Индустрия платного протеста

Как работает индустрия коммерческих протестов – на конкретном примере из Москвы
 
Протестная активность в России вышла на пик с приближением выборов в Государственную Думу 18 сентября 2016 года. И наоборот, сразу же после завершения голосования протесты по всей стране плавно сошли на нет, за исключением коммерческих митингов, организаторы которых не стремятся к политическим дивидендам, а преследуют исключительно меркантильные цели.
 
Переворот под прикрытием «людей со светлыми лицами»
 
За последние несколько лет СМИ сообщали о сотнях митингов протеста по всей России. Огромный массив информации и опыт знакомства позволяет ранжировать все протестные акции на несколько групп:
 
- митинги, которые преследуют политические цели;
- акции протеста, посвященные местной проблематике классика – это протесты против застройки в больших городах).
 
Или можно применить еще один критерий – когда речь идет о добровольном или проплаченном характере протеста. Понятное дело, если на митинг выходят учителя в Курской области, которым регулярно начальство задерживает зарплату – в этом случае речь идет о борьбе за свои права. Подставной или проплаченный митинг – это когда на митинг выходит несколько десятков здоровых лбов с одинаковыми плакатами, оформленными как под копирку, и хором голосят заученные лозунги. А потом шустрый журналист обнаруживает, как организаторы за углом рассчитываются с участниками, раздавая по списку мятые купюры.
 
Организаторы политических протестов более других склонны к публичным лозунгам, которые обязательно должны взывать к высоким чувствам, демонстрируя чистоту помыслов и благородство манер. «Не врать и не воровать!», «Не допустим!» и «Остановим!» - чтобы у постороннего наблюдателя рефлекторно сжимались кулаки и возникало желание присоединиться.
 
Причем, тот случай, когда лозунги прямо противоречат поведению самих организаторов и протестующих – вообще не проблема. Например, во время государственного переворота на Украине политические оппозиционеры Арсений Яценюк и другие с трибуны Майдана говорили высокие слова о «европейских ценностях», проплаченные эксперты кричали с экранов ТВ о «европейских стандартах жизни». И в это же время боевики из Украины, Югославии, Грузии etc, подготовленные ЦРУ в специальных лагерях, забрасывали солдат внутренних войск и бойцов «Беркута» брусчаткой и «коктейлями Молотова», били железными прутьями и расстреливали из засады из стрелкового оружия. А в это время десятки ведущих на украинских телеканалов ежесекундно промывали мозги ТВ-аудитории, рассказывая о «демократическом протесте» и «мирных митингующих».
 
Еще один довольно свежий пример – это акции грантовых деятелей в годовщину смерти Бориса Немцова. Если задуматься, зачем организаторы призывали людей массово приходить к месту гибели отставного политика в начале Большого Москворецкого моста, если российская традиция – это поминать человека на кладбище? Все очень просто, если посмотреть глазами организаторов, которых Немцов в принципе не интересует, зато интересует пропагандистская накачка и раскачка общественного настроения. Во-первых, мало кто поедет на окраину Москвы, чтобы почтить память Немцова на Троекуровском кладбище. Во-вторых, масса людей в окружении крестов, памятников и могил – это плохая телевизионная картинка, из-за которой организаторы рискуют ассоциироваться с покойниками, кладбищами и прочими мрачными вещами.
 
«Дай миллион!»
 
Наряду с проплаченными политическими акциями, сформировалась целая индустрия коммерческих митингов. Наиболее ушлые дельцы давно посчитали, что самая доходная сфера на сегодняшний день – это застройка в крупных городах.
 
Как заработать на застройке, если Вы не владелец строительной компании? Оказывается, можно! Во всех случаях действует один и тот же алгоритм. Как только становится известно, что строительная компания получила разрешение на возведение многоквартирного дома / гостиницы / торгово-развлекательного центра, в штаб-квартире появляется человек, требующий заплатить отступные, «чтобы не было проблем». Если застройщик отказывается платить вымогателям, они оперативно организовывают «протесты жителей района против незаконной застройки».
 
Классический пример из свежих случаев – это акция протеста против застройки сквера в Москве на Профсоюзной, 128, которая длится уже более полугода. Организаторы начинали свою акцию под стандартным лозунгом «Нет точечной застройке!» Правда, затем застройщик внятно пояснил, что строит на Профсоюзной, 128, именно гостиницу к Чемпионату Мира по футболу, а не жилищный комплекс. Поэтому местным жителям не стоит опасаться уплотнения – ни в плане детских садов и школ, ни в плане парковочных мест и прогулочного пространства. Но участники протеста все равно не хотели угомониться. Что и неудивительно, ведь организаторы загодя привезли протестовать наемных митингарей, которых аргументы застройщика априори не трогают.
 
Правда, акционеры коммерческого протеста не до конца учли риск человеческого фактора. Дело в том, что с наступлением осеннего похолодания «местные жители» начали употреблять горячительные напитки. Употреблять исключительно для того, чтобы согреться. Но алкоголь, как известно, склоняет человека к эксцессам. И вот уже полиция задерживает в нетрезвом виде одного из бенефициаров протестного митинга – муниципального депутата Михаила Громова, который пытался перекрыть своим автомобилем заезд техники на стройплощадку и спровоцировать строителей на драку.
 
Потемкинские протесты
 
Григорий Потемкин вошел в историю, в том числе, благодаря «потемкинским деревням». Во время поездки императрицы Екатерины Второй в глубинку, он приказал строить на пути ее следования образцовые деревни, где радостные жители должны были благодарить государыню за хорошую жизнь. На деле же все «потемкинские деревни» были декорацией от начала и до конца, а деревенских жителей изображали ряженые. За последние годы Россию просто захлестнула волна «потемкинских протестов», когда организаторы занимаются самым настоящим рэкетом, вымогая у строителей отступные за прекращение митингов.
 
На примере митингов в Теплом Стане хорошо изучать, как работает индустрия платного протеста. Традиционно акция по вымогательству денег развивается по нескольким направлениям:
 
- пропагандистская работа с жильцами, когда наемные агитаторы ходят по квартирам и организовывают дворовые встречи, где рассказывают о строительстве исключительно в черных красках, пугая уплотнением и любыми другими ужасами. Задача – привлечь на свою сторону общественное мнение. Цель-идеал – когда хотя бы несколько десятков жителей района выйдет на пикет к воротам стройки;
- создание массовки – если настоящих жителей района не удалось заинтересовать, подойдут и наемные митингующие (на Украине, например, таких называют майданарбайтерами). Может, так будет даже и лучше – наемные ведут себя послушно, они добросовестно готовы отстоять всю вахту «от рассвета до заката», а также хором кричать слова, которые скажут организаторы;
- трансляция нужной телекартинки. Идеал – когда на место событий приезжает съемочная группа какого-то городского или федерального канала – и настоящий местный житель по указке организаторов говорит на камеру что-нибудь вроде «Мы хотим нормальной жизни! А эти застройщики мешают нам жить!» Присмотритесь внимательнее – смысловое содержание текста в таких случаях всегда одинаковое, потому что одинаковы и шаблоны работы организаторов.
 
 
 
Глобальная цель организаторов – максимально раскачать ситуацию и устроить громкий скандал. Логика такова: чем громче скандал – тем больше отступных можно попросить. Поэтому в ход идет все: провокации, чтобы вызвать охрану и строителей на драку, снос забора, блокирование въезда грузовиков со стройматериалами на территорию строительной площадки. В идеале – спровоцировать массовую потасовку, которая тут же пойдет в эфир с титрами «застройщики зверски избивают участников мирного протеста против незаконной стройки в спальном районе Москвы».
 
Если не удастся заинтересовать «протестами жителей» телеканалы, сойдет и размещение ролика в Youtube. Тем более, что в таком случае организаторы платного митинга получают возможность снять так, как пожелают и дать в эфир такие слова «жителя района», которые их устраивают.
 
И параллельно агент организаторов рэкет-схемы лично наведывается либо звонит в головной офис строительной компании с предложением «меняем протесты на сумму наличными».
 
Впрочем, когда человека доводят до отчаяния и он выходит на улицу, такая ситуация еще не означает, что грамотные организаторы не используют такие искренние протесты втемную, чтобы добиться своих целей. Так, все авторы схем по вымогательству денег у застройщиков организовывают свои акции под благими лозунгами «защиты прав местных жителей». А учителя, врачи и ученые, выходя на митинги, могут даже не догадываться, что их превращают в одно из звеньев утилитарной схемы, которую настоящие бенефициары планируют использовать в своих личных интересах.
 

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter