Шевцов: Россия интегрируется с Европой

 

АПН: Как вы оцениваете перспективы принятия новой Конституции ЕС?

Юрий Шевцов, политолог:

Скорее всего, Конституционное соглашение. которое было принято на последнем саммите ЕС, будет ратифицировано. ЕС не сможет развиваться без трансформации в федерацию. К 2010 году те восточно-европейские страны, которые присоединилась к европейскому Союзу в 2003 году, должны получить равные права с теми странами, которые составили союз раньше. Рабочая сила из восточно-европейских стран получит равный доступ к рабочим местам в "старой Европе" по всем специальностям и т.д. Около 2015-2020 года полноправными членами ЕС должны стать и Болгария с Румынией. Без создания механизма принятия обязательных для всех стран-участниц ЕС решений большинством "голосов" этот союз не выдержит управленческой нагрузки. Просто за счет механизма высококачественной экспертизы и долгих согласований управлять такой большой массой развитых государств, как это делается сейчас - становится невозможно.

Перед нами уже происходит кризис организационных форм ЕС: около года одна дотационная Польша своим правом вето блокирует даже переговоры о заключении нового стратегического соглашения между ЕС и Россией. Есть и пример НАТО: расширившись, он потерял эффективность и внутри него образовалась группа стран вокруг США, которые решают военно-политические задачи в интересах стран НАТО, но в обход его механизмов. США - не входят в ЕС. США скорее конкурент ЕС. Их партнерство возможно только при сильном Европейском Союзе, способном заставлять считаться с собой. Сейчас для сохранения устойчивости ЕС необходимо создать сильный союзный центр и стать демократической федерацией. Если Европа это сделает, она сохранят глобальную конкурентоспособность и более или менее равноправное "трансатлантическое партнерство" с США.

Пока что свои основные программы Европейский Союз, как правило, выполнял. Никаких серьезных внутренних противоречий или раскола там нет. Видимо, самой большой угрозой всей европейской интеграции было предложение России Германии в прошлом году образовать альянс в противовес "оси"  Германия-Франция, на которой держится Европейский Союз. Но Германия это предложение отвергла и больше того - именно Германия сейчас провела Конституционное соглашение, укрепляющее ЕС.

Противоречия со стороны восточно-европейских стран касались придания им большого веса в системе принятия решений будущим союзным центром. Эту проблему ЕС разрешил. Восточно-европейцы в определенном смысле авансом получили возможность очень серьезного влияния на принятие решений, обязательных всему ЕС. Это - своего рода аванс Польше, Чехии, Литве и т.д. До 2017 года они наверняка наберут больший экономический вес и полученные ныне права должны к 2017 году иметь под собою большее материальное обоснование, чем ныне.

Так что Конституционное соглашение, скорее всего, будет реализовано и к 2017 году Европейский Союз превратится в федерацию.

 

АПН: Как новый, более централизованный ЕС будет взаимодействовать с Россией и Белоруссией? Не попытается ли он диктовать свою волю?

Юрий Шевцов:

Централизованный ЕС обязательно перейдет к активной внешней политике. Сейчас Европа с трудом может вести единую внешнюю политику: интересы восточно-европейцев не всегда совпадают с интересами более развитых стран ЕС, интересы стран региона Средиземного моря отличаются от интересов стран региона Балтики и т.д. Любая внешняя политика к тому требует концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Сейчас этого  добиться в ЕС невозможно. Российское направление общей политики ЕС вообще фактически заблокировано Польшей, Литвой, Эстонией. Как,  впрочем, и турецкое Францией, израильское, иранское... - другими странами. Как только в ЕС появиться союзный центр Европейский Союз обязательно перейдет к быстрой внешней экспансии.

Среди наиболее важных проблем ЕС, которые должна разрешить новая внешняя политика - отношения с Россией. Если бы  Конституция ЕС была принята, как предполагалось до 2010 года - наверняка Европейский Союз пошел бы на обострение этих отношений. Интересы восточно-европейцев слишком задеты ростом цен на углеводороды и их зависимостью от поставок газа и нефти из России. Если бы ЕС стал федерацией быстро восточно-европейцы обязательно ввергли бы его в экономическую "войну" с Россией. Основные эпизоды и цели этой потенциальной войны - известны: кризис вокруг закавказских трубопроводов и вообще вокруг доступа к углеводородам прикаспийских стран минуя территорию России, кризис вокруг Украины, кризис вокруг Беларуси с целью получения гарантий продолжения поставок российских углеводородов по существующей континентальной системе трубопроводов.

Но раз превращение ЕС в федерацию оттянуто до 2017 года, то ЕС перейдет к активной внешней политике имея новую, менее конфликтную энергетическую инфраструктуру на восточном направлении. К 2017 году, скорее всего, в ЕС будет в целом выполнена принятая весною текущего года Энергетическая стратегия и уменьшится зависимость ЕС от углеводородов в принципе. Кроме того, видимо, будут построены несколько новых трубопроводов: СЕГ, несколько проектов в регионе Черного моря, БТС-2, Броды будут связаны с Мозырем, Плоцком и Новополоцком в единую систему нефтепроводов. Ряд восточно-европейских стран обопрется на новые АЭС. В регионе каспийского моря будут добываться в интересах ЕС очень большие массы нефти и газа. Появится рынок газа и нефти вместо нынешней почти монопольной ситуации, во всяком случае монопольной по газу. В целом экономика восточно-европейских стран к 2017 году станет сильнее и оплата поставок углеводородов больше не будет вызывать слишком больших угроз безопасности этих стран. Белорусский вопрос будет сглажен. Приднестровский - наверняка тоже. Россия станет сильнее и  очень глубоко, гораздо глубже, чем ныне вовлечется в экономику ЕС. Конфликтный фон между восточной Европой и Россией уменьшится и внешняя политика ЕС к 2017 году, скорее всего, будет менее радикальной на российском направлении, чем ныне.

Скорее всего, по мере приближения 2017 года изменятся цели европейской политики относительно России. Сегодня Европу интересуют в основном поставки дешевых углеводородов, лояльность к включению в зону европейской ориентации Украины, Закавказья, Беларуси и некоторых иных стран, а также - поддержание европейской безопасности на "востоке". К 2017 году эти проблемы в целом уйдут в прошлое и ЕС поставит задачу, видимо, глубокой интеграции с Россией.

Сейчас Россия уходит из восточной Европы, а восточная Европа уходит в ЕС, усиливая его. Европа 2017 года - это федерация с Украиной,  Беларусью и Грузией в качестве почти членов ЕС. Такая политическая масса безо всяких сомнений будет диктовать России основные направления ее политики.

Цели этого давления видны уже сейчас: превращение портов в районе Петербурга в основной пункт транзита российских углеводородов в ЕС ставит Россию в зависимость от внутренних решений стран ЕС по характеру балтийского мореходства. Интеграция РФ в ВТО и появление в Европе масс каспийского сырья создает предпосылку для демонополизации нефтяного и особенно газового сектора РФ. Скорее всего к 2017 году Европа поставит вопрос о формировании единого экономического пространства с РФ на базе существующих в Европе правил, касающихся демонополизации, стимулирования рынка и свободной конкуренции. Это откроет российский энергетический сектор Европе и российские транспортные коммуникации для экспансии европейских корпораций на восток.

Не могу представить себе, чтобы либеральная по своим ценностям нынешняя РФ смогла через 10 лет устоять перед таким по-своему соблазнительным давлением. Ведь отказ от части своего суверенитета будет оплачен российским гражданам примерно теми же бонусами, которые получили от ЕС восточно-европейцы: инвестиции, свободное передвижение рабочей силы для работы в страны ЕС, безопасность, политическая демократия и борьба с коррупцией...

Нынешнее Конституционное соглашение с его медленными темпами превращения Европы в федерацию спасло Россию от сильного конфликта, а,  может, и от новой небольшой "холодной войны" с "Западом". Но оно же ставит точку на идее сильного союза стран вокруг России. Теперь Европа наверняка не выпустит из своего влияния Украину, скорее всего, мягко втянет в свою "орбиту" Беларусь. А к 2017 году поставит вопрос и про  ограничение суверенитета самой России посредством ее подключения к европейской интеграции.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram