IN MEMORIAM Владимир Зельдин

Умер актёр Зельдин...

Буквально часа два назад, в одной из московских больниц.

Когда-то же это должно было произойти, впрочем. В сто лет танцевать на сцене - это означает почтенно пожить.

Но всё-равно очень печально... Потому что, например, всегда было прикольно сказать "Вот буквально вчера видел его в театре, где он даже танцевал", и про себя подумать о том, что танцевал так он ещё при Сталине. Хотя не только об этом подумать в его случае, но об этом в самом конце некролога.

Там даже не то интересно - как он танцевал, хотя голова у него была здравой до конца и играл он неплохо тоже до конца. А то, что вот играл перед тобой на сцене тот, кто играл ещё в фильме "Свинарка и пастух" до заключения пакта Молотова-Риббентропа, иными словами при Наполеоне и Екатерине Второй. Это уже выступает не актёр, даже не "эпоха", как иногда пОшло принято говорить, а история, что намного круче.

Такое у меня было при походе (ну я тогда с мамой ходил, конечно; но этот аспект уже понимал; наверное мне было лет 14-ть, не помню точно) в 80-е в Малый Театр (кстати, - это и сейчас мой любимый театр в Москве, безусловно лучший и самый крутой) на "Холопы" Гнедича.

Это не тот Гнедич (многие путают), что перевёл "Илиаду", а его племянник, ровесник Чехова (хотя доживший до СССР), но это не важно.

Так вот - там в спектакле играла некая (я говорю "некая", поскольку теперь малообразованной публике она мало известна, хотя ранее была знаменита) актриса ЕленаГоловлева.

Я понимаю, что в интеллигентской среде не принято говорить такие вещи по причине дебиловатых рефлексий и природной пошлости этой прослойки; но я-то не интеллигент, а аристократ (духа), поэтому могу сказать правду; ту правду, которую внутренне понимают даже эти интеллигенты.

Так вот - правда в том, что пьеса эта просто отвратительна. Не потому, что "полностью утратила актуальность", в Малом Театре почти все пьесы утратили актуальность, они берут вовсе не этим. Но и при самом Гнедиче эта пьеса была полным УГ, как и сам он. Я в своё время листал-читал его вещички - это просто омерзительно. Он держался в "литературных кругах" просто как "внучатый племянник Того Самого Гнедича, перевод "Илиады" которого читал ещё мой дедушка при Пушкине". Ну и по той же причине его УГ ставили во всех театрах.

Это как с нынеживущим актёром Ефремовым, чьё имя я не помню. Лично я считаю, что и папа у него УГ на самом деле, но не до такой степени. И в фильмах с Дорониной, например, - он даже интересен. Короче, о вкусах не спорят, хотя по мне он УГ. Но тот (старый Ефремов) всё-таки был каким-никаким актёром. Однако - тут более важен его административный талант: старый Ефремов с помощью всяких интриг возглавлял всякие советские театры, а с высоты этого статуса любое УГ становилось божком в интеллигентских кружках; следовательно по нисходящей и во всём народе. "Раз говорят, что он бог - значит бог".

Обычно так "гениальность" раскручивают еврейским представителям искусства, что слова ни моги сказать, что не считаешь какое-нибудь очередное неунывающее УГ гением ("Да как Вы смеете такое говорить!!! Это же Великий Рабинович!!! Да его все считают гением!"), не опасаясь, что тебя заклюют (впрочем, в последнее время эту мафию слушают всё меньше и правду стало говорить относительно безопасно даже про Макаревича и Шендеровича).

Но иногда и русским. Поэтому мы все вынуждены знать нынешнего Ефремова, которого везде суют. "Потому что он сын Того Самого Ефремова". Хотя он даже не УГ, а УГ в кубе. Хотел было сказать, что он "не УГ, а просто Г", но потому всё-таки остановился на формулировке "УГ в кубе", поскольку всё же нынешний Ефремов до ужаса уныл - и это слово из его определения убирать нельзя.

Тьху, ну до чего же у меня порой длинные "лирические отступления"! Так вот, о чём я? О том, что и автор "Холопов" Гнедич - сам по себе никакой, но сували везде его пьесы ("И даже Станиславский ставил!") - потому что он внучатый племянник Того Самого. Тут как и с Ефремовыми.

Словом, и сам Гнедич-младший - УГ, и эта его пьеса "Холопы" даже в ряду его пьес-УГ - УГ в квадрате. Сама по себе. А не потому что "не актуальна".

Но билеты на неё было не достать. И больше того вам скажу - и у меня впечатления от того спектакля до сих пор сохранились сильные. До сих пор, хотя мне уже 40 лет (а не 28, как многие уверены), а тогда было 14-ть.

Не из-за игры актёров; игра хорошая, но обычная для Малого Театра. А из-за того, что там играла Княгиню - Елена Гоголева.

Кстати, опять же не из-за её игры, хотя она была добротна (игра как игра). Но потому, что Елена Гоголева играла в этом спектакле, который с тех пор не удаляли из репертуара ЕЩЁ ДО РЕВОЛЮЦИИ. Сначала играла Служанку, конечно, потом вот дослужилась до Княгини (я даже не помню сюжет этой пьесы, просто какая-то муть, и всё).

Сидишь себе в зале, собираешься уснуть от скуки, - и тут на сцену на коляске вывозят Княгиню в исполнении Елены Гоголевой. ЗАЛ ВЕСЬ ВСТАЁТ. И аплодисменты на минуту, овации. При ввозе этого тела. Которое играет, играет неплохо, но ничего особенного, - в пьесе, которая просто отвратительна.

Восторг, дикий восторг зала, - передаётся и мне; и он сохранился в моих воспоминаниях до сих пор.

Потому что до Гоголевой роль Княгини именно в этой постановке этой пьесы играла ещё Ермолова (представляете?! - дурацкая пьеса или не дурацкая, абсурдно это или не абсурдно, - но вот Ермолова-то точно Та Самая, поскольку хоть её никто и не видел, но все видели её портрет в Третьяковке, да и здание театра её имени мне всегда нравилось, что не скажешь о самом этом театре).

Потому что Гоголеву в этом самом спектакле (пусть тогда и в другой роли) видел из зала Сам Государь Император. А потом Керенский. Потом Ленин. Потом Троцкий. Потом Сталин. Потом Хрущёв и Гагарин. Потом Брежнев. Потом Андропов. Потом Черненко. Потом Горбачёв. Потом я.

И ведь могли теоретически в Малый Театр водить и иностранных гостей? Обычно в Большой, конечно, но могли и в Малый; иногда модно смотреть драмспектакли на языке, который не понимаешь. Значит и Черчилль, и Риббентроп, и де Голль, да мало ли кто.

И Михаил Булгаков, Прокофьев и Шостакович со Свиридовым, Алексей Толстой, не говоря уж о Шолохове с Сусловым.

Товарищи, это правда экстаз. Прикоснуться не в музее, а живьём - к истории, к Самой Судьбе, я бы даже сказал. Которая что-то там бормочит из своей коляски; но главное - она существует!

Но что отличает от всего этого экстаза умершего сегодня актёра Зельдина? Да то, что приходили посмотреть на историю, прикоснуться к Судьбе и убедиться в существовании жизни после смерти, а погружались в итоге в просмотр его актёрской игры. Уж вы мне поверьте.

Не эта ли мысль - мысль о том, что он до конца жизни оставался яркой индивидуальностью, Личностью, привлекавшей интерес к себе отдельно, - но не стал "частью эпохи" и т.п., несмотря на то, что "ему жал руку и награждал ещё Сталин" - лучший ему памятник?


Чего и вам всем желаю.
Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter