Милитарёв: Павловский даст совет Пингвину

 

АПН: Как вы прокомментируете конфликт между депутатом Алкснисом и одним из пользователей «Живого журнала»? Вызван ли он личными особенностями данных людей, или это «тайный план Кремля»?

Виктор Милитарёв, вице-президент Института национальной стратегии:

Главным героем скандала между Виктором Алкснисом и Тимофеем Шевяковым являются, конечно, не сами фигуранты конфликта, а возникший за последние десять лет на просторах Рунета новый персонаж, которого по справедливости можно назвать «сетевая толпа». Этот персонаж подчиняется всем известным нам столетиями законам психологии толпы, но имеет и свои отличия. Сетевая толпа менее пуглива, менее агрессивна, но гораздо более истерична и подозрительна, чем обычная толпа. Поражает скорость и массовость распространения в Рунете и, в особенности, в блог-сервисах, самых глупых страхов и подозрений. Так, сегодня конфликт между Виктором Алкснисом и Тимофеем Шевяковым, в очередной, наверное, не менее чем в пятый раз, привёл к массовому обсуждению в блогах темы грядущей цензуры Интернета и ликвидации в нём свободы слова. На самом же деле произошли гораздо более скромные события. Так случилось, что я не первый год неплохо знаком с обоими участниками конфликта. И могу с полной уверенностью сказать, что оба его участника – абсолютно искренни и ведут себя каждый в обычной для них манере поведения. Так мой старый друг Виктор Имантович Алкснис, человек добрый и абсолютно порядочный, но абсолютно нетерпимый к оскорблениям в свой адрес и привыкший реагировать на них незамедлительно и, я бы даже сказал, в автоматическом режиме. А мой хороший знакомый Тимофей Шевяков – человек вспыльчивый, желчный, саркастический, имеющий к тому же дурную манеру в публичных полемиках использовать в адрес оппонентов, по крайней мере, не относящихся к числу его друзей и хороших приятелей, исключительно оскорбительные выражения. Так что сюжет конфликта абсолютно прост и естественен.

Полагаю, что каждый из оппонентов уже полагает про себя, что немного погорячился, однако, не знает как нажать на тормоза и дать задний ход в конфликте, не потеряв при это лица. Если же говорить о моих субъективных оценках, то я конечно в данной истории гораздо больше симпатизирую Виктору Имантовичу. Наверно, будь я на его месте, я не стал бы при первом же проявлении в мой адрес сетевого хамства ссылаться на собственный социальный статус и угрожать судебным преследованием. Однако я хорошо понимаю Виктора, которого за полтора десятилетия его политической деятельности наверняка уже достали либералы и охранители, постоянно пытающиеся его оскорбить. Хочу подчеркнуть, что Шевяков для Алксниса здесь не просто молодой человек, годящийся ему в сыновья, а сотрудник главного сурковского аналитического центра – Фонда эффективной политики. Поэтому реакция Алксниса кажется мне несколько преувеличенной, но вполне понятной и простительной. Шевяков же и его товарищи, как мне кажется, сильно перегнули палку. Я имею в виду, что тон Тимофея в его инвективах против Виктора с каждым микрошагом конфликта становился всё более резким и презрительно оскорбительным. Но наиболее виновной стороной в этом конфликте я считаю не самого Шевякова, а наиболее активную часть сетевой толпы, сетевых провокаторов и идущих за ними сетевых хулиганов, тех, кого в русских блогах принято именовать «леммингами». Чудовищно непристойными и подлыми я считаю флэш-мобы с массовыми оскорблениями против Виктора Имантовича в комментариях к его ЖЖ и хакерский взлом его журнала. Подобная ситуация мне близка, поскольку мы и сами оказались недавно потерпевшей стороной, когда на наш сайт были проведены ДОС-атаки.

Что же касается массовых опасений блоггеров, что конфликт между Алкснисом и Шевяковым может привести к ухудшению ситуации со свободой слова в Рунете, то они кажутся мне совершенно безосновательными. Сложившаяся ситуация имеет на мой взгляд, всего два реальных возможных сценария. Либо в Викторе Имантовиче победит его природное добродушие и милосердие, и он просто спустит этот конфликт на тормозах, либо же он действительно откроет против Тимофея Шевякова судебное дело, которое кончится для Тимофея либо штрафом в объеме пары тысяч у.е., либо маленьким условным сроком или недельными исправительными работами. При этом никаких других последствий ни для Шевякова, ни для свободы слова в Рунете описанная ситуация иметь не будет. Более того, подобное решение могло бы оказаться для Шевякова даже полезным, поскольку его неистовый темперамент уже обеспечил его таким количеством личных врагов, что какое-нибудь символическое наказание явно разрядило бы атмосферу вокруг Шевякова и обезопасило его от всевозможных неформальных последствий. Но конечно я бы на месте Тимофея Николаевича я давно бы извинился перед Виктором Имантовичем и давно бы закрыл этот конфликт. Надеюсь, что такой мудрый совет Шевякову в ближайшее время воспоследует не только от меня, но и от моего старого товарища, прямого начальника Шевякова Глеба Олеговича Павловского.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram