Этапы развития последствий санкций в России и информационная война.

 

На основании применения аналогии и метафоры развития психологических систем, социально-экономическое и социально-психологическое развитие России в условиях последствий санкционных и внешнеполитических реалий, может протекать, на мой взгляд, на основании следующих этапов:


1. Этап освоения последствий санкций. На этом этапе санкции - объективный процесс. Восприятие и переживание санкций субъективны. Освоение последствий санкций на этом этапе — это знакомство с ними с перспективой на их адаптацию. Адаптация не будет удаваться, так как последствия будут "расцветать", будучи становящимися. Становящееся схватить невозможно! Становящееся, ускользает из рук. Сейчас освоение только начинается. До полной социально-психологической и социально-экономической инвентаризации последствий санкций (не списка самих санкций) ещё далеко. И нынешняя социально-психологическая реакция россиян далека от той, которая ожидается. Это самый болезненный и чувствительный этап, особенно тогда, когда все последствия раскроются и "расцветут". На этом этапе успокоительные установки воспринимаются некритически.


2. Этап адаптации. На этом этапе будет закончена социально-психологическая и социально-экономическая инвентаризация последствий (не путать со списком санкций).Постепенно начнутся процессы привыкания и адаптации к последствиям санкций. Этот процесс объективный, так как процессы адаптации заложены в любой живой, психологической, социальной и экономической системах. Болезненность и чувствительность будет спадать.


3. Этап прогрессии или регрессии (деградации). Прогрессия будет в том случае, если российская социально-экономическая и социально-психологическая система основательно изменит свои ключевые деструктивные механизмы существования. Всё это будет связано с проблемой основательной трансформации или сильной коррекции социально-психологической и социально-экономической ментальности России и россиян.

Регрессия или деградация будет тогда, когда не произойдёт вышеприведённая социально-психологическая и социально-экономическая трансформация России и россиян.


Динамика проявления этапов последствий санкций будет зависеть от особенностей информационной войны.

Необходимо признать, что в настоящее время, несмотря на ограничения различных Интернет-ресурсов, массовый российский обыватель продолжает находится в условиях усиливающейся информационной войны, главной составляющей которой, являются различные интервью экспертов как с российской, так и с украинской стороны.


Эти интервью по своему контенту преимущественно посвящены военно-политическому и экономическому состоянию России и Украины.

Согласно статистике контент-анализов интервью украинских военных экспертов, у них в основном преобладает контент о военном состоянии и процессов российской армии. Это связано с тем, что многие аспекты военного состояния и процессов в украинской армии являются военной тайной.


И наоборот, согласно статистике контент-анализов интервью российских военных экспертов, у них в основном преобладает контент о военном состоянии украинской армии. Это связано с тем, что многие аспекты военного состояния и процессов в российской армии также являются военной тайной.


Если бы в условиях Великой Отечественной войны советские граждане могли бы ежедневно прослушивать и прочитывать интервью и статьи германских экспертов о боевых действиях и состоянии советской армии, то как бы это сказалось на духе советского народа? Говорить о том, что немецкие войска вообще не занимались информационной войной, было бы не верно. Информационная война со стороны немцев была, но её тираж не был таким мощным, как это имеет место в эпоху интернета.


Очевидно, что в условиях информационной войны все эти противостоящие и антагонистические интервью военных экспертов украинской и российской сторон, по-видимому, не всегда являются войной объективных истин и правд. Есть искажения, полуправды, маскировки. Например, существенная правда может закрываться несущественной правдой — это суть маскировки.


При этом, необходимо признать, что на определённом этапе информационной войны, побеждает тот, кто больше убеждает в истине, а не манипулирует. На определённом этапе информационной войны, побеждает тот, кто руководствуется объективной истиной и правдой. Особенно это происходит тогда, когда массовый обыватель эту информацию может проверить, выглянув в окно, а не взглянув на экран монитора или телевизора.

Кроме того, необходимо признать, что объективная оценка о происходящих политических событиях может быть дана только независимыми учеными-политологами. Объективное понимание политических процессов, может быть, лишь у независимых ученых-политологов, которые не должны руководствоваться позитивным или негативным отношением. Отношение должно быть объективным.


Анализ интервью и статей ведущих и авторитетных российских политологов показал, что в России практически не оказалось политологов, проживающих в России, которые были бы ярыми противниками спецоперации на Украине. Кроме того, мне не удалось найти статьи и интервью российских политологов-мигрантов, проживающих за рубежом, которые бы объективно анализировали происходящее на Украине.


Большинство критических статей и интервью делается лишь оппозиционными политиками, но они часто не являются профессиональными политологами и поэтому их анализы имеют немалую долю субъективизма и не претендуют на объективность.


Таким образом, количество независимых авторитетных политологов в России и за рубежом, которые бы объективно и логически обосновывали своё негативное отношение к политике России на Украине, является редким явлением. Более того, мною обнаружено множество статей и интервью западных политологов, в которых анализируется гипотетическая реакция США на то, если бы соседняя к ней страна стала бы вооружаться и готовить под боком ядерное оружие. Реакция США была бы очевидной, пишется в этих статьях и интервью. Объективность некоторых западных политологов ещё не утрачена, но они игнорируются ведущими западными СМИ.


Анализ украинских политологов показал, что среди них тоже естьдоля политологов, претендующих на объективность. Увы! У них начались проблемы. Так, например, Украинский политолог Михаил Погребинский, у которого недавно прошли обыски, уехал с Украины.

После начала спецоперации РФ подемилитаризации иденацификации Украины власти этой страны заключили подстражу десятки независимых украинских активистов, журналистов иполитологов, которых киевский режим счел неблагонадежными.


Вышеприведенный анализ, направленный на выявление объективных политологов, вырисовывает контуры сущности происходящего между Украиной и Россией. А конфликт России и Украины обострился. Что с ним делать?


На основании применения мною психологии конфликта и теории конфликтологии при анализе переговорного процесса между Россией и Украиной, пришёл к следующим выводам:


1.Благодаря конфликтологическому анализу, проведённому мною, ценность переговоров между Россией и Украиной имеет некие скрытые взаимно-компенсирующие мотивы обеих сторон. Так, например, для одной из сторон нужно время и условия для получения военной помощи, освоения и обучения пользования поставляемым вооружениями. Не говоря уже об усыплении бдительности врага.


Для другой из сторон, это время для трансформации дислокации и формирования диспозиции армии, позволяющей навязывать свой сценарий действий. А также это возможность снижения санкций. Привёл лишь некоторые варианты.


2. Должно быть объективное восприятие субъекта, имевшего в прошлом нарушения договоренностей. К политическому игроку-рецидивисту эта объективность должна быть особой. Вспомним о невыполнении минских соглашений.


3. Возможен ли мирный договор? Согласно конфликтологии лишь на теоретическом уровне считается, что конфликт может закончится договоренностью. Исторически множество современных конфликтов завершилось без мирного договора. Конфликт продолжается часто и долгосрочно в скрытом формате. Так было в случае с Израилем и его соседями. Или так было с Кипром, с Западной Сахарой. Более того, так было и с отношениями Турции и Сирии из-за провинции Хатай. Не говоря уже об отношениях Индии и Китая, а также про отношения Пакистана и Индии. Этот список военно-политических конфликтов можно продолжить.


4. В основании разрешения конфликта чаще всего лежит поведение сторон, а не их соглашения на бумаге. Поэтому, есть высокая вероятность, что линия фронта остановится на каком-то поведенческом уровне и обустроится, и напряжение конфликта перейдёт с сильного уровня напряжения на слабый. При этом конфликтное напряжение останется. В этом суть живости мировых процессов. Поэтому мирные договоры всегда вторичны и далеки от своей цели, так как объективный мир живёт своими целями, игнорирующими субъективные мнения сторон конфликта. Мир бьёт непредсказуемо своими фактами с затылка! В этом жестокость мира, который безразличен к фейкам и фальсификациям.


5. Есть случаи, когда тупое выполнениедоговорённостей опасно длявыживания одной из сторон как субъекта со своей честью и т.п.То есть, есть случаи, когда заключение и выполнение договора не рекомендовано.


6. Смысл и мотивы переговоров - актуальный момент. То есть, актуален вопрос: куда движемся и ради чего?Заявлено одно, а на самом деле скрытый смысл и мотив в ином. И эти скрытые смыслы, и мотивы сторон не озвучиваются. Обе стороны взаимно обманывают друг друга. Но объективный мир не обманешь, так как он будет бить с затылка и непредсказуемо. И никакие фейки эпохи постмодернизма, которые лишь временно "помогают», не спасут.


7. Необходим объективный анализ того, что дали переговоры обеим сторонам.Например, необходимо изучить долю влияния переговорного процесса на реализацию изначальных целей сторон. Насколько переговоры усугубили выполнение этих целей? Хотя и до переговоров выполнение поставленных целей не произошло как планировалось. Не в этом ли была главная причина того, что переговоры стали возможными?

8. Ценность переговоров всегда снижается у той стороны, которая реализует и достигает в конфликте свои цели и ценности. Эти ценности-результаты затмевают ценность переговоров для одной из сторон.


9. Обострение и радикализация конфликта часто не связана с тем, что стороны не договорились, а связана с перспективой полученияценностей, которые невозможно получить только благодаря договорённостям

 


Доцент кафедры педагогической психологии Института психологии и образования Казанского федерального университета,

кандидат психологических наук,

заслуженный работник культуры РТ

Рамиль Гарифуллин

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram