Европейская интеграция и евразийское стратегическое партнерство: шанс для Украины

20-й Экономический Форум, Кринице Здруй, 9 сентября 2010 года

Дорогие друзья!

Мы с большим удовольствием уже довольно долго сотрудничаем с польской стороной, и я благодарю лично господина Зигмунта Бердыховского и возглавляемый им Институт за поддержку и понимание вопросов важности интеграции Украины в мировое сообщество. Наш Фонд имеет планы долгосрочного сотрудничества с польской стороной. И сегодня в день 50-летие руководителя Института Восточноевропейских исследований господина Зигмунта Бердыховского мне очень приятно поблагодарить его за совместную работу.

Возвращаясь к теме сегодняшней панели, я считаю, что она очень важна, потому, что существует много критических моментов по поводу роли Украины в геополитических и геоэкономических аспектах развития Евросоюза, континента и в целом мирового сообщества. Но я хочу с полной уверенностью доказать, что интеграционные процессы, которые происходят в Европе и в мире невозможны без Украины.

За последние полгода с новым руководством наша страна сильно изменилась. Создана новая правящая парламентская коалиция, сформировано эффективное правительство, определены основные стратегические цели государственной политики, делается все, чтобы были начаты реальные экономические реформы.

Только за последние полгода ВВП возрос на 6,3%, объемы произведенной промышленной продукции увеличились на 12%.

Эта позитивная динамика нуждается также и во внешнеполитическом и внешнеэкономическом обеспечении. Летом этого года парламент Украины принял матричный Закон „О принципах внутренней и внешней политики”. Интеграция в европейское политическое, экономическое, правовое пространство, перспектива членства в Европейском Союзе определены в качестве одного из ключевых принципов внешней политики.

Последнее десятилетие наша страна адаптирует свое законодательство к европейским требованиям, реализует рекомендации, которые озвучивает Брюссель. Но не всегда, на мой взгляд, это бывает полезно на данном этапе развития страны. Но, тем не менее, принятое решение, которое поддержано парламентом, реализовывается.

По нашему мнению, настало время изменить дискурс украинской евроинтеграции. Перейти от создания иллюзий «скорого европейского счастливого будущего» для Украины к формированию инструментария влияния Киева на принятие важных решений в Евросоюзе в отношении нашей страны.

Я говорю о максимальной возможной интеграции Киева и Брюсселя, о повышении уровня диалога Киева и Брюсселя, о создании площадки, где украинская сторона сможет участвовать в выработке европейской «восточной политики». Эта инициатива прямо проистекает из духа стратегического партнерства Украины и ЕС. Такой инструмент (можно назвать это комиссией высокого уровня или как то по другому) должен стать основной добавленной стоимостью нового Соглашения об ассоциации Украины и ЕС, отличающий этот документ от старого Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.

Подчеркивая европейский выбор, мы являемся сторонниками интеграции и развития взаимовыгодных политических и экономических отношений с государствами-лидерами мирового развития.

В этом контексте, для Украины нормализация отношений с Российской Федерацией является составной частью нашего европейского выбора. Киев стремится к созданию системы взаимозависимости по линии Украина — ЕС — Россия, в которой не было бы места противостоянию.

Некоторым нашим европейским друзьям кажется, что Киев чрезмерно увлекся дружбой с Россией. Однако, для того, чтобы стратегическое партнерство Украины и России приобрело реальное содержание необходимо окончательно решить вопросы, которые в последние пять лет служили точкой конфликта между нашими странами. Символические «ценности» наших русофобов не могли быть конвертируемы в реальные активы суверенитета Украины.

Киев стремится найти свое место в современных интеграционных процессах, вернуть себе статус субъекта регионального политического пространства. Развитие нашей страны может быть успешным лишь при условии самого активного участия не только в евроинтеграционных, но и в трансрегиональных интеграционных проектах в Евразии, например — таких как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Мы имеем в виду не только перспективу получения статуса «партнера по диалогу ШОС», но и создание механизмов соучастия стран-соседей евразийских интеграционных объединений в разработке и принятии решений в вопросах экономической, энергетической и гуманитарной политики континента.

Недавно мы провели в Киеве довольно крупное мероприятие, посвященное взаимоотношениям Украины и ШОС. Я могу сказать, что почва для обсуждения есть и реальное движение в эту сторону тоже существует. Это также подчеркивает последний визит Президента Виктора Януковича в Китай.

Следующей инициативой фонда «Единый мир» является проведение трансрегионального Евро-Азиатского форума, который должен заложить институциональную основу для формирования общего экономического пространства. В этом процессе именно Украина занимает центральное место как мост между Европой и Азией, модератор транзитного пространства. Я приглашаю всех, кто поддерживает эту идею, для проведения такого крупного мероприятия.

Для Украины важно быть интегрированной в два мощных интеграционных пространства: Европы и Евразии. Без участия Киева в коммуникации Запада и Востока не возможны крупные трансрегиональные проекты в энергетике и транспорте. Украина — это не просто мост между культурами и экономическими пространствами, а составная часть новой архитектуры многополярного мира. Достичь этого можно только на основе «открытого регионализма», полиформатности участия в интеграции и кооперации усилий в рамках глобального пространства Евразии.

Важной особенностью нынешнего подхода Украины к европейской интеграции и евразийскому стратегическому партнерству является реализация внеблоковой политики, которая на данном этапе более всего отвечает современным внутриполитическим и международным реалиям и интересам нашего государства.

Внеблоковость — это не уход в себя. Мы прекрасно понимаем слова: «в опасные времена не уходи в себя. Там тебя легче всего найти». Для Киева внеблоковая политика не значит сворачивание сотрудничества с НАТО или отказ от активной дискуссии о будущей системе безопасности в Европе. Мы лишь говорим, что Украина не желает участвовать в устаревших системах военной безопасности.

Для нас эффективное управление взаимозависимостью в рамках Большой Европы куда более перспективно, чем блоковое противодействие. Понятно, что оптимальная внешнеполитическая стратегия будет сочетать эти элементы, однако удельный вес сотрудничества должен превалировать. К тому же, в стратегической перспективе, определяющим для национальных интересов Украины останется региональное сотрудничество.

Пора расставаться с иллюзиями, связанными с формированием системы европейской безопасности с опорой на один центр. Формируемая система неизбежно будет много-центричной. Лишь признавая реальность, а не убегая от нее, разрабатывая новые подходы и дискутируя, а не повторяя заклинания типа “мы этого не допустим никогда”. Только развивая практику диалога по сложным вопросам европейской безопасности со всеми участниками процесса (НАТО, ОДКБ, ОБСЕ), можно обеспечить Украине достойное место в Европе.

Именно поэтому, наш Фонд способствует, поддерживает и пропагандирует интеграционные процессы в борьбе с глобальными вызовами, которые можно преодолеть только ОБЪЕДИНЕННЫМИ СИЛАМИ.

Спасибо за внимание.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram