Эксперт: «В ситуации с «Русгидро» нужно говорить о прямом ущербе государству»

 

Громкий международный скандал может разразиться в связи с тем, что британские регуляторы заподозрили одного российского чиновника в предоставлении инсайдерской информации заинтересованным лицам. Подозрения вызвали действия ряда брокерских фирм на фоне падения котировок акций «Русгидро» на Лондонской бирже. Сотрудник  FSA (Financial Services Authority) из отдела Insider Trading Николас Пейдж направил письмо руководителю ФСФР Д.Панкину с просьбой провести разбирательство подозрительных фактов.

По оценке известного экономиста, старшего эксперта Института экономики им. Гайдара Сергея Жаворонкова,  такое письмо - очень тревожный сигнал для всего нашего рынка. «Опуская подробности, это может означать, что власти Великобритании могут начать уголовное разбирательство в отношении брокерских компаний, имеющих материнский капитал в России. Подобные расследования - довольно распространенная практика на Западе, когда появляются подозрения, что вследствие нечистой игры на бирже тот или иной чиновник получил прибыль. Как правило, если удается доказать факт получения прибыли от торговли инсайдерской информацией, это очень плохо кончается для чиновников. Законодательство ряда европейских стран предусматривает очень большие сроки заключения в таких случаях», - резюмирует экономист. Как напоминает Жаворонков, в России специальных статей в УК на этот счет нет, но речь может идти об ущербе для миноритариев из числа граждан Великобритании, купивших расписки на бирже. Английский регулятор, продолжает экономист,  прямо называет фамилию чиновника в правительстве России, которого, видимо, подозревает в использовании инсайдерской информации. «С моей точки зрения, если поступят конкретные заявления об ущербе от миноритариев, то власти Великобритании вполне могут начать уголовное разбирательство в отношении российского чиновника , так как  международные соглашения в отношении регулирования финансовых рынков вполне это позволяют сделать. Это будет очень плохой прецедент для нашей властной элиты. Возможно, менее громкий, чем «акт Магнитского», но куда более эффектный», - уверен Жаворонков.

Уточним, что FSA – британская инспекция по контролю за финансовыми организациями, которая является независимой структурой и финансируется за счет средств участников рынка. Функции FSA довольно обширны – от законотворческих инициатив до проведения расследований. Акт Парламента Объединенного королевства (FSMA) наделяет эту организацию полномочиями регулировать страхование, инвестиционный бизнес и банковскую сферу. Поскольку в условиях глобализации финансовые рынки разных стран тесно связаны друг с другом, регулятор отслеживает не только действия резидентов, но и иностранных игроков на британском рынке.

Судя по документу, о котором упоминалось выше, в фокусе внимания FSA оказалась динамика торгов депозитарных расписок «Русгидро» на Лондонской фондовой бирже в период с 28 января по 15 февраля 2013 года. В письме указывается, что FSA имеет веские причины подозревать две брокерские компании в совершении «коротких продаж» депозитарных расписок «Русгидро» с использованием инсайдерской информации (названия брокерских компаний на этапе следствия не раскрываются). Г-н Пейдж указывает, что это было сделано в интересах трех компаний, зарегистрированных на британских Виргинских островах и в Панаме, имеющих российских бенефициаров.

Падение стоимости бумаг «Русгидро» регулятор увязывает с  заседанием Комиссии по стратегическому развитию ТЭК и экологической безопасности при Президенте РФ от 13 февраля с.г., в ходе которого В.Путин потребовал от главы МВД В.Колокольцева разобраться с хищением денег из «Русгидро» через генподрядчика «Гидрострой».

Аналитики FSA пришли к заключению, что поскольку повестка заседания Комиссии предварительно публично не оглашалась, то брокерские фирмы заранее получили информацию о готовящемся «разносе» от информированного чиновника-инсайдера. По мнению г-на Пейджа, это мог быть чиновник российского Правительства Александр Устинов. Речь идет о том самом Александре Устинове, который сейчас является советником вице-премьера А.Дворковича.

Николас Пейдж в своем письме просит руководство ФСФР провести проверку на предмет того, располагал ли Устинов информацией, представляющей интерес для трейдеров и передавал ли ее заинтересованным лицам. В России законодательство в отношении торговли инсайдерской информацией пока еще слабо проработанное и с этой стороны чиновники особой угрозы не чувствуют. Между тем, ущерб от такого рода преступлений может быть очень большим для государства. В данном случае, по мнению экономиста Сергея Жаворонкова, речь идет о крупных потерях для бюджета страны: «Помимо интересов Лондонской биржи и иностранных инвесторов, в этой ситуации нужно говорить о прямом ущербе государству. Только за один день  31 января котировки депозитарных расписок «Русгидро» на Лондонской бирже упали на 1,78 процента. Если это произошло искусственно, то прямой ущерб российскому бюджету («Русгидро» более чем на 60 процентов принадлежит государству) составляет несколько сот миллионов долларов!» - подчеркивает экономист. По словам эксперта,  еще более характерна ситуация на отечественных биржах. «В письме английского регулятора говорится о сроках с 28 января по 14 февраля. Якобы именно в этот период начался активный сброс расписок на Лондонской бирже. На отечественных же площадках падение акций «Русгидро» началось 28 января и к 14 февраля достигло своего минимума. Ниже акции этой компании падали только во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Учитывая, что около тридцати процентов акций «Русгидро» вращается в открытой продаже, то ущерб государственной компании просто огромный. За какие-то две недели компания потеряла по примерным оценкам около 5-7 процентов своей капитализации (при этом надо еще учитывать историю с государственной докапитализацией компании, в результате которой на биржах как раз в этот период происходили определенные манипуляции со старыми и новыми акциями). Это больше миллиарда долларов», - заключает эксперт. Иными словами, продолжает Жаворонков,  если все было устроено специально, то человек, который стоит за этими событиями, очень хорошо подготовился. Поэтому , полагает экономист,  на письмо английского регулятора должны обратить самое серьезное внимание отечественные правоохранительные органы. «Это тот тип глобального мошенничества, с которым почему-то в нашей стране даже не пытаются бороться, а, между тем, даже в Китае уже проходят серьезные расследования по фактам торговли чиновниками инсайдерской информацией», - напоминает Жаворонков.

Но, по его мнению,  неповоротливость нашей Фемиды не означает, что дело не получит развития. Как считает экономист, FSA, руководствуясь своими принципами, предаст результаты расследования огласке, и разразится международный скандал, который негативно скажется на имидже нашей страны. «Учитывая последствия скандала, для наших властей имеет смысл сыграть на опережение и провести тщательное разбирательство в отношении персоналий, указанных в письме регулятора, чтобы избежать очередной международной шумихи», - уверен эксперт.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram