Победа российской дипломатии и российского руководства

Если решение отложить реализацию планов по размещению элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше действительно принято администрацией США, то это можно считать победой российской дипломатии. Россия всегда считала, что ПРО в Европе будет направлено не столько против Ирана, сколько против нее самой, и на протяжении последних лет протестовала против возможности осуществления Соединенными Штатами подобных планов. Решение американской администрации прислушаться к позиции России – это, конечно, победа (если решение будет подкреплено не только на уровне телефонного разговора с премьер-министром Чехии, но и будет оформлено в виде официального документа).

Причина, по которой американская администрация отказывается от этой программы, достаточно проста – это возмущение Москвы, возмущение активное, деятельное. Предшествующая администрация Джорджа Буша была готова идти на конфликт с Россией по данному вопросу и была склонна к достаточно агрессивной политике.

Нынешняя администрация Барака Обамы пытается создать некий мировой консенсус, то есть опираться в международных делах не только на грубую силу, но и на мировое общественное мнение, и, естественно, американцам для этого приходится идти на какие-то уступки. До последнего времени администрация Обамы пыталась никаких уступок России не делать, кроме необязательных риторических комплиментов. И очень хорошо, что дело, наконец, дошло и до реальных действий в пользу России. Поэтому если решение об отмене или хотя бы приостановке программы по размещению ПРО в Восточной Европе будет принято, то это можно будет рассматривать как победу российской дипломатии и российского руководства – Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

Понятно, что американская администрация будет мотивировать это решение не только стремлением улучшить отношения с Россией, но и дефицитом ресурсов, и тем, что угроза со стороны Ирана оказалась не совсем такой значительной, как казалось ранее, - и эти аргументы уже прозвучали. Но в общем и целом главной причиной стало именно недовольство Москвы, потому что и деньги американцы смогли бы найти – несмотря на экономический кризис они обладают громадной экономической мощью, - и насчет Ирана они могли выдвинуть совершенно другие тезисы. Однако администрация Обамы после полугодового хождения вокруг да около принимает решение, которого ожидали от нее еще несколько месяцев назад.

Другое дело, что тут надо держать ухо востро, потому что американцы часто пытаются вместо реальных решений ограничиться обещаниями. Нужно, чтобы телефонный разговор Обамы и премьер-министра Чехии, в ходе которого будто бы было заявлено, что Америка не намерена размещать ПРО в Чехии, вылился в официальное решение американских властей, президентскую директиву или иной акт, которым подобные решения оформляются.

Безусловно, этот шаг приведет к снижению напряженности в Европе, смягчению противостояния между Россией и восточноевропейскими странами, потому что эта программа, безусловно, была некой точкой консолидации для антироссийски настроенных сил в Восточной Европе. Теперь американцы демонстрируют, что они не являются однозначным союзником Восточной Европы в ее крестовом походе против России, этим самым позиции восточноевропейцев, безусловно, ослабляются.

Кроме того, решение проблемы ПРО открывает путь к решению еще одной крупной проблемы, вызывающей беспокойство России, а именно проблемы вступления в НАТО Украины и Грузии (прежде всего это касается Украины как крупного славянского государства, нашего ближайшего соседа). До сей поры, хотя Запад и прислушивался к мнению Москвы и не дал Украине и Грузии так называемого плана действий по вступлению в НАТО, (являющегося, по сути, программой для кандидатов на непосредственное вступление в альянс), тем не менее, было принято стратегическое решение о том, что Украина и Грузия станут членами НАТО, хотя и неизвестно когда. Если Запад откажется и от этого решения, то это будет совсем хорошо для России.

Что касается изменений на глобальном уровне, то, конечно, необходим какой-то новый механизм обеспечения безопасности в Европе, которая сейчас расколота на блок НАТО и блок сторонников России, ОДКБ. Необходим какой-то механизм, который позволил бы снизить напряжение в европейских делах, а, во-вторых, позволил бы России не чувствовать себя ущемленной, затравленной, обложенной со всех сторон иностранными военными базами. И если бы такой механизм был создан, что уже предлагал в начале года президент Медведев, это было бы весьма позитивным шагом.

Ранее предполагалось, что роль подобного механизма будет выполнять Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, и, собственно говоря, в начале 90-х годов она с этой целью и создавалась, но сегодня эта организация превратилась фактически в инструмент антироссийских сил. Поэтому нужно что-то новое, нужен новый механизм взаимодействия и учета интересов. Если пофантазировать, то можно представить появление общеевропейского аналога ООН, то есть ООН регионального масштаба. В рамках этой организации учитывались бы интересы всех стран и предпринимались меры по усилению доверия в рамках всего европейского пространства. В настоящее время нет никакой необходимости в противостоянии военных лагерей в Европе – «холодная война» закончилась, и Россия никому не угрожает.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram