Россия и Польша: шанс на взаимопонимание

Последние четверть века на польском курорте Крынице-Здруй проходит значимое событие для стран Центральной и Восточной Европы и их соседей. Это Экономический форум, ежегодно организуемый варшавским Институтом восточных исследований. Недавний 26-й Экономический форум стал самым представительным в новейшей истории. В нем приняли участие более 4500 участников - целое созвездие экспертов и политиков, среди них  - пять действующих премьеров. Главная тема форума - «Европа перед лицом вызовов – объединенная или разделенная?». В числе наиболее обсуждаемых проблем – новый формат будущих отношений Европы с Россией.


Курорт Крыница-Здруй – жемчужина польских здравниц. Эта популярная лечебница в Татрах внешне не изменилась с тех пор, когда на крыницких водах любили отдыхать такие известные люди, как кинозвезда Грета Гарбо и маршал Юзеф Пилсудский. Все те же старинные виллы и памятники истории, роскошные цветники и фонтаны. Зато атмосфера дебатов в Крынице меняется каждый год: она необычайно чувствительна к происходящим и готовящимся переменам в Европе.  Нет более точного политического барометра и более удачной площадки для откровенных дискуссий во всей Европе. Как и всегда, помимо официальных встреч и тематических панелей, важную роль на Форуме играют неформальные переговоры и доверительные беседы в кулуарах.

 

Последние три года на крыницком Форуме почти безраздельно доминировала украинская тематика. Но предмайданная подготовка 2013 года и эйфория Евромайдана-2014 постепенно сменились раздражением от непомерных амбиций и постоянных претензий «незалежных политиков» в 2015-м году. На этот год в дискуссиях Форума чувствовалась явная усталость от украинской темы. Довольно наглядно эта тенденция проявилась  в совместной статусной пресс-конференции премьеров стран «вышеградской группы» и Украины.

 

Лидеры В-4 сделали протокольные заявления о необходимости долгосрочной ассоциации страны-соседки в среду ЦВЕ, они говорили о скором безвизовом перемещении для украинцев. Но при этом премьеры акцентировали внимание на условия политической стабильности и гарантии обеспечения грузового и энергетического транзита. В переводе с дипломатического языка на обычный  это означает, что «вышеградцы» охотно готовы принимать дешевую украинскую рабочую силу на нижние этажи своей экономики и также намерены осваивать исторически важные для них приграничные территории Украины. Но справедливо опасаются инфраструктурного и социального коллапса нынешнего киевского режима, а также сопутствующих волн стихийной миграции с территории Украины и вала криминальных банд с автоматическим оружием и опытом боевых действий.


Сейчас Киев, как «социально близкий» партнер, поддерживается в режиме «искусственного дыхания» траншами МВФ и помощью США + стран Евросоюза. Однако европейским экспертам и политикам уже понятно, что драматический конфликт на Украине, во многом инициированный и поддерживаемый нашими заокеанскими партнерами по демократии, станет незаживающей раной на теле Европы еще на два десятилетия вперед.

Очевидно, что без конструктивных переговоров с Россией украинскую проблему не разрешить в долгосрочном плане. Практика последних двух лет -  попытка говорить с Москвой исключительно языком ультиматумов, угроз и санкций – ни к чему хорошему не привела. Поэтому далее делать вид, что Польша и Россия находятся в разных политических галактиках и в упор не замечают друга, уже просто невозможно.


Второй важный аспект –  прошедший июльский саммит НАТО в Варшаве . Это был знаковый перевал для политики военной истерии, за которым открылось выжженное  поле в системе безопасности Евразии. Как уже приходилось отмечать, никто из серьезных аналитиков НАТО не верит в то, что Россия собирается напасть сегодня на любую из стран альянса или же инициировать на Балтике гибридную войну. Скорее страны Балтики способны рухнуть под тяжестью внутренних проблем, от которых НАТО их точно неспособно защитить, чем от мифической атаки путинских "зеленых человечков".


Третий значимый фактор –  это постепенное отрезвление национальных элит и их новый политический реализм. Стало ясно, что путинская России, как и Польша Качиньского – это долговременные факторы российско-польских отношений, как бы это не нравилось отдельным персонам и странам. Как было в сердцах сказано на дискуссионной форумной панели «Россия без Путина»: «Даже если бы Владимир Путин внял мольбам Запада и внезапно провалился под землю, то путинизм останется в России еще надолго». Соответственно, польская правящая партия «Право и справедливость» сегодня прикладывает значительные законодательные, кадровые и пропагандистские усилия, чтобы продлить мандат своего правления, по крайней мере, еще на один срок после 2019 года.

 

Это означает, что для России и Польши пришло время начать отношения с чистого листа. Нам надо строить свои политические контакты реалистично и прагматично, как минимум, на период до 2024 года. Без нормального российско-польского диалога невозможно обеспечить ни стратегическое решение украинского кризиса, ни обеспечение безопасности в балтийском регионе, ни надежность евразийского транзита в ЕС.


Отношениям с Россией на Форуме было посвящено целый ряд дискуссионных панелей и тематических блоков. Это свидетельствует о том, что польские политики ведут подготовительную работу по выработке новой восточной политики, по примеру МИДа Германии. Названия панелей говорят сами за себя – «Разделенная Европа в треугольнике ЕС-Польша-Россия», «Новые соотношения сил на восточном фланге НАТО» и другие. Но наибольший интерес у  участников Форума вызвал наш тематический блок «Россия-Польша: Спор о ценностях или политике?», собравший переполненный зал.


В анонсе говорилось о том, что сегодня польско-российские отношения  стали заложниками политических амбиций и пропаганды.  Взаимные обвинения делают свое дело: сейчас в списке врагов России Польша занимает четвертое место. Но еще недавно поляков считали недругами всего 5% россиян. Парадокс заключается в том, что русские и поляки -  два самых близких народа по  своей генетике.  Возможно, поэтому накал страстей между Москвой и Варшавой высок как в семейном споре. Тогда есть основания полгать, что твердой почвой для диалога между Россией и Польшей могут стать общие ценности - моральные, религиозные и культурные.


Современная Польша сформировалась как успешное национальное государство на основе христианских основ. Сегодня поляки испытывают растущее давление со стороны космополитичной и секулярной Европы. Русские пока еще формируют гражданскую нацию и активно ищут место в современном мире.  Может быть, пришло время нам, русским и полякам, объединиться против общих угроз, а не продолжать искать недостатки друг у друга?


Модератор с польской стороны – известный политик Ян Ракита – выдвинул три стандартных модели отношений между Россией и Польше. Первая состоит в том, что причина вражды кроется в цивилизационной гонке за первенство в славянском мире – в конкуренции восточного и западного проектов. Вторая – извечный религиозный конфликт между католичеством и православием. И треть я - накопленные исторические споры, которые постоянно мешают нашему взаимопониманию.


Автор этих строк, как модератор с российской стороны, возразил, что эти стереотипы исходят из прошлого опыта. Сегодня на политическую арену выходит новое поколение наших сограждан, большинство которых родилось уже после краха социалистической системы. Они менее идеологически мотивированы и догматичны, но более прагматичны. Их куда меньше интересуют исторические вопросы, чем проблемы современной политики. Контекст польской политики в отношениях с Россией также поменялся: «Если Польша — в самом деле, форпост христианской Европы, то с православной Россией у поляков куда меньше культурных разногласий, чем с ближневосточными мигрантами и даже пост-христианским Брюсселем».

 

Наиболее значимым выступлением в данном тематическом блоке стало заявление главы политического комитета МИД Польши Яна Парыса. По сути, Польша предложила России новый этап сотрудничества без предварительных условий и выступила за развитие экономического взаимодействия на общих принципах.

 

Говоря о двусторонних отношениях России и Польши, представитель МИД особо отметил, что общих тем для дебатов у наших стран очень много. «Это не нормальная ситуация, когда соседи не разговаривают. Совместные дела, которых очень много, не должны быть объектом односторонних действий», - добавил  Ян Парыс. Он заверил, что Варшава верит в возможность разрешения любых проблем при наличии доброй воли: «Мы выступаем за сотрудничество с Россией без предварительных условий. Мы хотим развивать экономическое сотрудничество на коммерческих условиях, никогда не намеревались вмешиваться во внутреннюю политику России и того же ждем от российской стороны».

 

Важно подчеркнуть, что это заявление высокопоставленный представитель польского МИДа сделал в присутствии замглавы польского МИД Марека Зюлковского, сидевшего на первом ряду в нашем зале. Это придает особую значимость меморандуму польского внешнеполитического ведомства, который изначально произвел на экспертов впечатление глубоко продуманного, взвешенного и прагматичного документа. Полный текст заявления Яна Пареса, несомненно, должен быть внимательно изучен  российской стороной.  Лейтмотивом его выступления стал призыв к России вернуться к конструктивным дебатам по всему спектру отношений – в сферах безопасности, политики, культуры, торговли и гуманитарных  проблем.


На такой серьезный призыв со стороны Варшавы не следует давать поспешного ответа в форме дежурной строки из твиттера Захаровой. Сегодня между Россией и Польшей практически полностью отсутствуют эффективные инструменты для ведения полноценных дебатов в различных сферах наших отношений. Заморожен культурный и парламентский обмен, прекращено МПП, нет даже постоянно действующих общественных институций, налаживающих диалог между интеллектуальными элитами наших стран. Исчерпала свою деятельность Группа по сложным вопросам, сформированная прежним польским кабинетом. Для создания устойчивого и системного диалога, прежде всего, необходимо создание рабочих институтов взаимодействия, а также выработка принципиально новых, долгоиграющих темы для будущей позитивной повестки дня между Россией и Польшей. Это позволит избежать прежних стратегических ошибок.

 

Это тем более важно, что Россия и Польша в настоящее время стоят перед серьезными общими вызовами. Максим Саморуков – представитель москвского Карнеги-центра отметил, что «фундаментальные трудности, с которыми сталкивается Россия, очень мало отличаются от таких же трудностей стран постсоциалистической Европы, хоть они и перешли к демократии больше 25 лет назад». По сути, наши страны оказались в зоне периферийного капитализма, что мешает реализовать национальные проекты ускоренного развития. Эксперт привел примеры ряда таких общих проблем: демографический кризис, в котором низкая рождаемость усугубляется массовым отъездом активной и образованной молодежи в более развитие страны. А также кризис пенсионной системы и надвигающийся коллапс привычного набора социальных  гарантий.


По мнению Максима Саморукова, демократические правительства Восточной Европы, и авторитарное руководство России, несмотря на их политическую несхожесть, часто пытаются решать эти базовые проблемы одними и теми же методами. «Опыт Восточной Европы показывает, что переход к демократии сам по себе и даже в сочетании с либерализацией экономических связей с Западом не ведет автоматически к успешной модернизации страны и не защищает от возвращения к авторитаризму и национал-популистской реакции. Эффективным оказывается разве что участие в масштабных наднациональных проектах с развитыми странами, хотя и тут результаты получаются довольно ограниченные. Такие методы позволяют стабилизировать ситуацию, но не гарантируют преодоления отставания от Запада» - заключил он.


Достойным завершением нашей дискуссии стало выступление известного польского политика, экс-премьера Польши Лешека Миллера. Он считает, что диалог между Польшей и Россией в последние годы прекратился, на его место пришли истерия и недоверие. По его словам, на место диалога между странами пришли «воображение, предубеждение и истерия». «С нашей, польской стороны, конечно, есть непрерывный ряд разнообразных претензий, в том числе исторических, а с другой стороны – равнодушие», - очень точно заметил Лешек Миллер.


«Если говорить о польско-российском споре о ценностях, или споре о политике, то этот спор не очень интенсивный. Нет никаких дебатов в этом деле. За несколько последних лет дискуссия, публичные дебаты между россиянами и поляками замерли - на уровне политическом, общественном. Если говорить о политическом уровне, прошу обратить внимание, когда в последний раз были переговоры польского и российского президента (я не говорю о случайных встречах, при оказии) или переговоры премьеров или министров? Этот диалог давно не проводится», - заявил Миллер в ходе своего выступления на Экономическом форуме.

 

Разумеется, одним тематическим блоком, пусть даже самым успешным, нельзя закрыть ту огромную брешь, которая сегодня образовалась в российско-польских отношениях. Однако в ходе совместной откровенной дискуссии экспертам и политикам стали видны размеры этой пробоины и намечены пути и механизмы к преодолению разрыва. Надеемся, что полноценный диалог между Москвой и Варшавой скоро будет продолжен на более высоком уровне и в заметно более широких областях сотрудничества между нашими странами. Экономический Форум в польской Крынице-Здруй дал новый шанс для российско-польского взаимопонимания, который нам никак нельзя упустить.


Автор - директор по международным программам Института национальной стратегии.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram