Все мировое культурное наследие скомпрометировано расизмом

Американский стриминговый сервис HBO убрал из своей библиотеки легендарный голливудский фильм «Унесенные ветром». Мол, в фильме неправильно отражено равенство рас, без должного гнева описана дискриминация рабов и вообще - там даже, кажется, присутствует страшное слово «негр». Потом фильм вернули на место с необходимыми пояснениями примерно в духе - почему кошку нельзя совать в микроволновую печь.

 

Герои фильма, конечно, вымышленные персонажи, им все равно. Другое дело реальные деятели мировой истории. С ними вообще беда. Понаставили мемориалов кому попало, а на поверку вышло, что едва ли не все – сплошь расисты, насильники и дискриминаторы.

 

Вскоре после начала грандиозного выступления черных, поводом к которому стало убийство полицейским г-на Флойда, отдельные активисты движения «Черные жизни важны», размявшись на пожогах машин и магазинов, мародерстве и мордобое, взялись валить памятники неправильным личностям американской истории. Среди пассионарных борцов со статуями, кстати, во множестве представлены белые побратимы, союзники и соратники, внезапно всей душой поддержавшие этот беспощадный бунт.

 

Соединенными Штатами дело не ограничилось – эпидемия умопомешательства быстро перекинулась в Европу, где поруганию подверглись монументы Черчиллю, Ганди, Колумбу и прочим, мягко говоря, неполиткорректным деятелям, а других в мировой истории, увы, не имеется, ведь каждый из них – дитя своего времени, по преимуществу сложного, неоднозначного и давно минувшего.

 

Этой песне конца, конечно, не будет – никаких ясных критериев места, срока давности, объема преступных деяний не существует, поэтому придраться можно практически к любому каменному или бронзовому истукану, где бы он ни стоял. Выяснилось, что в биографии едва ли не каждого заметного исторического персонажа есть грязные и, чуть не сказала, – черные страницы. Даже если он открыл Америку, освободил своих рабов, построил за свой счет храмы и больницы, бился с Гитлером, все равно - или не те слова употреблял, или сам рабами владел (время, время такое было), или женщин почем зря харассил.

 

Как с этим быть? Пока назойливые почемучки ищут ответы о критериях, трудолюбивые борцы с историей находят все новые и новые доказательства того, что снести придется едва ли не все, что поставило человечество в благодарность своим предкам. Ведь судят их сегодня согласно новым постановлениям левацкой общественности, окончательно омалахолившейся на теме защиты меньшинств. Совершенно неважно каких – расовых, гендерных, отрезающих или пришивающих гениталии – простите за неполиткорректность, а я ее и не обещала.

 

И все же памятники снести легче, чем разобраться с литературой и искусством. Справедливости ради отметим, что корректоры начали разминаться вовсе не с темнокожего меньшинства. На рынке революционной борьбы за права и переделки давно лютуют феминистки. До требования радикально перемонтировать шедевры Голливуда пока, кажется не дошло, но императивы про радикальное наступление женщин по всем фронтам звучат все громче. Темнокожие женщины в этой борьбе имеют безусловные привилегии. Поговаривают, что Джеймс Бонд в одном из новых фильмов будет женщиной и, кажется, темнокожей. Чтобы, значит, двух зайцев одним ударом побивахом. И звучит даже еще более революционная идея – он может стать трансгендером. С этими вообще истерика. Полов насчитано от 70 до 150, и каждый уважь. Назовешь кого-то женщиной, легко можешь получить окрик от уважаемого полисексуала с флюктуирующим гендером. Джоан Роулинг попыталась обстебать формулировку: «Человек, у которого бывают менструации», но тут же получила артиллерийский залп хейтерства в свой адрес, не помогли и благожелательные гомосексуальные намеки в романах о Гарри Потере.

 

Но вернемся к самому сегодня актуальному, а именно: переписыванию классики в угоду испепеляющему антирасистскому нарративу. Уже переименованы «Десять негритят» Агаты Кристи, предан анафеме слишком покорный дядя Том из хижины, написана инструкция по применению «Унесенных ветром». Киплинг провозглашен прямо-таки отъявленным расистом, а «Маугли» - книгой, пронизанной презрением к темнокожим гражданам.

 

А что там напозволял себе Марк Твен? Отвратительные слова на букву «Н» и издевательски точное описание места и роли афроамериканцев в США 19-го века? На свалку. Он описал этих людей с симпатией и сочувствием? Это как посмотреть. А можно сказать – с высокомерием и снисходительностью белого господина.

 

И глубже, глубже во тьму веков (не знаю, можно ли в таком контексте употреблять неоднозначное слово «тьма»?). Что там мавр Отелло? Показан ли Шекспиром с должным уважением? Нет, он показан убийцей, пусть и из ревности. К тому же слишком доверчивым. Не намек ли здесь на наивность и инфантильность, как бы присущую выходцам из Африки?

 

Работы непочатый край. Везде нужно вымарать слово «негр» и заменить его афроамериканцем. А если история уважаемых темнокожих граждан, проданных в рабство своими же соплеменниками, каким-то образом унижена, преуменьшена, или автор не бичует должным образом белых господ, то книга прямо просится на костер.

 

Чуете, понесло запашком грядущих пожогов? Такой призрак 451 по Фаренгейту не маячит ли? Или это пока обонятельные галлюцинации?

 

Думается, что это начало большого пути. Живопись вот тоже дает широчайшие возможности для креативного переосмысления. С ней еще сложнее, чем с литературой – на картине какого-нибудь новоназначенного расиста нельзя просто вымарать кусок и намалевать свое. Но можно обличить!

 

Уже заклеймен Гоген. Теперь его картины снабжаются специальными табличками, в которых зрителю указывают, как правильно понимать извращенные фантазии художника – мол, пользовался привилегиями белого человека. Говорите – он там десять лет прожил, среди юных туземок в цветах и набедренных повязках? И что среди них было принято в 13 лет замуж? Этот аргумент более не принимается – белый бвана сексуально эксплуатировал несовершеннолетнюю представительницу угнетенной расы, взяв ее в жены. Ну, не предвидел, не учел, не заглянул в будущее. Не знал, что в 21-ом веке его творчество будет подвергнуто презрению и осмеянию. Экскурсанты, берущие аудиогидпо выставке, узнает из его комментария, что они должны прекратить восхищаться работами Гогена. Хорошо бы, конечно, сжечь, но пока слишком дорого стоят.

 

Как далеко в глубь веков нужно зайти?

 

Почему Давид белый? Почему в мировых музеях вообще скульптуры поголовно белые? Почему они из мрамора, что как бы намекает? Где в древнегреческих мифах уважаемые темнокожие граждане? Следует ли проверить на предмет дискриминации наскальную живопись? Что вообще со всем этим делать? Как и чему учить новые поколения, если практически все мировое культурное наследие не выдерживает критики?

 

Во всем этом массовом помешательстве есть только один позитивный момент. На фоне колоссальной безработицы появилась перспектива трудоустройства огромного числа неравнодушных и пассионарных граждан, заточенных на поиск и нейтрализацию даже самых незначительных, смехотворных, виртуальных, тупо высосанных из пальца угроз меньшинствам.

 

…Когда-то мы смеялись над советскими цензорами, находившими в любом советском фильме то гнусные намеки на осмеяние Брежнева, то недостаточно великолепное описание партии. Когда-то мы вышучивали обязательные нормативы по приему в университеты детей рабочих и крестьян.

 

Что мы знали о настоящем размахе?

 

…Уинстон Смит из антиутопии Оруэлла «1984» работал в Министерстве правды. В его обязанности входило переписывание старых газет в соответствии сполитической конъюнктурой и вестями с фронта бесконечной войны Океании с Остазией. Бывало, не успеет внести правку, а уже нужно делать новую. Другие сотрудники переписывали книги, переименовывали улицы и памятники, подменяли даты, фальсифицировали документы. То есть натурально каждый день лепили фальшивую историю.

 

Какой же жуткой аллюзией на проклятый тоталитарный совок казалось нам описанное в романе. Нигде в цивилизованном мире такого быть не могло, только в советской империи. Ведь на планете есть цивилизованные страны – гаранты правды и свобод, родина жвачки и кока-колы.

Ну, что скажете теперь?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram