«Искусство лёгких касаний» Пелевина и чернобыльская зона

Самые разные сферы современной культуры наполнены гностицизмом, о чём я неоднократно писал. Но осмысленный философский гнозис – большая редкость. Но именно он есть в новой книге известного мастера.

Роман Виктора Пелевина «Искусство лёгких касаний» - одно из наиболее последовательных воплощений гностического мировоззрения – жизнь есть страдание и страдания нужно избегать. Человеческие стремления, страсти, желания и борьба – это всего лишь работа на различные «вышестоящие инстанции». Которые, в свою очередь, мучаются в угоду более высоких инстанций. Иллюстрации гностического иерархизма бытия напоминают отсылки к роману Михаила Харитонова «Золотой ключ, или Похождения Буратины», идеи о роли англичан в мировой истории Дмитрия Галковского, отдельные упоминания Социогнозиса и пр.. Некоторые места в книге заставляют вспомнить о деятельности Виктора Солкина, известного египтолога и популяризатора науки.

Между тем, пытаясь понять авторский замысел, смею предположить, что высший уровень космической иерархии по Пелевину, могучее алчное божество, скрывающееся под разными именами, наверное, тоже мечтает о том, чтобы его существование завершилось. Здесь гностицизм пересекается с излюбленным Пелевиным буддизмом. Высшее божество, по сути, является буддистским бодхисатвой, скрывающимся под маской Ваала, – оно освобождает  людей от страдания путём их пожирания. Но само продолжает жить. Пожрав достаточно, оно накопит достаточно сил, чтобы безболезненно и бодро исчезнуть…

Побеждённым оказывается тот, кто слишком вовлечён в жизнь мира сего, прикладывает к существованию в нём слишком много сил и тем самым постоянно портит жизнь себе и другим на пользу более сильным и мудрым. Жизнь - это искусство лёгких прикосновений к грубой действительности, которые не слишком напрягают человека, но дают ему максимум радостей, в т.ч. вполне земных и материальных. Они  точны, экономны, оставляют мало следов, не нужных тому, кто касается. Краткие прикосновения к низшим уровням бытия - одна из основных радостей для достигших высших уровней, поскольку это один из немногих способов получить подлинную радость от высокого положения. И отложить уход в нирвану …

Рано или поздно обретут покой все, но быстрей это случится с теми, кто владеет искусством лёгких касаний.

Возможна и противоположная трактовка «искусства лёгких касаний» - это искусство оставлять свой след в ноосфере, культуре и жизни  людей. Которое, несмотря на желания оставляющих след, лишь очередной шаг на пути распада этой самой ноосферы. Т.е. всё заканчивается также, как и в первом варианте. Только здесь «лёгкие касания» готовят ноосферу к поеданию чем-то более масштабным ..

Но массовый, так сказать, гностицизм, обходится в наше время без особой философской рефлексии, в том числе и в литературе.

 

В наше время о зоне отчуждения вокруг места аварии на Чернобыльской АЭС немало пишут: как там загадочно, тихо и спокойно, как хорошо плодятся животные. Зона отчуждения активно притягивает к себе творческую фантазию (книжный сериал и компьютерная игра  S.T.A.L.K.E.R.).

Но вернёмся к романтикам нынешней Чернобыльской зоны, в особенности – виртуальным, любителям фанфиков и компьютерных игр. Для них зона ЧАЭС – прорыв в иное, чудесное. Не даром реальная зона с брошенными домами и гуляющими по улицам животными для них не достаточно странная и безумная. Им нужны жуткие мутанты, чудесные артефакты и вообще как можно больше невероятного, выходящего за грань реальности.

С одной стороны, техника с течением времени всё больше мифологизируется, всё более затрагивает внерациональные слои человеческой психологии и культуры. Масштабные проявления техносферы, как позитивные, как и катастрофические, воспринимаются всё более мистично. Тем более, что в сознании современных людей традиционные образы чудесного активно трансформируются, их «коллекция» пополняется и изменяется. Взять хотя бы различные легенды и слухи о зоне вокруг ЧАЭС (об огромных животных, светящихся растениях), которые активно взаимодействуют со сферой литературного вымысла.

Но главная причина интереса к Чернобыльской зоне – её противопоставленность реальной жизни, выход за пределы её законов (Хотя люди там работают, есть гостиницы и пр. Речь не о реальности, а о представлениях и образах). Наблюдается быстрый рост популярности чернобыльской зоны у туристов: «За первые восемь месяцев 2019 года Чернобыльская зона поставила рекорд посещаемости. Об этом сообщают «Українськi Новини». За этот период заповедник посетил 74 671 человек, из них 14 416 — в августе» (1). В статье особо указывается, среди иностранных туристов преобладают выходцы из Польши и Великобритании.

Реальная жизнь давит и пугает больше всего, и хочется так или иначе быть там, где её нет. Недаром в текстах о фантастической «Чернобыльской зоне» активно присутствуют мотивы из романа «Пикник на обочине» братьев Стругацких, где главный герой стремится совершить действия, после которых прежняя действительность исчезнет как таковая.

Чернобыльская зона привлекает и радикальных «защитников природы». Это наглядный пример того, «как хорошо природе без людей. Люди радиацией окружающую среду загадили, самим бежать пришлось.  А природа быстро всё сама устроила, стало лучше, чем раньше!».

Таким образом, интерес к зоне чернобыльской аварии – сложный феномен, отражающий несколько социокультурных тенденций:

Стремление найти разрыв в повседневности, место, где не действуют законы и тенденции, характерные для человеческого общества. Потому что законы и тенденции создают трудности и говорят о неизбежной гибели.

Восприятие многими людьми представителей своего вида как потенциальных врагов и конкурентов, исчезновение где-либо людей вызывает у них более или менее осознанные положительные эмоции. При том, что неприятие рода людского характерно как для разного рода чрезмерно активных радикалов (не только экологической направленности), так и для людей крайне пассивных, предпочитающих по возможности ничего не делать и как можно меньше контактировать с подобными себе.

Таким образом, идеальное «Беловодье» ощущается не как место, где люди живут таким-то и таким-то укладом, а как место, где любых людей как можно меньше…

Отдельная важная причина – стремление после соприкосновения с «зоной» ощутить вкус и радость комфортной цивилизованной жизни.

Первые две тенденции говорят о потере современным обществом и культурой привлекательности и легитимности. Причём не каких-то отдельных враждующих друг с другом сил, а уклада жизни современного человечества как такового, в глобальном масштабе. При одновременном отсутствии альтернативы этому обществу, приемлемой для большинства.

В принципе, приемлемых альтернатив не так мало. Но каждая из них – для немногих.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чернобыльская зона побила рекорды посещаемости // URL.: https://news.mail.ru/society/38592243/?frommail=1&fbclid=IwAR3abYKbIXdhYIhLktU8wYDt5qn-ybl-yEb8fH1tOgVALUDWZ8ucgFl7oQk(дата обращения – 07. 09. 2019).

 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter