Трамп победил не «по совести»

19 декабря в каждом из 50-ти штатов, а также в Федеральном округе Колумбия собрались выборщики, чтобы завершить процесс избрания 45-го президента США.


Сенсации не случилось. Следующим президентом будет Дональд Джон Трамп. Таким образом, медийная раскрутка очередного «способа остановить Трампа» — через голосование выборщиков против воли избирателей их штатов — окончилась ничем.


Так же, как делегатов партийного съезда республиканцев призывали поступить «по совести», проигнорировав результаты праймериз и кокусов, выборщиков убеждали, что их гражданский долг — не выполнять закон и следовать волеизъявлению граждан, а голосовать… нет, не сердцем… «по совести».


Честно говоря, не очень понятно, на что рассчитывали мейнстримные медиа и глобалистская элита. Что касается демократических процедур, американцы, как и двести с лишним лет назад, остались в хорошем смысле формалистами.


Словосочетание «коллегия выборщиков» с самого дня голосования, 8 ноября, упоминалось в СМИ настолько часто, что перед глазами невольно вставала картина некого большого официального собрания (все-таки выборщиков аж 538 человек!) в Вашингтоне, где за закрытыми дверями будет проходить некий «второй тур» президентских выборов.


В действительности, за всю историю США выборщики никогда не собирались все вместе. Говоря современным языком, работа коллегии была распределенно-удаленной с момента принятия американской конституции.


Собрания выборщиков проводятся в столицах штатов (в Вашингтоне встречаются выборщики от Федерального округа Колумбия). Такой порядок был установлен отцами-основателями Соединенных Штатов с целью избежать любых споров и беспорядков при обсуждении кандидатов и заполнении сертификатов голосования.


Поскольку в каждом штате победивший кандидат получает 100% голосов выборщиков, то и в собрании участвуют лишь те, что были направлены на него партией победителя.


Выборщики отбираются законодательным органом штата (еще до всенародного голосования) для каждой партии. Кандидатуры представляются партийными комитетами. В задачу местных легислатур входит проверка их на предмет соответствия предъявляемым требованиям. Таковых немного. В частности, это должны быть граждане США, не занимающие государственных постов.


Отцам-основателям представлялось, что штат должны представлять именно независимые, избираемые каждые четыре года выборщики из числа «наиболее уважаемых граждан», а не некий постоянный орган, поскольку это снижает вероятность влияния на них со стороны политических партий и прочих заинтересованных сторон.


Несмотря на формально «двухступенчатый» характер выборов американского президента, он на деле является федеративным, то есть защищающим интересы штатов.


Число выборщиков от штата равняется числу конгрессменов от него — сенаторов и членов палаты представителей (за Федеральным округом Колумбия закреплено 3 выборщика). Каждый штат направляет в Капитолий двух сенаторов. А вот количество представителей от штата пропорционально его населению. Таким образом соблюдается определенный баланс между общим волеизъявлением граждан США и выбором небольших штатов.


В Мэне и Небраске система чуть более сложная. По два выборщика избираются от каждого из двух округов и еще два — по результатам всеобщего голосования в рамках штата.


Согласно федеральному законодательству, выборщики не обязаны голосовать так, как им это поручило большинство граждан их штата. Однако в большинстве штатов (29 + округ Колумбия) действует местное законодательство, такую обязанность предусматривающее. Более того, за нарушение этих законов положены серьезные штрафы, а в некоторых штатах — таких как Южная Каролина и Нью-Мексико — выборщиков-«предателей» ожидают реальные тюремные сроки.


Более того, поскольку конституцией не предусмотрено конкретного порядка номинации и утверждения выборщиков, каждый штат может вводить собственные правила, блокирующие попытки повлиять на исход выборов после общенародного голосования.


Так, до начала работы коллегии выборщиков штат может дисквалифицировать и заменить любого выборщика, который заявит о своем нежелании следовать воле избирателей. Удивительно, но в 2016 году ни Техас, ни Вашингтон не стали применять свое право дисквалификации.


Выборщик Кристофер Сапрун даже опубликовал свое открытое письмо о неприемлемости кандидатуры Трампа в издании The New York Times.


Это письмо было широко распиарено, но не стало массовым примером для подражания.


Вообще в истории США было не так много случаев, когда выборщики действовали против воли своих избирателей. И ни разу коллегия не меняла исход выборов.


Всего «предателей» за все годы существования Соединенных Штатов было 157. Из них 63 в 1872 году попросту отказались голосовать за Хораса Грили, который умер после выборов, до даты сбора выборщиков.


А в 1837 году произошла история, которая навсегда оставила на отказывающихся следовать воле избирателей выборщиках пятно расизма. Тогда демократическая коллегия штата Вирджиния воспротивилась голосованию за кандидата в вице-президенты Ричарда Ментора Джонсона за связь с чернокожей женщиной. В результате тот не получил 51% голосов коллегии и выборы второго лица государства в соответствии с Двенадцатой поправкой были перенесены в Сенат. Верхняя палата Конгресса проголосовала за Джонсона, и снова «предательство» не возымело действия.


Учитывая все эти факторы, сложно понять, на что вообще рассчитывали либералы, устраивая столь шумную кампанию вокруг, по сути дела, ритуального действа 19 декабря.


И все же давление на выборщиков оказывалось немалое. Дело доходило даже до угроз физической расправы. Информация о личностях членов коллегии является открытой, ведь формально именно за них голосовали избиратели, вот и получилось, что «лучшие люди штата» оказались под перекрестным огнем прессы и лево-либеральных активистов.


В Нью-Йорке, однако, все было спокойно. Там одним из «лучших людей» был Билл Клинтон, который проголосовал за Хиллари. На сей раз он ей не изменил…


При прямой поддержке своей партии и ее спонсоров члены демократических коллегий ряда штатов организовали общественное движение «Гамильтоновские выборщики», целью которого, по заявлению его участников, было «недопущение в Дональда Трампа в Белый Дом».


Почему Гамильтоновские? По мнению организаторов движения, один из отцов-основателей, первый министр финансов США Александр Гамильтон в знаменитом сборнике «Записки федералиста» недвусмысленно указывал на то, что коллегия выборщиков является своего рода «запасным выходом» в ситуации, когда общенародное голосование сделало избранным президентом человека, который не подходит для этого поста.


На своем сайте «гамильтонцы» ссылаются на 68-й выпуск «Записок», где отец-основатель рассуждал о целесообразности введения института выборщиков. Среди прочих его положительных качеств, Александр Гамильтон выделял «проверенность» и «информированность» членов коллегии, что позволяло им, во-первых, «глядя из столицы штата», более взвешенно оценивать обстановку по сравнению с простыми избирателями, а во-вторых, быть свободными от иностранного влияния.


Именно «информированность» и «иностранное влияние» стали главными доводами «Гамильтоновских выборщиков». Мол, за Трампа проголосовали недалекие малообразованные люди, поддавшиеся низменным инстинктам. К тому же, кандидат-республиканец несвободен от иностранного влияния — русского, разумеется…


Технически переубедить всю коллегию «гамильтонцы» никак не могли — выборщики собирались в разных штатах. Поэтому упор был сделан на акции протеста у столичных ратуш, о которых сообщалось в заглавном слайдере их довольно профессионально сделанного интернет-сайта.


Митинги с лозунгами «Нет Трампу!», «Нет американскому фашизму» прошли во многих городах. Особый упор делался на Огайо, Висконсин, Пенсильванию и Висконсин, т.е. «ржавый пояс», столь неожиданно выигранный Трампом.


Однако уже к двум часам ночи по московскому времени стало понятно, что все эти усилия пропали втуне. Более того, раздраженные беспрецедентным давлением со стороны сторонников Клинтон, «предателями» стали становиться выборщики тех штатов, где Хиллари победила.


В штате Вашингтон три выборщика отдали свои голоса… за бывшего госсекретаря администрации Буша-младшего Коллина Пауэлла, а также за женщину-вождя племени Янктон-сиу по имени Пятнистая Орлица, которая прославилась своей борьбой с нефтепроводом Keystone XL.


Если все протоколы штатов будут приняты Конгрессом, то мисс Орлица станет первой в истории США коренной американкой, получившей голос в коллегии выборщиков.


Примерно в это же самое время в ратуше Кливленда (штат Огайо) выступил губернатор Джон Кейсик, который до последнего выступал против Трампа, и заявил, что «настало время объединиться вокруг избранного президента». Выйдя к толпе протестующих, он прокричал: «Всё! Настало время для единства! Настало время для любви!».


Через некоторое время пришла информация из штата Техас, и стало понятно, что Дональд Трамп отделался минимальными потерями. Два выборщика проголосовали за Джона Кейсика и Рона Пола, остальные — за избранного президента.


Что ж, «второй тур» стал еще одной пощечиной Демократической партии, лево-либеральным активистам и лично Хиллари Клинтон. Развернутая ими против Трампа кампания лишь усугубила их поражение.


Вряд ли, однако, это их остановит.


В конце концов, кампания против избранного президента была с самого начала направлена на максимальную его делигитимацию в глазах общественности, особенно в очень важные для нового главы государства первые месяцы его работы.


Формально окончательные итоги выборов будут подведены на совместном заседании обеих палат Конгресса 6 января 2017 года. Не исключено, что вокруг Капитолия опять соберутся протестующие…

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram