Ад пуст. Все черти нынче в Казахстане

 


 

В Казахстане катастрофа. Степень разнузданности бунтовщиков такова, что ни одно восстание на территориях прочих лимитрофов, окружающих Россию, даже поставить рядом невозможно. Пресловутые мирные протесты едва ли не мгновенно переросли в погромы, поджоги, стрельбу и мародерство. Толпа действует так, как если бы каждому срезали кору головного мозга, управляющую социальным поведением. Спятившие от безнаказанности люди массово вооружаются и стреляют без раздумий.


 

Украинский Майдан меркнет на этом фоне. Все же там некоторое время публика изображала мирную борьбу за все лучшее против всего худшего, делала пафосные заявления, музицировала на рояле, а громить начала только после нескольких недель стояния. В казахстанских же городах никакой прелюдии не было вовсе. Жечь, крушить, бить полицейских, снимать с них погоны и отбирать оружие начали сразу. Никаких этих европейских кривляний с цветками в дула автоматов, никаких девочек в белых одеждах на переднем крае.


 

Поджигать и громить не то, что даже полицейские - машины скорой помощи, кошмарить врачей, не давая им оказывать помощь силовикам, ломать медицинское оборудование, захватить аэропорт и самолеты – все это в казахстанских пабликах называют борьбой за свободу. Под подбадривающее, подстрекающее улюлюканье украинских побратимов и проживающих всюду на планете эмигрантов в сетях звучат победоносные гимны. Комментаторов не смущает ни жестокость натурально озверевший толпы, ни полная бессмысленность происходящего, ни тотальное праздничное мародерство. Откуда ни возьмись в соцсетях появились многочисленные боты с пустыми аккаунтами, причем значительное количество – с Украины. Рисуют отчеты о невероятных успехах своей постмайданной страны, живущей восемь лет в райских чертогах – мол, и у вас так будет.


 

Периодически участники и наблюдатели с гордостью объявляют о том, что полицейские и военные переходят на сторону протестующих, а ведь это позор для любой страны - когда те, кто призван охранять порядок, начинают поддерживать погромщиков.


 

В общем, ад пуст, все бесы командированы в Казахстан.


 

О чем в этом контексте следует поговорить? Конечно, нас интересуют причины, действующие лица, кукловоды, мотивы и выгоды всех сторон.


 

Бунт спровоцирован, в сущности, довольно ничтожным поводом, ведь рост цены на сжиженный газ, пусть даже и двукратный, событие, безусловно, неприятное, но радикальным образом на благосостоянии казахстанцев не сказавшееся, ведь цены на газ даже после подорожания остались едва ли не самыми низкими в СНГ. Впрочем, поводом для бунта могло стать что угодно.


 

Причины


 

Экономические. Жуткое неравенство в оплате труда, массовая безработица в моногородах, где вся местная экономика зиждется, например, на нефтедобыче. Стоит иссякнуть месторождению, как практически всё трудоспособное население оказывается без работы. Кроме того, по информации казахских аналитиков, довольно значительным сектором казахстанской экономики владеют иностранцы, западные инвесторы и собственники. И именно они закрывают то или иное предприятие, выбрасывая рабочих на улицу. Что удивительно, к ним претензий нет, по крайней мере, на улицах они не звучат. Людей обоснованно раздражает практически монопольная собственность семьи Назарбаева на самые сладкие активы страны.


 

Структурные. Казахское общество крайне неоднородно, с чудесно сохранившимся даже в советское время родоплеменным укладом, с кланами, с противостоянием одних частей страны другим. Что хорошо северному Казахстану, то может казаться совершенно неприемлемым западному. И эта ситуация не изменилась ни за годы советской власти, ни позже. Борьба за собственность и политическое влияние не утихает никогда, и всегда есть недовольные и обиженные.


 

Националистические. Довольно долго Казахстан имел прочные экономические и гуманитарные связи с Россией, но, как это рано или поздно произошло в бывших советских республиках, взялся строить собственную нацию. И снова-таки, как это было в бывших советских республиках, основой строительства нации стало подробное предъявление обид. Казахам, как ранее украинцам, не говоря уже о прибалтах, недодали, недоуважали, с ними недосчитались, их намеренно голодоморили и угнетали их национальное самосознание. Разумеется, все это было предъявлено русским - по умолчанию, источнику всех бед.


 

Официальная российская пропаганда между тем годами излагала идею о том, что Казахстан едва ли не самая дружественная России страна. Буквально две недели назад Владимир Путин подробно, в самых оптимистических красках рассказывал о совместных проектах, великих перспективах и братском казахском народе, с которым Россию связывают глубокие гуманитарные связи – вот прямо как ни с кем другим. Похвалил российский президент и отношение руководства Казахстана к поддержке русского языка и выразил надежду, что темп и качество сотрудничества будут сохранены.


В параллельной же реальности (хотя еще вопрос, какая из них параллельна) все было немножко не так. Точнее не так процентов на сто.


 

Президент Назарбаев, исчерпав все приятные стороны советского наследия, приватизировав основные политические и экономические высоты для себя и своей семьи, подхватил, наконец, актуальные тренды, взявшись возглавить строительство новой нации. Разумеется, вестернизированной. Это тоже стандартный формат для всех, кто желает прикрыть собственные коммерческие интересы пафосными патриотическими заклинаниями и лозунгами о приверженности демократическим ценностям. Поменять кириллицу на латиницу – значит, уже символически присоединиться к семье цивилизованных, желательно европейских народов. Разрешить функционирование в стране 23 тысяч НКО с западным финансированием. Закрывать глаза на растущую русофобию, и иногда и исподтишка ее подстрекать. Да, Назарбаев не написал эпохальный труд под названием «Казахстан – не Россия», как до него сделал украинский собрат Кучма. А зачем, если все, что он делал в последние годы, по умолчанию было реализацией этого тезиса. И общество чутко ловило тренды. Задолго до сегодняшних событий стоило зайти в казахстанские паблики любой социальной сети, как налицо был весь букет претензий и ненависти.


 

Казахская недовольная интеллигенция, родная сестра либеральной российской тусовки и украинской квазинацистской общественности, азартно обсуждала прекрасное будущее в формате «подальше от России». Это тлело годами – на фоне оптимистических диагнозов российской власти о нерушимой плодотворной дружбе.


 

И вот теперь мы видим натуральную катастрофу. Уже в первый день звучали призывы гнать русских из страны, отменить государственный статус русского языка и вообще тотально перейти на казахский. А ведь в стране по-прежнему проживает довольно значительное число русских и русскоязычных. Даже после прежних бунтов и межнациональных стычек, после массовой эмиграции этнических немцев в Германию и русских – в Россию многие семьи остались жить в Казахстане. Что их ожидает теперь – сказать трудно. Хотя – почему трудно? Сказать как раз легко…


 

Кому выгодно


 

Модераторы протеста и главный вдохновитель погромов Аблязов, человек с глубоко криминальным прошлым, вор и расхититель, по традиции получивший убежище на Западе как политически преследуемый, уверяют, что выгодно это, разумеется, восставшему народу, который получит свободу и жизнь как в Европе. То есть вот сейчас безумная биомасса все разгромит, разграбит, расправится с силовиками, сожжет административные здания и больницы, и народ заживет, только успевая сбивать ананасы с елок. Аблязов руководит погромщиками из Парижа, не привлекая никакого внимания французских санитаров, а штаб протеста расположился в столице Украины, и местная власть тоже не имеет ничего против. Эти люди дистанционно управляют бунтом, призывая не снижать накал борьбы и не останавливаться ни перед чем. Очевидно, перспектива победы и последующего благоденствия представляется бунтовщикам вполне реалистичной, иначе с чего бы они продолжали действовать в том же ключе.


 

Но нам с вами в такое верить приговора суда не было, поэтому поищем других бенефициаров.


 

Ряд политологов высказывают версию, что бунт выгоден, например, президенту Токаеву, который решил одним махом покончить с двоевластием, забрав полномочия у ушедшего в отставку, но крайне влиятельного Назарбаева и его дочери. Что, мол, Токаев решил устроить управляемый хаос, но, кажется, хаос вот-вот поглотит его самого. Так человек, уверенный, что сможет управлять стаей бойцовских собак, рано или поздно становится их жертвой. Впрочем, выглядевший поначалу совершенно растерянным, ведь ситуация мгновенно вышла из-под чьего бы то ни было контроля, Токаев собрался, пообещал жесткие меры и даже начал их применять. Параллельно обратился в ОДКБ, подчеркнув, что имеет место нападение внешних сил, и вот уже в страну вошли российские, белорусские, армянские, таджикские миротворцы.


 

Есть довольно экзотическая версия, что восстание выгодно Назарбаеву и дочери его Дариге – примерно в том же ключе, что Токаеву. И что это просто внутриклановая борьба за власть и собственность.


 

Часть казахстанских политологов и их украинских побратимов, а также Ксения Собчак продолжают настаивать на том, что это вообще никем не организовано и не управляется, потому что народ действительно устал и выступил под обкатанным украинцами слоганом «Поймите, нас достало» из собственных побуждений. Такие заверения особенно убедительны на фоне вышуказанного парижанина Аблязова, штаба в Киеве, украинских номеров Whatsapp и информационного сопровождения бунта польским каналом NEXTA, впрямую координировавшим белорусские протесты. Впрочем, и кроме NEXTA западные СМИ азартно взялись освещать события. Те самые, кого очень мало заинтересовали полицейские меры по нейтрализации демонстраций в Европе. Ведь то былодругое.Симпатии западных медиа явно на стороне бунтовщиков, которых усмиряют светошумовыми гранатами и даже резиновыми дубинками. Мол, власти понимают только язык массовых акций. Впрочем, даже они не скрывают, что уже пострадало не менее трехсот полицейских и минимум 500 мирных граждан, включая пожилых людей, женщин и детей.


 

Отдельно следует рассмотреть версию, согласно которой события в Казахстане организованы и управляются западными кураторами, поскольку выгодны США и их союзникам. В пользу такого предположения говорят, прежде всего, 23 тысячи упомянутых НКО, две трети которых вели активную деятельность. Если они мотивировались благородными целями воспитания нравов и имплантации либеральных ценностей в жизнь казахстанского общества, то это удалось им плохо. Жуткая звероподобная активность публики на протестах намекает на провал по этому направлению. Совершенно иначе выглядит дело, если предположить, что Запад выращивал и пестовал очередную цветную революцию на просторах бывшего СССР. Украинцы, пережившие два переворота в своей стране, увлеченно ищут параллели с последним Майданом и все время их находят. Вот внезапно появились палатки, прямо упали с неба, вот казаны и питание для бунтовщиков, вот «стихийные» вожаки. Вот памятники валят. Вот преследуют и бьют полицейских. А вот скандируют агрессивные призывы бить русских и запретить русский язык.


 

Появились непременные заявления ЕС и США о необходимости уважать мирные протесты. В Штатах все еще идут судебные процессы по поводу событий в Капитолии год назад, и люди получают по несколько лет, а то и десятков лет за участие в протестах, которые не назовешь даже бледным подобием того, что происходит в Казахстане. В ЕС абсолютно мирные демонстрации разгоняются с помощью брандспойтов на морозе, слезоточивого газа и, что прямо особенно гуманно, специально натасканных собак. На этом фоне назвать заявления ОБСЕ или Псаки от лица Белого дома просто лицемерными – значит сильно им польстить.


 

Очень весомо выглядит предположение, что отмашка начинать кровавые безумные события была дана в ответ на ультиматум России, выдвинутый странам НАТО. Мол, вам не нравится напряженность на ваших европейских границах? Так получите еще и в Азии, где протяженность кордона РФ с Казахстаном просто рекордная.


 

Российский МИД недвусмысленно заявил, что события в Казахстане инспирированы извне, в связи с этим миротворческие силы ОДКБ были введены в страну для помощи против террористической угрозы.


 

Требования протестующих


 

Они изложены в неких манифестах и представляют собой какую-то дикую смесь инфантильных хотелок с вполне разумными экономическими требованиями. Впрочем, хотелки сильно преобладают. Итак, граждане желают побольше денег, пониже цены и коммунальные тарифы. Все это должно регулировать государство. Еще они требуют разрешить многоженство и давать путевки в санатории. Ну, и конечно, не преследовать участников протестов, даже если они рубили головы полицейским.


 

Появились и политические требования – отставка правительства, президента Токаева, а также устранение от власти Назарбаева слишением его статуса Елбасы (главы народа) и отменой закона "О первом президенте". Закон гарантирует неприкосновенность членам его большой семьи, которая, как считают казахстанцы, контролирует практически всю экономику страны, включая ее основу - нефтегазовый сектор.«Народ хочет перемен. Устали отнищеты, воровства руководителей нашей страны. Люди хотят жить, как вШвеции иНорвегии»,— заявил журналистамRT представитель участников протестных акций в Алма-Ате.


 

Но ни в Швеции, ни в Норвегии граждане не требуют многоженства, не практикуют взяточничество на всех уровнях, не имеют государственного регулирования цен и не въезжают на тракторе в госбанк…


 

Перспективы развития ситуации


 

После того, как в страну по просьбе президента Токаева были введены миротворцы ОДКБ, появились оптимистичные предположения, что ситуацию удастся разрулить, подавив безобразный бунт и арестовав зачинщиков и активистов. Однако радикально и принципиально ситуация изменится вряд ли. Ведь глубинные причины бунта не устранены и не видно, как именно их собираются устранять.


 

Либеральные российские болельщики уверены, что еще одна страна вслед за Украиной обретет свободу, достоинство и процветание. Вменяемые граждане, даже не будучи сертифицированными аналитиками, объясняют, что после бунта страна впадет в экономическую депрессию, наступит ужесточение полицейского контроля, который в случае победы протестующих перейдет в руки значительно более жестких акторов. Что в стране резко усилятся радикально-националистические тенденции, ускорится обнищание народа, а о правах, за которые как бы идет борьба, придется вообще забыть.


 

Как жестоко пошутил украинский политик, председатель комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев, шансы Украины перегнать Казахстан по уровню среднего дохода и ВВП на душу населения теперь резко возросли.


 

Что можем прогнозировать мы с учетом украинского опыта? На руководящие должности, в случае победы бунта, будут приглашены западные специалисты. Цены на сжиженный газ, а также коммунальные вырастут раз в десять, национальная валюта рухнет. Под лозунгами борьбы с коррупцией потоки оседлают десятикратно более циничные коррупционеры. Произойдет взрывообразный рост русофобских настроений с искоренением русского языка из всех сфер в жизни. Появится несколько десятков научных изысканий, доказывающих, что Иисус Христос был казахом, а сами казахи являются прародителями всей мировой культуры и науки.


 

Есть неиллюзорная вероятность, что страна быстрыми темпами свалится в средневековье…


 

P.S…Молодая образованная женщина, узнав подробности событий в Казахстане, мечтательно тянет: «Вот бы и у нас (она из России) такое. Ну почему, почему наш народ никак не взбунтуется?!»


 

Это русскоязычная диаспора. Процентов на 80, и это по самым оптимистическим оценкам, она вся примерно такая же. Фантазии на тему – а пусть бы Россия распалась на много небольших стран, и всем было бы лучше – звучат даже среди самых образованных и, простите за выражение, интеллигентных людей. Ни трагический пример Украины, ни актуальные отчеты о погромах в Казахстане, ни даже соображение о том, что Россия нашпигована ядерным оружием и разнообразными конфессиями, и национальностями, взрывоопасными не хуже атомной бомбы, эти мечты не ломают.

 

 

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram