Вице-президентские дебаты: шустрый робот и скучный человек

Вечером 4 октября (ранним утром 5 октября по мск) состоялись дебаты кандидатов в вице-президенты от Демократической и Республиканской партии.


Республиканцев представлял губернатор Индианы Майк Пенс, в прошлом — член Палаты Представителей от того же штата, последовательный правый консерватор, который, несмотря на карьеру кадрового политика, с 2009 года активно поддерживал Движение Чаепития, а в 2016 году с большим энтузиазмом включился в кампанию Дональда Трампа.


Кандидат в вице-президенты от демократов, Тим Кейн, имеет схожий послужной список. Он был губернатором Вирджинии, а позже стал сенатором от этого штата.


Оба — уважаемые в своих регионах и в Вашингтоне политики, дисциплинированные и преданные солдаты своих партий, явно не самые популярные, не самые яркие и узнаваемые в народе, но зато хорошо известные в элитных кругах.


Штаб Хиллари выбрал кандидатуру Кейна по двум основным причинам. Во-первых, Вирджиния — важный колеблющийся штат. Иметь в своей команде популярного экс-губернатора — хороший козырь в борьбе за избирателей этого штата. Во-вторых, в отличие от таких ярких деятелей Демократической партии, как сенаторы Берни Сандерс и Элизабет Уоррен, он, как крепкий середнячок, не создавал никаких напряжений в команде.


После того, как Кейн был назван партнером бывшей первой леди по президентской гонке, левая фронда в Демократической партии была быстро подавлена. Сандерс свернул свою «политическую революцию» и даже не стал наставать на внесении в программу партии своих поправок, а Уоррен фактически прекратила борьбу за персональные назначения в возможную будущую администрацию Клинтон.


Для Трампа Майк Пенс был символическим обозначением «правильного консерватора» в команде. Пенс — консерватор-каким-его-привыкли-видеть избиратели и кадровые республиканцы. Его задачей была консолидация традиционных избирателей «Великой старой партии» вокруг ее несистемного лидера.


Оба кандидата в вице — в отличие от Ала Гора и Дика Чейни в 2000-м, Джо Байдена и Пола Райана в 2012-м — крепкие середнячки, надежные, не хватающие звезд с неба партийные функционеры, привыкшие к рутинной политической работе.


Они в полной мере подходят под требования героя популярного американского сериала «Скандал», президента Фитцджеральда Гранта: «Хранить верность и не умирать».


Так что в отличие от первых президентских дебатов между Хиллари и Дональдом, которые телеканал NBC News анонсировал как «битву титанов», от очного спора Кейна и Пенса ожидали привычной, я бы даже сказал, ординарной политической дискуссии, причем куда менее интересной, чем спор вторых лиц кампании 2012 года.


В целом ясна была и установка на игру для обоих кандидатов.


Прежде всего, они должны были сделать себя более узнаваемыми политическими фигурами. Нет, не убедить избирателей в том, что они способны «хранить верность и не умирать», а отрекламировать себя в качестве действующих лиц кампаний своих патронов. Впереди — самый жаркий месяц предвыборной гонки, в ходе которого и Кейну, и Пенсу предстоит немало поездить по стране с митингами и дать множество интервью. Так что надо быть узнаваемой личностью. А именно узнаваемость, по данным опросов, остается главной ахиллесовой пятой обоих кандидатов в вице-президенты.


Во-вторых, Тим Кейн и Майк Пенс должны были, с одной стороны, защитить своих партнеров по гонке от нападок со стороны конкурента, а с другой — выставить оппонента в максимально невыгодном свете.


За два дня до дебатов агентство Associated Press предельно ясно обрисовало картину: второй человек команды Хиллари попытается сделать все для того, чтобы Майку Пенсу пришлось либо открещиваться от программы и высказываний Трампа, либо постоянно оправдываться за своего шефа.


По идее, то же самое должен был делать и Пенс в отношении Кейна и Клинтон, но его репутация джентльмена, взвешенного и сдержанного человека, застегнутого-на-все-пуговицы представителя американского Среднего Запада, заставляла экспертов сомневаться в том, что он способен на персональные выпады и едкие уколы в адрес соперника.


Стало быть, ему необходима была хорошо выверенная контртактика.


Трампа после первых дебатов часто обвиняли в том, что он плохо к ним подготовился. Поэтому подготовке Майка Пенса в штабе Большого Дональда было уделено столь много внимания. Стало известно, что его спарринг-партнером, имитирующим Кейна, стал губернатор Висконсина Скотт Уокер. По признанию менеджера трамповской кампании Кэльян Коноуэй, Уокер и Пенс «работали много и плотно». Накануне дебатов Коноуэй заверила зрителей телеканала Fox News, что избиратели увидят «боевитого Пенса».


Что ж, стоит передать горячее «спасибо» Уокеру. Его коллега-губернатор оказался совершенно не готов к напору соперника. Вообще говоря, республиканской «висконсинской тройке» — губернатору Скотту Уокеру, председателю Республиканского национального комитета Рейнсу Прибусу и спикеру Палаты Представителей Полу Райану — сторонники Трампа много за что должны сказать «спасибо» — и за долгое нежелание признавать Дональда лидером партии, и за отвратительное поведение Теда Круза на итоговой партконференции, и, наконец, за то, что Висконсин из колеблющегося штата превратился в штат, который Трампу в этом году ни за что не выиграть.


Так или иначе, несмотря на всю «тщательную подготовку», на то, что тактика Тима Кейна была чуть ли не по нотам заранее описана в СМИ, Майк Пенс визуально и риторически однозначно проиграл кандидату в вице-президенты от Демократической партии.


Нельзя сказать, что Кейн продемонстрировал некие из ряда вон выдающиеся ораторские качества. Отнюдь. Он не сказал ничего нового или неожиданного.


Тим просто все время перебивал своего оппонента, и что бы тот ни говорил, повторял и повторял клише, выработанные кампанией Хиллари и мейнстримной прессой. Иной раз Майк Пенс не мог и рта раскрыть. И каждый раз последнее слово оставалось за представителем демократов. Не важно, о чем шла речь — иммиграции, национальной безопасности или экономике, — к исходу очередной фазы дискуссии Кейн произносил очередной штамп в отношении Трампа.


«Он не платит налоги»… «Он называет мексиканцев убийцами и насильниками»… «Он оскорбляет женщин»… «Он делал расистские высказывания»… «Он превозносит диктаторов»…


Пять раз за дебаты Тим Кейн повторял: «Поверить не могу, что губернатор Пенс собирается поддерживать своего партнера по гонке во всем этом». И еще один раз в другой форме: «Он просит нас голосовать за человека, которого сам же не может защитить».


Дважды Кейн повторил слово в слово: «Когда Трамп встретиться с Путиным, мы не уверены в том, что он будет отстаивать интересы Америки, он, скорее всего, будет отстаивать свои личные [бизнес] интересы».


Говоря быстро, почти без пауз, повторяя заученные фразы и затыкая рот своему сопернику, Кейн напоминал эдакого задорного робота — воплощение пропагандистской машины Хиллари.


На его фоне Майк Пенс как будто бы говорил в замедленном темпе. Раз за разом он позволял своему сопернику прерывать себя на полуслове, отбирать время и перескакивать с конкретной темы на шаблоны.


После очередного длинного монолога Тима Кейна о том, какой плохой Дональд Трамп, Пенс покачал головой и сказал: «Ух! Вы, наверное, долго готовились к тому, чтобы выдать весь этот заряд лжи и ненависти!». Что ж, мистер Пенс, видимо, ваш оппонент и правда готовился. Вопрос, однако к вам: а что делали перед дебатами вы?


Кандидату в вице-президенты от Республиканской партии не удалось четко и рельефно сформулировать обвинения в адрес Хиллари — ни в коррупции, ни в пренебрежении национальной безопасностью при использовании частного почтового сервера.


Удивительным образом Кейну даже удалось выставить клинтоновский фонд «истинным благотворительным мероприятием», в то время как Фонд Трампа «был прикрыт за незаконную деятельность». И когда кандидат-демократ выдал невероятный опус: «Таким образом, Фонд Клинтонов работал на добро, в то время как Фонда Трампа работал только на Трампа», — Пенс даже не успел раскрыть рта, и модератор перешел к следующей теме. Республиканцу оставалось лишь сокрушенно качать седой головой.


Необычайная активность и агрессивность Кейна, с одной стороны, обеспечила ему победу на данных дебатах. Но с другой стороны, те республиканцы, которые склонны были видеть в Дональде Трампе «ненастоящего консерватора», посмотрев дебаты, почти наверняка обиделись за Пенса и разозлились на «машину Хиллари».


Да, Майк Пенс предстал перед нами как чрезвычайно скучный и неяркий человек. Но противостоял этот человек пусть и быстрому на слово, но роботу.


И после этих вице-президентских дебатов становится понятно, почему номинантом от Республиканской партии стал именно Дональд Трамп, с его невоздержанностью, страстью, напором и иной раз грубостью. И почему Большой Дональд, несмотря на беспрецедентное медийное давление, до сих пор сражается с экс-госсекретарем на равных.


Против машины Хиллари может эффективно бороться только такой «Джон Коннор». Любой другой «нормальный политик» был бы уже раздавлен и сокрушен. Как был сокрушен и раздавлен Майк Пенс, долго готовившейся к вице-президентским дебатам в компании со Скотом Уокером, которого летом прошлого года называли главной надеждой в борьбе против Клинтон.


Республиканским стратегам, аналитикам и стратегам стоит признать, что не им советовать Трампу и не им пытаться «дисциплинировать» Большого Дональда, который в этом политическом сезоне уже сделал невозможно.


Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram