%). Но в силу их незначительности основная часть общего прироста расходов по-прежнему приходится на общегосударственные нужды.

Таким образом, несмотря на некоторые структурные улучшения, бюджет-2006 года остается военно-полицейским, а не бюджетом экономической или социальной модернизации.

С учетом инерционности бюджетного процесса структурные изменения значительны. Но в части финансирования силовых структур, например, они всего лишь исправляют чудовищный перекос 2005 г., когда расходы на их нужды ощутимо превысили 30% общего объема расходов.

При этом видимых мер по росту эффективности этих расходов (которые наглядно не ведут к повышению обороноспособности, укреплению безопасности и правопорядка) не предусматривается.

Таблица 2

Реальные приоритеты государства: прирост

непроцентных расходов по укрупненным группам статей

 

Прирост расходов в 2006 г. к бюджету-2005

Доля в непроцентных расходах

 

Млрд.

руб.

%%

Доля общего прироста

2005

2006

ВСЕГО НЕПРОЦЕНТНЫЕ РАСХОДЫ

+915,5

+29,0%

100,0%

100,0%

100,0%

Государство

+342,9

+27,7%

37,5%

39,3%

38,9%

в т.ч. оборона, безопасность, правопорядок

+215,3

+21,7%

23,5%

31,5%

29,7%

Экономика

+154,8

+61,1%

16,9%

8,0%

10,0%

Социальная сфера

+160,4

+32,8%

17,5%

15,5%

16,0%

Межбюдж. трансферты

+257,3

+22,0%

28,1%

37,1%

35,1%

Источник: расчет на основе данных Госдумы РФ.

Некоторое ослабление главных, военно-полицейских приоритетов бюджета пока не позволяет говорить об их замене на те или иные "гражданские" приоритеты, хотя и порождает у людей, по долгу службы или вере в лучшее все еще доверяющих правящей бюрократии, надежду на закрепление наметившихся тенденций в будущем.

Делягин Михаил Геннадиевич, председатель Президиума — научный руководитель Института проблем глобализации.

 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram