Саакашвили: Не в сказочный лес, а в украинскую оппозицию

Буквально через час после заявления одесского губернатора Михаила Саакашвили о своей отставке, местное оппозиционное издание «Таймер», выложило ролик где под песню об олимпийском Мишке идут кадры хроники работы экс-президента Грузии в качестве главы области. Однако, покидая Одессу, Саакашвили не возвращается ни в «сказочный лес», ни на родину, а остается на арене украинской политики, но уже в качестве одного из оппозиционных лидеров.


Этой отставки ждали давно. Объективно она напрашивалась еще в этом апреле, когда Арсений Яценюк подал в отставку с поста премьера и на его место был выдвинут Владимир Гройсман. Тогда Саакашвили, который вероятно сам рассчитывал на премьерство, обнародовал обращение к президенту, где в частности говорилось:

 

«Мы устали ждать и слышать пустые обещания, пока старая коррупционная система шаг за шагом берет реванш. Украине нужны срочные и кардинальные реформы. В полномочиях президента эти реформы обеспечить. У нас есть ряд требований, без которых невозможно здоровое развитие как Одесской области, так и всей Украины. Мы требуем: сформировать правительство народного доверия без договорняков, правительство, которому будут доверять украинцы».

 

Далее шли требования по конкретным одесским чиновникам, убрать которых не во власти губернатора, после чего вывод: «Мы больше не намерены ждать, мы изменим эту систему или с этой властью или без нее!».

 

Тогда же на пресс-конференции, Саакашвили и пояснил, как собирается менять систему: «Либо в течение этих дней мы видим, что конкретные эти действия предпринимаются, конкретные люди привлекаются к ответственности, конкретные люди будут уволены, начинается действительно прозрачный процесс формирования правительства на центральном уровне и назначения на местном уровне, либо нынешним реформаторам нечего делать вблизи нынешней власти Украины. Тогда все реформаторы, не только в Одессе, должны уйти, сформировать отдельную команду, и пойти на то, чтобы поменять все в стране самым решительным, самым быстрым конституционным способом, а не ждать бесконечно и кормиться пустыми обещаниями».

 

Подобных ультиматумов не выдвигал власти ни один губернатор. Это естественно, ибо все они назначаются и смещаются президентом. Такого не позволяли себе ни крымский президент Юрий Мешков во время наибольшей автономии Крыма в составе Украины, ни Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, когда будучи премьерами конфликтовали с президентом Виктором Ющенко, не имевшим полномочий их убрать. То заявление Саакашвили было кое в чем похлеще, чем даже знаменитое открытое письмо Федора Раскольникова Сталину. Да соплеменник Иосифа Виссарионовича говорил о Порошенко гораздо мягче, чем опальный полпред СССР в Болгарии о генсеке ВКП(б). Но Раскольников все же не угрожал своему адресату, а Саакашвили грозил Порошенко вполне реальным Майданом.

 

В итоге, правда, Гройсмана тогда спокойно утвердили. Глава Одесской области не пытался воплотить свои угрозы, но все же публично не говорил ничего похожего на извинения, да и Порошенко, человек бесспорно самолюбивый, его на людях не критиковал. Сохранив должность, которую любой иной губернатор, утратил бы через несколько часов после таких заявлений, Саакашвили конечно показал тогда свою силу, но тем менее с того времени и до вчерашнего дня держал себя спокойнее и не вступал в конфликты с центром. Очевидно, тогда он сделал ставку на возвращение в грузинскую политику благодаря успеху своей партии Единое национальное движение на парламентских выборах. Вероятно и Порошенко во многом по той же причине проглотил эскападу Саакашвили в апреле: вдруг еще станет премьером, а, значит, придется иметь с ним дело как с фактическим лидером соседней страны.

 

Но октябрьские выборы стали неудачей для ЕНД, а гражданство у экс-президента Грузии еще с весны 2015 украинское. И вот 7 ноября на брифинге в Одессе Саакашвили сделал революционное заявление. Вот его основные моменты: «Как всегда, нас обманули. Еще в начале года. Я устал от невыполненных обещаний президента…. Правительство взялось за старое: снова продает места глав районных администраций. Администрация президента привела старых коррупционеров. Какая разница украинцам, кто будет к ним наплевательски относиться Порошенко или Янукович? … В Одесской области президент лично поддерживает криминальный клан убийц Труханова (мэр города – АП)… Я решил подать в отставку и начать новый этап борьбы… Я тот солдат, который идет столько, сколько может, а потом столько, сколько надо. Сколько будет надо для полной победы, чтоб избавить Украину от этих мразей».


Момент для заявления выбран удачно. Саакашвили и до приезда на Украину много лет пиарили в местных СМИ как успешного борца с коррупцией. А украинское общество сейчас вовсю обсуждает итоги первого этапа электронного декларирования госслужащими своих активов, которое произошло в результате ультимативных требований Запада. В народе конечно понимали что политики живут богато, но все же итоги превзошли их ожидания, так среднестатический депутат только хранящейся дома наличности задекларировал на сумму в 1,2 млн долларов (рекордсменом здесь стал Вячеслав Констатиновский с 15,5 миллионами). Чем все это кончится для декларантов пока неясно – изучение этих документов в компетенции структур, которые находятся под фактическим контролем Запада – Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК) и Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). Причем, как сообщила пресс-служба Белого дома, в ходе разговоров с Порошенко и Гройсманом 3 ноября вице-президент США Джо Байден подчеркнул «необходимость сохранения независимости НАБУ».


В НАПК и НАБУ правда говорят, что быстрых действий от них ожидать не следует. Ведь число деклараций составляет 100 тысяч. Но Саакашвили надо действовать пока скандал остается главной темой и он сказал: «Для меня последней каплей стали электронные декларации. Когда я вижу обнаглевшие рожи (нет больше слова), которые открыто заявляют, что у них есть миллиарды не только наличности, а еще они получают социальную помощь от государства…».


Что же касается политической базы Саакашвили, то она подготовлена. Во-первых это созданная им еще в конце прошлого года организация под названием движение «За очищение». Во-вторых -- две партии.


Одна из них - «Демократический альянс», куда в июле вошла группа молодых депутатов Верховной Рады из числа так называемых еврооптимистов (Сергей Лещенко, Мустафа Найем). Это парламентарии которые известны своей близостью к посольству США и их высказывания в 90% случаев надо трактовать как мнение Вашингтона. Они активно пропагандировали Саакашвили с конца прошлого года, а многие из них входят вместе с ним в правление «Движения за очищение». Вторая - это партия «Волна» (по-украински «Хвиля»), которая создается бывшим первым замом генпрокурора Грузии Давидом Сакварелидзе, уволенным весной с поста зама генпрокурора Украины. Сейчас уже пошла инсайдерская информация, что Саакашвили объединит обе партии, возглавив единую силу.


Будучи же губернатором области, он в соответствии с законом «О госслужбе» обязан был быть беспартийным. Сейчас это ограничение снято для него, но даже в качестве лидера партии, прошедшей в Раду, Саакашвили не будет иметь права на депутатский мандат. Для депутата, как и для президента, требуется 5 лет постоянного жительства на Украине.


Впрочем, и без присутствия экс-президента Грузии в партийном списке, политтехнологам несложно подать новую политсилу как его партию. «Демальянс-Хвиля-премьер Саакашвили», даже в рифму получается, а для того чтоб стать премьер-министром Украины ценз оседлости не требуется, нужна лишь поддержка парламентского большинства.


Но перспектива такой поддержки очень туманна. Социологи еще с зимы стали включать в опросы партию, чьим лидером указывали Саакашвили, сначала именуя ее «Движением за очищение», затем «Хвилей». Однако обычно она не преодолевала 5%-й барьер для попадания в Раду. При этом ее поддержка в последние месяцы не увеличилась. Что же касается личной популярности Саакашвили в стране его нынешнего гражданства, то за прошедший год он впечатляюще снизилась. Так, в сентябре 2015 согласно исследованию группы «Рейтинг» 43% украинцев относились к Саакашвили позитивно и 42% негативно. Он был единственным, включенным в опрос политиком, к которому позитивное отношение преобладало. Но уже в ноябре, по исследованиям тех же социологов, позитивно относились к нему чуть больше трети опрошенных, а негативно – половина. К нынешнему сентябрю число первых сократилось до 22%, а вторых – выросло до 64%.


Такая социология понятна. На должности губернатора Саакашвили больше занимался пи-аром чем реальными делами, никаких примечательных успехов он не добился, а Одесса – город заметный: многие украинцы бывают там на отдыхе или с деловыми поездками. Подпортил репутацию главе области и скандал с местными выборами в октябре прошлого года, где губернатор поддерживал в борьбе за пост мэра своего советника Сашу Боровика, а когда тот проиграл с отрывом в 27% от Труханова, не признавал итоги выборов и угрожал Майданом.


Тем не менее, украинский проект Саакашвили никак нельзя сбрасывать со счетов. И при нынешнем падении рейтинга он имеет несколько лучший баланс между позитивным и негативным отношением, чем все лидеры оппозиционных фракций в Раде, не говоря уже о президенте и премьере. А уход с должности развязывает ему руки в критике руководства страны.


Кроме того, до сих пор в украинской власти остаются бывшие грузинские граждане, получившие украинские паспорта в 2014-2015 г. Все их правомерно относить к команде Саакашвили еще с времен президентства последнего. С ними он тоже наверняка связывает свои надежды. Самая заметная из них глава национальной полиции Хатия Деканоидзе, но самой весомой хотя и не публичной фигурой является Гизо Углава бывший зам генпрокурора Грузии, а ныне первый зампред главы НАБУ. Правда еще пару недель назад появилась информация, что группа депутатов намерена обратиться в суд с иском о признании недействительным украинского гражданства Углавы, удовлетворение которого повлечет его смещение.


Неизвестно, что означают слова Байдена о необходимости независимости НАБУ: отсылку к недавнему конфликту этого органа с фактически подконтрольной президенту генеральной прокуратурой или еще и прямое требование сохранить Углаву в должности. Ясно, что НАБУ нужна Вашингтону как механизм контроля над украинской властью, которая не устраивает американцев по многим параметрам. Но неясно насколько они готовы помогать Саакашвили в борьбе с этой властью, например содействовать проведению досрочных выборов Рады или позволить Углаве подыгрывать ему. Ясно что темперамент и амбиции будут подталкивать экс-президента Грузии к борьбе за роспуск этого парламента, а еще в феврале-апреле во время правительственного кризиса американцы были категорически против роспуска Рады.


Да должность главы ключевой для Украины области досталась экс-президенту Грузии благодаря поддержке США, вероятно, эта поддержка, была в числе факторов, которые не позволили Порошенко уволить его весной. Но перевыборы – это вещь куда более серьезная, а администрация в Вашингтоне в ближайшее время сменится.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram