Доверенное лицо Прохорова обвиняют в особо крупном мошенничестве



Чтобы не отдавать 1 млрд рублей, активист «Гражданской платформы» в Ивановской области Дмитрий Сиганов хотел сбежать в США Банк ВТБ обратился в правоохранительные органы с просьбой привлечь к уголовной ответственности председателя гражданского комитета партии "Гражданская платформа" в Ивановской области и доверенное лицо Михаила Прохорова на президентских выборах в 2012 году Дмитрия Сиганова.



Финансисты обвиняют его в причинении ущерба в 1,09 млрд рублей, что оценивается по действующему законодательству как особо крупный размер. Как следует из официального пресс-релиза ВТБ, распространенном 21 июня 2013 года, предприятия, входящие в группу компаний «Роско», принадлежащей Дмитрию Сиганову, с июля 2010 года по декабрь 2011-го кредитовались в банке ВТБ 10 раз. На развитие бизнеса деньги брали ООО «Омакс», ООО «Эколига», ООО «Ивановский текстиль», ЗАО «Ивановская текстильная фабрика» и ООО «Промсбыт». Общая сумма кредитов составила 931 млн рублей. Поручителями по всем ссудам выступил основной владелец «Роско» Дмитрий Сиганов и директора компаний.



Кредиты брались под залог имущества предприятий. Спустя месяц (!) после последнего кредита, в январе 2012 года, в банк ВТБ прилетело «письмо счастья» за подписью Дмитрия Сиганова: предприятия, бравшие кредиты, вернуть деньги не смогут, поскольку их производственные фонды, на модернизацию которых брались деньги, так и остались изношенными, а значит, по-прежнему не в силах конкурировать с западными компаниями. Нет дохода – нет денег. Мол, самим на жизнь не хватает.



В марте 2012-го Сиганов прислал банку подтверждение: денег ждать не нужно, с января месяца ничего не изменилось. На данный момент – учитывая пени за просроченные выплаты по кредитам – группа компаний Дмитрия Сиганова должна банку 1,09 млрд рублей. При этом, как пишут блогеры именнo с такой задолженностью председатель гражданского комитета партии «Гражданская платформа» в Ивановской области решил поехать в долгосрочный отпуск в США. «Скорее всего, что отпуск этот должен был стать бессрочным, но приставы этим планам помешали. Получается, что "ГП" - это партия олигарха для олигархов, законность состояния которых не позволяет выезжать им за рубеж», - делают выводы наблюдатели. 



Банкирам ничего не оставалось, как принять «игру» (если уместно говорить о такого рода взаимоотношениях в вопросе об 1 млрд рублей) в эпистолярном жанре. Сначала поручителям – Сиганову и директорам компаний – было направлено одно письмо с требованиями, затем – второе. Ответить на них бизнесмены не сочли нужным. ВТБ обратился в суд.



Как пишет газета «Известия», в итоге Ленинский районный суд Владимира постановил взыскать с Сиганова 635,5 млн рублей, а Мещанский суд Москвы – 295,5 млн. Решения судов никто исполнять не торопился, денег банк не получил. Вместо этого Сиганов попросту обанкротил предприятия своей группы компаний – что взять с «нищих». Разве что имущество, под которое ГК "Роско" брали залог. Но и тут банкиров ждал провал – по оценкам специалистов, стоимость недвижимости под залогом не превышала 161 млн.



Таким образом, чтобы получить кредиты, Дмитрий Сиганов искусственно увеличил стоимость залогов в 3-9 раз от рыночной стоимости и предоставил банку недостоверные сведения об имущественном положении заемщиков. История в духе Ильфа и Петрова и «лихих 90-х» не заканчивается и на этом. Банк ВТБ – не единственный «кинул» последователь олигарха Михаила Прохорова Дмитрий Сиганов.



По информации «Известий», он числится также в списках должников Сбербанка и Россельхозбанка с суммами долга 140 млн рублей и 800 млн рублей соответственно. Как отметил источник газеты в ВТБ, кредитные средства, предоставленные ГК «Роско», в дальнейшем перечислялись организациям, имеющим массовую регистрацию, а также ликвидированным компаниям, что, возможно, свидетельствует о выводе средств. Стоит отметить, что, очевидно, эти три банка Сиганов выбрал для своей аферы не зря – сообразуясь с госполитикой помощи российским предпринимателям, они охотнее всех коммерческих структур в России дают деньги в кредит малым и средним предпринимателям на развитие бизнеса. И, кстати, в целом привыкли доверять нашим предпринимателям. Видимо, зря. Обратись Сиганов в чисто коммерческий банк, разговор с ним и до факта сделки, и тем более, после – при таком исходе – был бы совершенно другим.



Впрочем, судя по бэкграунду доверенного лица Михаила Прохорова в регионе, Дмитрию Сиганову не привыкать и к таким «совершенно другим» разговорам. Несмотря на то, что среди простых жителей Иваново и области Сиганов практически не известен, так как сознательно на протяжении долгих лет избегал публичности, имя его все же известно в определенных кругах. Дмитрий Сиганов – бизнесмен. И круг общения у него соответствующий. Правда, с конца 90-х-начала 2000-х годов он несколько поредел: как рассказывают коренные жители области, многие партнеры Сиганова в разное время погибали при таинственных обстоятельствах.



Как пишут ивановские СМИ, первая громкая история вокруг имени молодого бизнесмена – тогда ему было чуть за 30 – разгорелась после банкротства Негосударственного пенсионного фонда «Социальная защита населения», одного из первого НПФ созданного в России и надолго отвратившего ивановцев от подобной формы вложения накоплений. «Социальная защита» тогда обернулась населению убытком в 3,2 млрд рублей – именно столько пенсионеры принесли в Фонд молодого предпринимателя.



Населению была преподнесена легенда из разряда «деньги должны работать». Подразумевалось, что пенсионные вложения в коммерческие фирмы дадут доход и увеличат пенсии стариков. Нетрудно догадаться, куда в том числе были вложены деньги: в развитие бизнеса Дмитрия Сиганова. Как пишут ивановские журналисты, по договорам займов неоднократно «прибывало» в бюджете двух компаний предпринимателя – ТОО «Дельта» и ТОО ДЛС. Деньги фонду эти компании позже вернули, однако документы об этом пропали при переезде из офиса в офис "не по вине руководства Фонда" и Фонд прогорел.



По факту потери денег вкладчиков правоохранительные органы возбудили уголовное дело, однако, опять же, как отмечают региональные наблюдатели, Сиганову удалось эту историю «слить». Достаточно долго длились проверки, по их результатам возбуждались и закрывались уголовные дела. Проходили суды над журналистами, которые описывали деятельность Фонда, все вкладчики активно работали в Комитете обманутых вкладчиков, но Дмитрий Сиганов все равно был признан невиновным – следствию не удалось доказать, что незаконные действия были допущены руководством Фонда по умыслу. Виновных в потере накоплений ивановцев так и не нашли, и с каждым годом тех, кому это нужно, становится меньше – вкладчики умирают.



Между тем, предпринимательский зуд Дмитрия Сиганова увел его на другую стезю. В начале 2000-х у него уже была группа компаний «Роско». Одним из направлений деятельности ГК стали закупки у ивановских текстильщиков нестерильной, по факту – технической марли и посредством украинских партнеров перепродажа этой марли уже в качестве стерильной для нужд украинской армии. Афера проворачивалась с помощью смены таможенных кодов при пересечении границы. Действовала группа мошенников почти три года, ее заработок за это время составил 100 млн рублей.



В декабре 2003 года Управлением ФСБ России по Ивановской области было заведено уголовное дело по части 4 статьи 188 УК РФ (перемещение в крупном размере через таможенную границу РФ товаров, совершенное организованной группой с обманным использованием документов). Организатором перевозок марли была признана "подельница" Дмитрия Сиганова и его украинского партнера. Когда женщина начала давать показания, ее убили. С тех пор бизнес-деятельность Дмитрия Сиганова проходила вдали от глаз наблюдателей, он тихо развивал бизнес, в том числе занимался текстилем, и включал в «Роско» новые компании. Даже будучи доверенным лицом Михаила Прохорова на президентских выборах в марте 2012 года, он ничем примечательным не отметился, и активной агитацией за патрона жителям города и области не запомнился. Правда, сегодня Михаил Прохоров активно продвигает своего протеже на политическом поприще.



Одним из «очевидных козырей» Дмитрия Сиганова называется «строительство новой прядильной фабрики». Хотя достижение сомнительное: сам Сиганов оговаривается, что на фабрике настолько старая техника и машины, что модернизировать их невозможно – станет дороже, чем купить новые. Да и вообще, как признался он в одном из интервью в апреле 2013 года, сейчас у него "напрочь отбито желание взять денег в банке на модернизацию текстиля" (видимо, отбито банком ВТБ, предъявляющим ему иск за иском). Хотя опять же, по признанию самого Сиганова, вложения как минимум в одно предприятие – ОАО «Яковлевская мануфактура», входящее в ГК «Роско», «нужны не очень большие», чтобы выпускать в два раза больше льна при идеальном качестве. Но, видимо, не хочется. Или не получается. На развитие бизнеса, как ни крути, в отличие от афер, нужен реальный талант управленца.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram